КТП Русский язык 2 класс (ФГОС) УМК Гармония
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Подоляко Любовь Григорьевна

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку с УУД 2 класс, УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ktp_russkiy_yazyk_2_klass_uud_umk_garmoniya.zip99.11 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование учебного материала по учебнику «К тайнам нашего языка»

авторы - М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко  

УМК «Гармония» (из расчета – 5ч в неделю)

2 класс (170 часов)

№ от начала учебного года

от начала темы

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности

учащихся

Формирование УУД

личностные – Л

регулятивные – Р

познавательные – П

коммуникативные - К

Примечание

План

Факт

Iчетверть (45 ч: 36/9р.)

Знаем - повторим, не знаем - узнаем (21 ч: 17/4р.)

Повторение изученного и расширение сведений(8 ч:7/1р.)

1

1

Поговорим об ушедшем лете...

Знаем - повторим, не знаем – узнаем

1

1.09.

Рассматривают учебник, его обложку, страницы, выявляют новые условные обозначения, обмениваются впечатлениями об отдыхе, сравнивают и выбирают слова со значением оценки, отбирают материал для своих рассказов, моделируют предложения.

Исправляют предложения мальчика-иностранца, вносят уточнения в текст, объясняют изменения.

Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументируют исправления.

Обнаруживают в записи «опасные места», планируют процесс списывания и действуют по плану.

Выполняют основные требования к речи и речевому поведению.

Л.- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Р.- Выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия. Контролировать действия (чужие и свои). Оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их.

П. – Находить нужную инф-ию в материалах учебника, пользоваться ею.  

     Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал.

К.- Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях.

2

2

О нашей речи

1

2.09.

3

3

Знакомство с понятием «предмет» («Что ты знаешь о словах?»)

1

3.09.

Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читают материал учебника для получения информации, употребляют в речи новый термин,  ставят вопросы.

Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читают материал учебника для получения информации, употребляют в речи новый термин,  ставят вопросы к словам, распознают слова, называющие предметы по освоенным признакам, ведут рассуждения, делают умозаключения.

4

4

Повторение изученного о группах слов

1

4.09.

5

5

Повторение изученного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор. («Будем говорить понятно»)

1

5.09.

Анализируют качество устной речи: ясность, внятность, анализируют звуки, модели, добавляют в модель недостающие значки, характеризуют звуки и классифицируют их. Систематизируют информацию о звуках.

анализируют звуки, модели, добавляют в модель недостающие значки, характеризуют звуки и классифицируют их. Систематизируют информацию о звуках.

6

6

Будем говорить понятно.

Совершенствование различных умений

1

8.09.

7

7

Повторение    способов    обозначения    твердости-мягкости согласных. («Может ли быть непонятной письменная речь?»)

1

09.09

Обобщают знания о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на письме, находят и исправляют ошибки,

воспроизводят правило написания ударных слогов «жи-ши, ча-ща, чу-щу», применяют его.

8

8

Повторение  изученных  орфографических  правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, чаща, чу-щу)

1

10.09

Правописание ь между согласными («Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?») (5 ч: 4/1р.)

9

1

Знакомство со случаями написания ь и его отсутствием в сочетаниях чк, чн, чт, щн

КСД-1

1

11.09

Наблюдают за использованием ь между двумя согласными, выявляют закономерность, делают умозаключение, предполагают правило письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют информацию, пользуются новой информацией при письме. Анализируют позицию мягкого согласного звука и выбирают написание.

Анализируют написание слов и расширяют знания об «опасных  местах», систематизируют их в таблице, пользуются составленной таблицей как справочником при письме, используют приобретённые знания при списывании и письме под диктовку

Разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам.

Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи.

Разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам.

Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи.

Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи.

Л.- Познавательный интерес к изучению русского языка, готовность преодолевать учебные затруднения. Проявление внимательного отношения к людям.

Р.- Ставить учебную задачу, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике.

П.- Самостоятельно находить нужную инф-цию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательной задачи.

    Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать.

К.- Участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах одноклассникам и членам семьи.

10

2

Мягкий согласный перед мягким - «опасное» при письме место

1

12.09

11

3

Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст, нт)

1

15.09

12

4

Закрепление правила написания ь между двумя согласными

1

16.09

13

5

Продолжение закрепления изученного

1

17.09

Способы обозначения звука [й ']. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й ']?») (5 ч: 4/1р.)

14

1

Повторение известных способов обозначения звука

1

18.09

Анализируют позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,],осмысливают информацию, представленную в моделях, уточняют знания о способах обозначения звука [й,], вносят дополнения в модели.

Анализируют позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], осмысливают информацию, представленную в моделях, уточняют знания о способах обозначения звука [й,], вносят дополнения в модели.

Различают звуки и буквы, соотносят их. Решают фонетико-графические задачи. Выбирают правильное

решение, осуществляют взаимо- и самоконтроль, определяют задания, которые вызывают затруднения, планируют действия при письме под диктовку и осуществляют их. Моделируют предложения и работают с моделями. Применяют полученные знания при письме.

Л.- Осознание трудностей нашего языка, стремление к преодолению, проявление трудолюбия и желания решить учебную задачу.

Р.- Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

П.- Читать и извлекать необходимую инф-цию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать их как новые; с помощью приобретённой инф-ии проверять и оценивать сделанные предположения, выполненные действия; переводить инф-ию, представленную в табличной, модельной форме, в словесную.

    Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, группировку, конструирование, моделирование, умозаключения, обобщения.

К.- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, проявлять доброжелательное отношение.

15

2

Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи: ь/ъ

1

19.09

16

3

Формирование умения использовать разделительный ь

1

22.09

17

4

Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух знаков: ь/ъ

1

23.09

18

5

Обобщение: три способа обозначения звука [й ']?

