Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Пазухина Татьяна Сергеевна

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ.

Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

школы – интерната

№ 2 г.о. Жигулёвск

_______________________

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора

по УВР

_______________________

           

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № 1

от _________________

_____________________

       

Рабочая адаптированная основная образовательная программа

для учащихся с умственной отсталостью

по предмету «ИЗО»

Класс   4-а

Учитель   Пазухина Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю      1

Планирование составлено на основе 

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «ИЗО» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011/

Предмет «ИЗО» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Коррекционные цели и задачи:

  • воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
  • воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;
  • развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
  • развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
  • формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в  рисовании, аппликации, лепке);
  • воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
  • формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

1.   развитие зрительного восприятия и узнавания;

2.   развитие пространственных представлений и ориентации;

3.   развитие основных мыслительных операций;

4.   развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

5.   коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

6.  обогащение словаря;

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;
  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
  • выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
  • проведение беседы с учащимися о содержании  рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Обучение композиционной деятельности

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:

•        уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;

• загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.

Примерные задания

Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане» (композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)».

Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).

Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате (элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления центральной симметрии в квадрате).

Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога.

 Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица». «Баба-яга». (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон.)

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

3акрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.

При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).

3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.

Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.

Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.

Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.

Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.

Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».

3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора - геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).

Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.

Примерные задания

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).

Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). «Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору учащихся).

Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.

Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.

Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).

Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике «по-мокрому».

Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).

Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).

Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).

Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).

Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.

Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).

Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.

Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении солнца и его лучей.

Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).

Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.

Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).

Примерные задания

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.

Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».

Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).

Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.

«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).

Обучение восприятию произведений искусства

Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы:

1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).

2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).

Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).

Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).

Инструменты художников и скульпторов (фотографии).

Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.

Работа над развитием речи

Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:

  • искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
  • скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
  • радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
  • смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
  • рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
  • рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
  • красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели.

Новые фразы:

  • Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
  • Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).
  • Рисуй по памяти (как запомнил).
  • Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
  • Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).
  • Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
  • Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
  • способы работы по мокрой и сухой бумаге;
  • названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни);
  • названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
  • явления осевой и центральной симметрии, существующее в природе

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
  • рисовать по памяти после проведённых наблюдений;
  • выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
  • применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
  • сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
  • осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
  • закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;
  • рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;
  • в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей        

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Таблицы демонстрационные

2. Презентации по темам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. В.Г. Петрова, М.: Просвещение, 1976.

2. Учимся рисовать. М.А. Васильева, М.: Ювента,2009.

3. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение 1975.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Рисование с натуры листьев

1

2

Рисование на тему «Деревья осенью»

1

3

Рисование на тему «В деревне»

1

4

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»

1

5

Приёмы работы красками и кистью

1

6

Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба

1

7

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге

1

8

Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины»

1

9

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

1

10

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

1

11

Аппликация: «Овальная салфетка»

1

12

Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы)

1

13

Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка»

1

14

Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу»

1

15

Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки»

1

16

Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка»

1

17

Аппликация с дорисовыванием: «Мишка»

1

18

Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка»

1

19

Зарисовка игрушек по выбору учащихся

1

20

Раскрашивание игрушек акварелью

1

21

Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой»

1

22

Лепка фигуры человека в статической позе

1

23

Рисование фигуры человека

1

24

Рисование с натуры «Ваза с цветами»

1

25

Рисование с натуры машинки-игрушки

1

26

Рисование акварелью «Сказочные цветы»

1

27

Знакомство с гжельской росписью

1

28

Рисование элементов росписи посуды Гжели

1

29

Рисование кистью «Праздничный салют»

1

30

Лепка предметов симметричной формы «Бабочка»

1

31

Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза»

1

32

Аппликация: «Сказочная птица»

1

33

Аппликация: «Сказочная птица»

1

34

Мастера народных промыслов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...