1

24.09

Подведем первые итоги (3 ч: 2/1 р.)

19

1

Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем»

КСД-2

1

25.09

Различают звуки и буквы, соотносят их. Решают фонетико-графические задачи. Выбирают правильное решение, осуществляют взаимо- и самоконтроль, определяют задания, которые вызывают затруднения, планируют действия при письме под диктовку и осуществляют их. Моделируют предложения и работают с моделями.

Л.- Осознание границ собственных знаний, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и готовность выполнять определённые учебные действия для дальнейшего приобретения умений.

Р.- Фиксировать достигнутые результаты; участвовать в оценке правильности выполнения учебных заданий, планировать определённые действия, в том числе умственные, осуществлять взаимо-и самоконтроль.

П.- Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами.

    Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

К.- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение к чему-либо.

20

2

Подготовка к контрольной работе

1

26.09

21

3

Контрольная работа - 2

1

29.09

Орфография «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» (24 ч: 19/5 р.)

Орфограммы безударных и ударных гласных и парных по глухости-звонкости  согласных. Обучение письму с «окошками»(24 ч: 19/5 р.)

22

1

Знакомство  с  понятием   «орфограмма».  

(«Новое научное слово»)

1

30.09

Анализируют слова, сравнивают звуки и буквы, позиции звуков, устанавливают случаи письма, где возможна ошибка, делают вывод о необходимости выбора букв, моделируют его. Читают учебник, слушают учителя, проверяют и уточняют выводы, выявляют новую информацию, термины.

Дополняют известные правила новыми сведениями, наблюдают за выбором букв на месте орфограмм, обсуждают возможность появления ошибки, аргументируют умозаключение

Дополняют известные правила новыми сведениями, наблюдают за выбором букв на месте орфограмм, обсуждают возможность появления ошибки, аргументируют умозаключение.

Л.- Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Зарождение сознательного отношения к письму, стремление к его правильности, уважение к себе как носителю русского языка. Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.

Р.- Ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П.- Осуществлять поиск необходимой инф-ии, в том числе в словарях учебника, использовать знаково-символические ср-ва, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

    Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К.- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

23

2

Орфограммы безударных и ударных гласных

1

1.10.

24

3

Орфограммы  парных по глухости-звонкости  согласных

1

2.10.

25

4

Непарные по глухости-звонкости согласные - не орфограммы («Когда согласным можно доверять?»)

1

3.10.

Обобщают и систематизируют сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различают парные и непарные, делают выводы о наличии  или отсутствии орфограмм. Классифицируют слова в зависимости от характера последнего звука, выбирают слова с указанными видами орфограмм. Сравнивают ранее полученные знания с новыми, уточняют и дополняют сведения, находят слова с разными орфограммами, оперируют признаками, отличают орфограммы от «неорфограмм», определяют количество главных орфограмм,

рассказывают о своих наблюдениях и сделанных выводах, моделируют их, обосновывают, используют новые термины. Осмысливают обобщения, представленные в схематичной (алгоритмичной) форме, оформляют их словесно.

26

5

Парные  по  глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в, в'] - не орфограммы

1

6.10.

27

6

Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости

1

7.10.

28

7

Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)

1

8.10.

Понимают, читают и воспроизводят модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм. Разграничивают орфограммы на изученные и неизученные правила, обсуждают решения в парах. Осваивают способ письма с «окошками», выполняют определённый порядок действий. Знакомятся с орфографическим словарём, осваивают способ поиска слова в словаре, действуют по алгоритму. Накапливают опыт пользования словарём, работают в паре.

29

8

Обучение работе с орфографическим словарём. (Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)

1

9.10.

30

9

Обучение письму с «окошками» на месте всех  буквенных орфограмм. Памятка 3. («Учимся писать без ошибок»).

КСД-3

1

10.10

Читают инструкцию, представленную алгоритмической схемой, на её основе выводят способ действия при письме, выполняют действия памятки, решают задачи письма известными способами, пишут с «окошками». Переводят звуковую модель слова в буквенную запись, действуют по указанному плану.

31

10

Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм

1

13.10

32

11

Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)          

1

14.10

Анализируют написание слов, выявляют закономерности, делают умозаключения  о правилах письма. Выводят способ действия при решении некоторых орфографических задач, начинают использовать полученные знания, обобщают и систематизируют их, пишут с «окошками» и решают задачи освоенными способами.

33

12

Закрепление письма с «окошками» и последующего решения орфографических задач освоенными способами

1

15.10

34

13

Введение памятки 4: с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач.   («Знаю   или   не знаю? Пишу или ...?»)

1

16.10

Анализируют памятку 4, сравнивают известный способ действия с новым, находят отличия. Планируют действия при письме по памятке 4 и действуют  по плану. Пользуются орфографическим словарём учебника, решают с его помощью орфографические задачи. Используют новый способ письма в своей письменной речи. Уточняют по словарям значение и произношение слов.

35

14

Закрепление нового способа письма

1

17.10

36

15

Тренировка в письме «с окошками» по памятке 4

1

20.10

37

16

Две орфограммы в безударных слогах [жы - шы] («Бывает ли буква одна, а орфограмм две?»)

1

21.10

Анализируют материал по указанному признаку, сравнивают написание слов, отражают различие в схеме. Осознают противоречие между известным правилом и написанием слов, объясняют его причину, делают умозаключение о границах применения известного правила. Делают вывод о двух орфограммах на месте одной буквы, уточняют обозначение орфограмм и способ действия при письме.

38

17

Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа («Проверяем себя»)

1

22.10

Обнаруживают орфограммы, различают их, пишут, оставляя«окошки». Проверяют свои умения, составляют проверочные работы для одноклассников, обобщают полученные знания, осуществляют взаимо- и самоконтроль

39

18

Совершенствование умений по теме «Письмо с «окошками»»

1

23.10

40

19

Проверка и совершенствование умений по теме «Орфограммы безударных и ударных гласных и парных по глухости-звонкости  согласных. Обучение письму с «окошками»»

КСД-4

1

24.10

41

20

Контрольная работа - 3

1

27.10

42

21

Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками

1

28.10

43

22

Обучение  деловой  речи:   написание  кулинарных рецептов («Научим друг друга»)

1

29.10

Анализируют структуру кулинарного рецепта, определяют особенности текста, учитывают их при создании своего рецепта. Действуют по памятке 4, разграничивают решаемые и пока не решаемые задачи, пользуются приёмом письма с «окошками

44

45

23

24

Обучение словесному рисованию: сочинение загадок

Продолжение сочинения загадок и составления рецептов

1

1

30.10

31.10

Анализируют «устройство» загадок, сравнивают тексты,  преобразовывают некоторые в загадки, подбирают сравнения, рифмы, коллективно сочиняют загадки, записывают их, используя приём письма с «окошками».Сотрудничают в коллективной и парной работе.

II четверть (35 ч: 25 / 8 р.)

Синтаксис: предложение (13 ч: 9 / 4 р.)

Предложение. («Выражаем мысли и чувства») (13 ч: 9/4 р.)  

Предложение: его назначение и признаки

46

1

Повторение и расширение сведений о предложении («Как   мы строим предложения?»)

1

10.11

Осознают назначение предложений, наблюдают за выделением предложений в устной речи, сравнивают его со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимают информацию на слух, выделяют новые сведения.

Анализируют неудачно построенные предложения, выявляют причины погрешностей и их следствие. Осмысливают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную.

Читают информацию учебника, выделяют новую. Находят границы предложений по освоенным признакам. Формулируют мысли и записывают предложения

Отличают предложения от набора слов, аргументируют решение, опираясь на признаки предложения. Используют знания о требованиях к предложению, конструируют предложения из слов, определяют, о чём и что будет говориться в предложении, выбирают  вариант построения предложения, осознают порядок действий при составлении предложений,  упражняются в нём.  Сотрудничают с одноклассниками, работая в парах и коллективно.  

Л.- Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств. Желание умело пользоваться русским языком и появления элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат.

П.- Черпать из учебника инф-ию, находить новые сведения, пользоваться ими. Понимать схемы, модели, передавать инф-ию в словесной форме.

    Наблюдать за построением предл-ий, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств;делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с инф-ей в учебнике, строить необходимые рассуждения. Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предл-ия, конструировать их, выбирать варианты построения, действовать по аналогии.

К.- Отвечать на вопросы персонажей учебника, строить небольшие монологи; рассказывать о приобретённых знаниях и умениях; соблюдать правила культуры общения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь. Участвовать в диалоге и коллективной беседе. Строить предл-ия для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

47

2

Обучение   построению   предложений.  

1

11.11

48

3

Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

1

12.11

49

4

Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать

1

13.11

50

5

Виды  предложений  по цели:  повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

КСД -5

1

14.11

Читают текст, определяют явлениепо его описанию; находят предложение по указанным признакам, объясняют назначение и особенности каждого. Воспринимают при чтении или на слух новую информацию, соотносят её с прочитанными предложениями, характеризуют предложения, подводят под понятие. Анализируют материал, находят различные предложения, объясняют, с какой целью они говорились. Определяют разновидность предложения, пользуются терминами, выявляют недостающий вид предложения, составляют его, выбирают предложения нужных видов, действуют по памятке списывания.

Сравнивают предложения по интонации, выявляют различие, дополняют знания о предложении, обобщают полученную информацию, осмысливают её представление в модели.

Характеризуют предложения по двум параметрам, сравнивают их, соотносят интонацию со знаками препинания, определяют интонацию по смыслу предложений, передают её в устной и письменной речи, оформляют предложения при письме.

51

6

Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные

1

17.11

52

7

Закрепление изученного о видах предложений

1

18.11

53

8

Обучение построению вопросительных  предложений и точному ответу на них. («Как спросишь - так и отвечу»)

1

19.11

Наблюдают за интонацией вопросительных предложений, выразительно их произносят, выделяют специальные вопросительные слова, выбирают с учётом этих слов точные ответы, самостоятельно строят такие ответы.  Объясняют взаимосвязь между вопросом и ответом на основе информации учебника, составляют различные вопросы,

Анализируют построение ответов на вопрос «почему?», обсуждают информацию, представленную в модели, переводят её в словесную форму. Конструируют ответы на вопрос «почему?» разными способами, самостоятельно строят ответы.

54

9

Построение ответов на вопрос «почему?»

1

20.11

55

10

Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания. («Предлагаем, просим, желаем»)

1

21.11

24.11

Вычленяют предложения из текста, анализируют их по освоенным признакам, выделяют предложения указанного вида, классифицируют их с точки зрения выражаемого значения, находят ключевые слова

 Осознано пользуются побудительными предложениями в речи, используют слово «пожалуйста», грамотно записывают с ним предложения. Наблюдают за построением предложений-пожеланий, по аналогии создают свои.

Составляют различные предложения, используют их при письме записок. Вычленяют предложения из потока речи, определяют их виды по цели и интонации, обобщают полученные знания о предложении, строят монологические сообщения на основе изученного.Продолжают осваивать способ письма под диктовку, действуют по определённому плану, проверяют написанное.

56

11

Обучение составлению пожеланий

1

24.11

28.11

57

12

Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками»

1

25.11

1.12

58

13

Обучающий диктант

1

26.11

2.12

Текст  (12 ч: 9 / 3 р.)

Текст («Хочу сказать больше») (12 ч: 9/3 р.)

59

1

Знакомство с понятием «текст». («А если одного предложения мало?»)

1

27.11

Читают предложение и обсуждают его смысл, предполагают возможное продолжение, соотносят предложение с предъявленным вариантом продолжения, анализируют и выявляют условие связности предложений. Воспринимают на слух или при чтении новую информацию, выделяют термин и признаки понятия. На основе признаков текста различают предложение и текст, текст и набор предложений.

Осваивают термины «тема» и «главная мысль», наблюдают за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находят предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивают заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирают более точный, придумывают свой. Анализируют тексты, выявляют недостатки, выводят требования к хорошему тексту, проверяют и уточняют свои выводы на основе учебника. Оценивают тексты с точки зрения сформулированных требований. Осознают  назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста и внесения правки. Исправляют «чужие» тексты, озаглавливают их с разных точек зрения, создают собственные, проверяют и редактируют  написанное с точки зрения темы и основной мысли.

Наблюдают за развитием мысли в тексте, восстанавливают нарушенную последовательность предложений,  выявляют роль первого и последнего предложений, конструируют тексты, озаглавливают их, составляют свои, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

Л.- Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать.

Р.- Ставить учебную задачу, планировать действия, действовать по намеченному плану, осознанно выполнять инструкцию; контролировать процесс и результат деятельности (своей и чужой), оценивать его и вносить коррективы.

П.- Дополнять свои знания новой инф-ей, находить новые сведения в учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач.

    Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения.

К.- Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. Участвовать в совместной деятельности, в коллективном и групповом обсуждении различных вопросов; выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения.

60

2

Тема и основная мысль текста. («Как в детской пирамидке»)

КСД - 6

1

28.11

61

3

Требования к хорошему тексту. («Как сделать текст хорошим?»)

1

1.12.

62

4

Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор». («От слов к тексту»)

1

2.12.

63

5

Упражнение в редактировании текстов

1

3.12.

64

6

Восстановление и запись деформированных текстов. («Составляем и пишем диктанты».)

1

4.12.

65

7

Подготовка к диктанту

1

5.12.

Выполняют действия необходимые при письме под диктовку, осуществляют самоконтроль, вносят исправления.

66

8

Контрольный диктант по теме «Текст («Хочу сказать больше»)»

1

8.12.

67

9

Учимся письменному пересказу

1

9.12.

Воспринимают тест на слух, анализируют содержание. Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, проводят языковой анализ. Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, разграничивают решаемые и пока не решаемые орфографические задачи, пишут с «окошками». Проверяют написанное с точки зрения орфографии, оценивают и редактируют свой текст.

68

10

Обучение первым изложениям

1

10.12

69

11

Составление рассказов на основе прочитанного («Рассказываем сами и обобщаем»)

1

11.12

Анализируют рассказ писателя о книге, высказывают своё отношение, рассказывают о прочитанных книгах, записывают свои мысли.

70

12

Обобщение изученного о предложении и тексте

КСД -7

1

12.12

Обобщают полученные знания о предложении и тексте, обсуждают высказывания персонажей, выражают своё мнение, участвуют в общей беседе, соблюдают правила общения.

Состав слова (8 ч: 7 ч/1 р.)

Состав слова. Корень и окончание как части слов (8 ч: 7 ч/1 р.) («Размышляем о словах»)

71

1

Разговор о значении слова. («Что в слове главное?»)

1

15.12

Наблюдают за значениями слов, выявляют зависимость произношения и написания слов от их значений, делают умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывают о сделанных обобщениях. Объясняют значения слов, выбирают слова с учётом смысла текста.

Л.- Осознание важности понимания значения слов. Интерес к наблюдениям за языком и его исполнением в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету.

Р.- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, чувствовать в её решении. Учитывать выявление ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь регуляции своих действий. Осуществлять контроль за выполнением действий.

П.- Находить на страницах учебника необходимую инф-ию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач.

   Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие. Анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.

К.- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким, ко всем людям.

72

2

Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова». («Собираем родственников»)

1

16.12

Знакомятся с определением понятия «корень», выводят способ действия для нахождения корня, осваивают его.

Подбирают родственные слова, группируют их, находят «лишнее» слово. Наблюдают за единообразием написания корней, получают информацию об этом из учебника. Используют знание «секрета» корней при письме, пользуются словарём учебника для решения орфографических задач. Наблюдают за наличием других частей в словах.

73

3

Закрепление введенных понятий;  наблюдение за единым написанием корней в родственных словах

1

17.12

74

4

Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня

1

18.12

75

5

Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретенных умений

1

19.12

Определяют основную мысль текста, представляют рисуемую картину, словами рисуют её, раскрывают выраженную главную мысль, выбирают для этого слова, улучшают и проверяют написанное.

76

6

Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»)

1

22.12

Анализируют и критически оценивают высказывания персонажа, исправляют ошибку в построении слов, делают вывод  о необходимости изменения слов, сравнивают его с информацией в учебнике. Выявляют новые сведения об окончании, рассуждают о необходимости окончаний в языке. Изменяют слова, составляют с ними предложения.

77-78

7-8

Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году

2

23.12

24.12

Читают текст, выделяют предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдают за развитием мысли, построением предложением, их связью и выбором слов. Воспроизводят текст, проверяют и совершенствуют написанное. Составляют поздравления, пожелания, вспоминают о подготовке к празднику, слушают рассказы других, обмениваются с одноклассниками своими планами.

Состав слова. Продолжение (8 ч: 7 / 1 р.)

79

1

Однажды…

Рассказ о предстоящих зимних каникулах

КСД - 8

1

25.12

Обмениваются впечатлениями о каникулах. Планируют содержание текста, обдумывают его по памятке «Текст». Письменно излагают свои мысли. Проверяют и редактируют написанное.

Л.- Осознавать, что понимание значения слов -обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка. Познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р.- Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи. Ставить (коллективно) новые задачи,  выполнять действия для их решения. Различать способ и результат  действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы.

П.- Осознавать необходимость новых сведений для решения учебно-познавательных задач. Черпать из учебника необходимую инф-ию, осмысливать значение новых терминов, трактовать их, проверять свои предположения по учебнику. Пользоваться различными словарями учебника. Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, решать их. Находить в дидактическом материале требуемые сведения, факты и другую инф-ию, представленную в явном виде.

    Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать.

К.- Обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств. Формулировать свои суждения по ходу работы с учебным материалом, аргументировать их, строить несложные рассуждения. Слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение. Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения.

80

2

Повторение изученного о словах

1

26.12

Отвечают на вопросы по изученному материалу, проверяют и уточняют ответы, находя нужные сведения в учебнике. Читают текст, определяют своё отношение к персонажу, выражают его в заголовке. Находят в тексте родственные слова, обосновывают решения.

III четверть (50 ч: 38 / 12 р.)

81

3

Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» («Вспомним и узнаем новое»)

1

Находят в тексте изменения одного и того же слова, выделяют изменяемую часть, осознают различие окончаний при сходстве других частей как опознавательный признак изменений слова. Объясняют смысл названия окончание-невидимка». Находят в тексте родственные слова и предполагают их другое название: однокоренные, проверяют предположение по учебнику. Разграничивают и группируют изменения слов и однокоренные слова.

82

4

Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов

1

Сравнивают слова по значению, группируют близкие по значению. Читают информацию в учебнике, выявляют научные названия этих слов. Находят в тексте синонимы, разграничивают синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и изменения слов. Наблюдают за точным выбором слов в тексте, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его.

83

5

Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»)

1

Сравнивают изменения слова, выделяют корень и окончание, находят в тексте учебника новые сведения об изменениях слов, осознают смысл терминов «единственное число», «множественное число».

Определяют число, в котором употреблено слово, изменяют слова по числам, осознают изменение значений, обнаруживают орфограммы, наблюдают за действием «секрета» корней.

84

6

Изменение названий предметов   по «командам» вопросов.

1

Конструируют предложения, вставляя по смыслу нужные слова, замечают изменения слов, выделяют окончания. Читают информацию учебника, вычленяют требуемые сведения. Обобщают знания об изменениях слов, строят монологическое высказывание.

85

7

Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий

1

Осознают смысл текста, соотносят слова текста с изученными группами слов, находят названия предметов и названия их признаков, наблюдают за изменением зависимых слов, изменяют слова по «командам» вопросов. Из учебника получают сведения о неизменяемых названиях предметов, осознают отсутствие у них окончаний. Знакомятся с понятием «антонимы», подбирают антонимы к словам. Обнаруживают в тексте орфограммы, квалифицируют их как освоенные и неосвоенные, списывают текст, на месте неосвоенных орфограмм оставляют «окошки».

86

8

Повторение освоенных способов выбора букв   в  словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?»)

1

Обобщают сведения об орфограммах, решают орфографические задачи с помощью словаря, используют знание написания корня слова для выбора букв в однокоренных словах. Осмысливают понятие «правило», систематизируют изученные, констатируют незнание способа действия для обозначения орфограмм в корне, списывают текст, оставляя «окошки» на месте этих орфограмм. Читают название темы и предполагают содержание дальнейшей работы.

Орфография «Учимся решать орфографические задачи в корне слова (45 ч: 32 / 12 р.)

Обучение подбору проверочных слов для корня (21ч:16/5 р.)

87

1

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. («Слова – подсказки – какие они?»)

1

Сравнивают и классифицируют слова; читают информацию учебника, находят ответ на заданный вопрос, используют новые термины, осознают признаки проверяемых  и проверочных слов, подводят конкретные слова под эти понятия.

Осмысливают графические способы обозначения, с их помощью объясняют написание слов. Распознают проверочные и проверяемые слова, группируют их. Знакомятся с основными способами действия для подбора проверочных слов. Выбирают слова по заданным признакам, находят в них корень, наблюдают за выбором букв, доказывают его правильность.

Л.- Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Р.- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

П.- Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую инф-ию из учебника, при этом понимать инф-ию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую инф-ию для решения задач. Переносить имеющие знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.

    Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.

К.- Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного хар-ра, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.

Как искать проверочные слова для корня?

88

2

Способы подбора проверочных слов для названий предметов

1

Изменяют слова, наблюдают за единообразием букв в корнях, выводят способ действия для определения правильной буквы, соотносят его с моделью, обсуждают информацию, представленную в схематичной форме, применяют способ действия на практике, аргументируют решение, обсуждают выбор решения с одноклассниками, участвуют в групповой и парной работе.

89

3

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

КСД - 9

1

90-91

4-5

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

2

Выявляют недостаточность имеющихся способов действия, на основе анализа и сравнения слов, «чтения» моделей открывают новые способы действия. Осознают возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирают один из них, пользуются взаимопроверкой слов. Осознают возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирают один из них, пользуются взаимопроверкой слов.

92

6

Объяснение значения  слова как способ  проверки («От значения слова - к правильной букве»)

1

Объясняют значения слов с помощью однокоренного, осознают это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщают приобретённые знания, применяют их в процессе письма, проверяют написанное, исправляют «чужие» ошибки, обосновывают исправления, осуществляют взаимо- и самоконтроль при письме

93

7

Способы подбора проверочных слов для названий действий

1

94

95

8

9

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий.

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий

1

1

Разграничивают группы слов, распространяют известные способы подбора проверочных слов, принадлежащих к одной группе, на другую, используют знания в новых условиях.

Анализируют памятку «Как писать без ошибок?», дополняют её новыми сведениями, осознанно действуют при письме, выполняя последовательность необходимых операций.

96

10

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов

1

97

11

Упражнение  в подборе проверочных слов для названий признаков предметов

1

98

12

Значение слова и его написание. («Снова о значении слова»)

1

Соотносят значение слова и его написание, объясняют значения слов, выбирают букву в зависимости от значения.

99

13

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова»)

КСД - 10

1

Систематизируют способы подбора проверочных слов, представляют их в таблице, сравнивают полученный вариант с вариантом учебника, формулируют способ действия при выборе буквы на месте орфограмм корня. Различают проверочные и проверяемые слова, соотносят их между собой, находят ошибки в подборе проверочных слов, аргументируют решение.

100

14

Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных   гласных   и   парных   по   глухости-звонкости согласных в корне

1

Решают орфографические задачи, не решённые ранее, осознают прирост своих знаний и умений.

101

102

15

16

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов

2

Обобщение изученного по орфографии («Обобщаем и стараемся писать без ошибок»)

103

17

Способы подбора проверочных слов: обобщение.

1

Обобщают сведения о способах подбора проверочных слов для орфограмм корня, оценивают свои достижения. Пользуются приобретёнными умениями для решения различных орфографических задач, распознают уже решаемые орфографические задачи и ещё не решаемые,  классифицируют такие слова.

Составляют и записывают предложения, списывают тексты и пишут под диктовку, выполняют при этом все освоенные способы действия.

104

18

Тренировка в разграничении решаемых и пока нерешаемых задач.

1

105

19

Закрепление освоенных способов действия. Текущая проверочная работа - 4

1

106-107

20-21

Изложение с продолжением. (Е. Чарушин «Волчишко»)

2

Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет») (4 ч: 3 / 1 р.)

108

1

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн-с'н], и способов ее решения

1

109

2

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн,з'н, ств, нц, рц] и способов ее решения (в том числе по словарю)КСД - 11

1

110

3

Упражнения в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении.

1

111

4

Закрепление изученного материала по изучаемой теме

1

Самостоятельно подбирают слова с новой орфограммой, классифицируют их по возможности подбора проверочного слова.

Работа над непроверяемыми написаниями  (4 ч: 3 /1 р.)

112

1

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания. Обучение пользованию орфографическим словарем. («Когда командует словарь»)

1

Осознают наличие в языке слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне, осмысливают сущность понятия «непроверяемые орфограммы» и необходимость при встрече с ними обращаться к словарю.

Различают слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, классифицируют и группируют их, пользуются словарём учебника для решения задач на месте непроверяемых орфограмм.

113

2

Правописание удвоенных согласных в корне слова. («Звук один, а буквы две»)

1

114

3

Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.

1

115

4

Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами

1

Сравнивают звуки и буквы, узнают новые термины, запоминают слова с удвоенными согласными в корне слова, рассказывают о происхождении слов с удвоенными согласными.

Объясняют значения слов, наблюдают за взаимосвязью между значением слова и его написанием, сравнивают слова по значению и написанию. Объединяют и группируют их. Расширяют знания о переносе слов со строки на строку, различают слова, которые можно и нельзя перенести. Работают с орфографическим словарём учебника, выбирают в нём слова по указанным признакам, списывают их и стараются запомнить написание.

Повторение и обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведем итоги»)  (7 ч: 4 / 3 р.)

116-117

1-2

Совершенствование всех приобретенных детьми умений

2

Проверяют свои умения, классифицируют и группируют слова по орфограммам, анализируют предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова, оценивают их, предлагают свои, решают орфографические задачи всеми освоенными способами, в том числе, обращаясь к словарю.

Проверяют написанное, выполняя необходимый способ действия, исправляют обнаруженные ошибки, объясняют исправления. Читают текст, находят в словах орфограммы, доказывают выбор букв на их месте. Списывают и пишут под диктовку, осуществляют самоконтроль в процессе письма и на этапе проверки, вносят исправления. Обнаруживают свои ошибки, заново решают орфографические задачи, исправляют ошибки, понимают и объясняют их причины.

118-119

3-4

Обучающие проверочные работы

КСД - 12

2

120-121

5-6

Контрольные работы – 5, 6

2

122

7

Совершенствование орфографических умений.

1

Применение орфографических умений в свободном письме

(«Сочиняем, пересказываем, рассказываем») (9 ч: 7 / 2 р.)

123

1

Обучение   написанию   поздравлений

1

Анализируют поздравления, составленные детьми, выражают своё отношение к ним, выбирают особо понравившиеся, объясняют свою оценку. Создают свои поздравления, выбирают для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, грамотно оформляют тексты.

Л.- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы.

Р.- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самоконтроль.

П.- Понимать инф-ию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму.

    Анализировать авторские тексты, оценивать их с точки зрения содержания и использования автором языковых средств, оценивать.

К.- Выбирать наиболее точные и выразительные средства языка при создании высказываний (текстов). Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать советы по устранению недостатков.

124-125

2-3

Изложение «Подарок маме». Подготовка поздравлений к 8 Марта. (При необходимости уроки передвигаются)

2

Читают тексты, понимают их смысл, в том числе заложенный в подтексте, выбирают более точный заголовок или придумывают свой,  наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью, отбором слов. Пишут изложения, проверяют и редактируют написанное.

126

4

Изложение с выбором заголовка. («Спасен!»)

1

127

5

Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики

1

Анализируют предложения, определяют тему и выражаемую мысль каждого, распределяют предложения по двум темам, восстанавливают структуру отрывков, конструируют два текста, пересказывают один устно, а другой – письменно. Слушают и оценивают пересказы одноклассников, проверяют  и улучшают свой написанный текст.

Читают словесные картинки и деловые сообщения, составленные детьми, находят достоинства и недостатки в построении текстов, устраняют погрешности; проверяют с точки зрения орфографии, исправляют орфографические ошибки.

128

6

Продолжение работы над текстовыми умениями

1

129

7

Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны

КСД – 13

1

130

8

Совершенствование речевых и орфографических умений

1

Осознают  главную мысль, выраженную в заголовке и первом предложении текста, раскрывают её, создавая свою словесную картинку; проверяют и улучшают написанное.

Читают предложения, выделяют в них главные сведения, преобразовывают предложения в телеграммы. Развёртывают представленную телеграмму в полное предложение, конструируют и записывают его. Создают тексты разных жанров: поздравления, записки, проверяют и совершенствуют их.

4-я четверть (40 ч: 28 / 12 р.)

131

9

Совершенствование речевых и орфографических умений

1

Создают тексты разных жанров: поздравления, записки, проверяют и совершенствуют их.

Состав слова (29 ч: 23 / 6 р.)

Состав слова («Как устроены слова?») (29 ч: 23 / 6 р.)

132

1

Повторение изученного о строении слов. («Что я знаю о словах?»)

1

Обсуждают ранее изученные сведения, работают в паре, отвечают на вопросы учебника, проверяют ответы друг друга, пользуются материалами учебника для уточнения высказанных мыслей или их проверки. Сравнивают рассуждения персонажей, высказывают своё мнение, аргументируют его. Проверяют выполнение заданий школьниками, оценивают их правильность. Находят в тексте слова по различным заданным признакам, списывают, выполняя нужные операции.

Л.- Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроль за ней. Удовлетворение от сознания своих достижений, от преодоления возникших учебных достижений. Положительное отношение к учёнию, элементы уважения к себе как обучающейся личности.

Р.- Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий.  Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

П.- Осознавать необходимость новой инф-ии, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать инф-ию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную. Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей.

    Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения.

К.- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные и письменные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.

133

2

Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»

1

Наблюдают за изменениями слов, группируют слова по указанным признакам, самостоятельно изменяют слова, выделяют окончания, в том числе«нулевое», осваивают новый термин. Определяют состав и порядок действий   для   нахождения   в слове окончания, сравнивают своё заключение со способом действия,  сформулированным в учебнике. Различают изменения слов однокоренные   слова, группируют   их.   Читают текст,    выявляют   новые сведения,   находят  в  тексте   объяснение   значения слова.

134

3

Введение понятий приставка»  и «суффикс» («Знакомься: другие части слов!»)

1

Конструируют слова из частей, наблюдают за значением и назначением частей слова, узнают новые сведения о незнакомых частях слова. Называют действия, представленные в изобразительной форме, наблюдают за изменением значения слов, соотносят эти изменения с заменой приставок. Выделяют в словах приставки, собирают «коллекцию» приставок русского языка, вносят их в свой справочник, наблюдают за написанием приставок, группируют их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание.

135

4

Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор»)

1

Конструируют однокоренные слова с разными приставками, обращаются к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах.

136

5

Разграничение приставок и предлогов

1

Находят слова с приставками, различают приставки и предлоги, формулируют   правило   написания приставок   и   предлогов, осваивают   способ   действия, помогающий различать их, и пишут, руководствуясь правилом. Наблюдают  за  значением  суффиксов и их правописанием, собирают «коллекцию: суффиксов русского языка классифицируют их в зависимости от групп слов, в которых они употребляются, а также значений, которые они вносят, группируют их и вписывают в свой справочник, запоминают их написание. Определяют слова по описанию значения и конструируют их с помощью суффиксов, находят в словах суффиксы, объясняют их роль.

137

6

Значение, употребление и написание суффиксов

1

138

7

Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов

1

139

8

Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?»)

1

Предполагают возможное строение слова, выявляют необходимый порядок действий для определения состава слова и выполняют его применительно к тому же слову; сравнивают свои решения до знакомства с информацией и после него; делают вывод о необходимости определённого способа действия для разбора слова по составу. Осваивают содержание действий и их последовательность для выполнения анализа строения слова. Оценивают правильность действий персонажа при разборе слова по составу, выявляют погрешности. Выполняют действия памятки «Как узнать строение слова?» при анализе слов, разбирают слова по составу, доказывают решение.

Осмысливают информацию о культуре переноса слов со строки на строку, представленную в модельной и словесной формах; стараются соблюдать эти правила. Работают в паре, совместно наблюдают за строением слов, делают вывод о необходимости пользоваться способом действия, отражённым в памятке. Используют при письме умение определять состав слова, грамотно писать различные части слов.

140

9

Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов

1

141

10

Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за  значениями частей слов

1

142

11

Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)

1

Повторяют сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализируют слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов; расширяют знания о правописании слов с удвоенными согласными на стыке морфем. Разграничивают слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, группируют слова по этому признаку. Характеризуют строение слова по представленной модели, группируют и подбирают свои слова в соответствии с этими моделями. Пишут слова с удвоенными согласными; где можно, объясняют написание.

143

12

Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов

1

144

13

Обучение выбору  разделительного знака («ь или ъ?») КСД – 14

1

Группируют слова в зависимости от написанного разделительного знака  (ь или ъ), наблюдают за строением за строением слов,  соотносят  наличие или  отсутствие приставки с  выбором  знака.   Выводят правило  использования разделительных знаков, формулируют его с опорой  на  модель,  сверяют свой   вывод  с  информацией в учебнике. Осознают необходимость умения разбирать слова по составу для  выбора  нужного разделительного знака. Используют  приобретённые знания и умения для решения  орфографических задач. Обнаруживают орфограммы в словах, определяют их разновидности  и решают орфографические задачи   в   разных  частях слова.

145

14

Закрепление способа действия   при выборе разделительного знака

1

146

15

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

1

Уточняют   состав   орфографических  умений,   необходимых для  грамотного  письма,  систематизируют их.

147

16

Повторяем, готовимся к диктанту

1

148

17

Упражнение в решении орфографических задач

1

Упражняются в письме, применяя весь комплекс орфографических умений. Проверяют «чужие» работы, выполняя необходимый способ действия; находят и исправляют ошибки, доказывают правильность своего решения. Списывают текст по освоенной технологии, пишут под диктовку, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

149

18

Тренировочные проверочные работы

1

150

19

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

1

151-152

20-21

Контрольная работа - 7

2

153

22

Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий

1

Обнаруживают, исправляют допущенные ошибки, объясняют их причины, планируют работу по их устранению (совместно с учителем).

154

23

Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)

1

Систематизируют полученные знания, оценивают свои достижения. Применяют полученные знания при анализе текстов, их воспроизведении и создании собственных. Систематизируют полученные знания, оценивают свои достижения. Применяют полученные знания при анализе текстов, их воспроизведении и создании собственных.

155

24

Упражнение в применении приобретённых знаний

1

Читают текст, озаглавливают его с точки зрения темы, наблюдают за построением текста, развитием мысли от предложения к предложению, письменно пересказывают его, передавая содержание и грамотно оформляя запись. Рассуждают о необходимости знания орфографических правил и их применении, рассказывают о своих достижениях.

156

25

Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?»)

1

Наблюдают за использованием средств языка в текстах писателей, выясняют, какие части слова помогают авторам точнее передавать мысль, учатся выбирать приставки и суффиксы для повышения точности речи, конструируют предложения. С помощью информации в учебнике осознают смысл слов «правильно» и «точно». Выявляют недостатки в использовании слов, объясняют их причины,  редактируют детские высказывания. Создают свои  словесные

картины, выбирают наиболее точные слова, используют сравнения; записывают тексты, проверяют и редактируют их.

157

26

Написание словесных картин

КСД - 15

1

158

27

Продолжение работы над правильностью и точностью речи

1

159-160

28

29

О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка»)

2

Исследуют ошибки младших   школьников,   выявляют  заложенный   в  словах смысл, находят части слов, с которыми связаны погрешности, исправляют их. Размышляют над различными названиями предметов, населённых пунктов, улиц,  переулков,  предполагают   их   происхождение. Собирают свою «коллекцию» «говорящих названий».

Обобщение в конце года (10 ч: 4 /6 р.)

Перелистываем учебник (10 ч: 4 /6 р.)

161-163

1-3

Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям

3

Анализируют строение и объясняют значение слова «оглавление», находят в учебнике эту часть книги, выявляют её назначение. Рассматривают оглавление учебника, выделяют основные главы, вспоминают их содержание. Обращаются к отдельным страницам учебника, обсуждают их содержание, оценивают отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие. Формулируют на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверяют их ответы, отвечают на вопросы других; участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. На основе словарей учебника готовят вопросы викторины, участвуют в её проведении. Пишут поздравления с окончанием учебного года, выбирают содержание и слова с учётом адресата.

Играют в слова и со словами, разгадывают кроссворды.

Л.- Познавательный интерес к наблюдениям за словом, к изучению русского языка. Удовлетворение от осознания своих достижений.

Р.- Осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить необходимые коррективы.

П.- Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом, в том числе и «отрицательным» (словами, придуманными малышами); открывать «секреты» слов.

    Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы.

К.- Размышлять над различными фактами языка, над их значением и употреблением, оценивать их, определять своё отношение. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнение других. С пониманием относиться к затруднениям и ошибкам младших, стремиться к оказанию помощи. Соблюдать правила речевого поведения.

164

4

Написание поздравлений к окончанию учебного года

1

165-170

5-10

Викторины, игры в слова и со словами

КСД – 16

Контрольная работа - 8

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Русскому языку. 2 класс. ФГОС. УМК Гармония. 2013-2014 уч год

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: п...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (ФГОС, УМК "Гармония)

Пояснительная записка составлена с учётом требований ФГОС к составлению рабочих программ....

КТП Русский языкс 1 класс ФГОС, УМК "Гармония"

Календарно-тематическое планирование по русскому языку с УУД 1 класс, УМК "Гармония"...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс ФГОС, УМК Гармония

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы УМК "Гармония" с календарно-тематическим планированием для 1 класса согласно ФГОС НОО...

Олимпиады для 2 класса по русскому языку и математике ( УМК ГАРМОНИЯ)

Ежегодно , начиная с 1 класса, в нашей школе проводятся  школьные олимпиады по предметам. Олимпиады для учащихся нач . школы мы проводим в  ноябре-месяце.Предварительно  ,  подгото...

Урок русского языка: "Предложение в тексте" Гармония 4 класс

Методическая разработка урока русского языка...

Презентация по русскому языку " Упражнение 565 УМК " Гармония" 3 класс

Презентация к учебнику русского языка М.С Соловейчик, н.С. Кузьменко  " К тайнам нашего языка " 3 кл упражнение 565...