Рабочая программа по русскому языку Школа России 1 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Авдеева Юлия Евгеньевна

Рабочая программа по русскому языку Школа России 1 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку

1 класс

УМК «Школа России»

                             

                                                                                  учитель Авдеева Юлия Евгеньевна

                                                                                              МБОУ «Средняя школа №34»

                                                                                                    2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого

Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.

Цели и задачи курса

Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.

Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.

Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых – анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.

Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.

При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.

Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.

Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:

– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;

– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.

Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).

Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:

– предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;

– в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;

– в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.

Программа ориентирована:

– на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;

– на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;

– на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;

– осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;

– овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся:

– к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);

 графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);

слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);

предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Учебно-методический комплект

1. Печатные пособия:

  1. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Канакина, В. П. Русский язык : рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

2. Информационно-коммуникативные средства:

  1. http://www.proshkolu.ru
  2. http://festival.1september.ru
  3. http://www.rusedu.ru/detail_9213.html
  4. http://pedsovet.org.
  5. http://viki.rdf.ru/item/1217/
  6. http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
  7. http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
  8. http://pedsovet.su/load

3. Наглядные пособия:

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс» (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).

4. Материально-технические средства:

Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Учебно-тематический план

№п/п

Название блока

Количество часов

1.

Фонетика и графика

(43 ч)

2.

Слово

(10 ч)

3.

Синтаксис и пунктуация

(5 ч)

итого

58 часов

Содержание тем учебного курса

Фонетика и графика (43 ч)

Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Звук [й’] и буква й.

Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е, ю, я.

Произношение согласных перед звуком [и].

Только мягкие согласные звуки [й’], [ч’], [щ’].

Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение.

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.

Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).

Слово (10ч)

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.

Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

Синтаксис и пунктуация (5ч)

Предложение, его смысловая и интонационная законченность.

Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

Формы организации учебного процесса.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, развитием практических навыков, опрос, диагностические работы.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

№урока

Вид работы

Форма контроля

1

40

Междисциплинарная контрольная работа по темам первого класса

Лист контроля

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

№урока

Вид работы

Форма контроля

33

Диагностическое списывание текста.

Лист контроля

35

Проверочный диагностический диктант

Лист контроля

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  урока в году

№ урока в теме

Тема раздела.

Тема и тип урока (страницы учебника)

Количество часов

Дата проведения

Коррекция

3 четверть (23 часа)

1

1

Наша речь (5ч)

Наша речь.

1

2

2

Какой бывает речь?

1

3

3

Текст и предложение.

1

4

4

Предложение.

1

5

5

Диалог.

1

6

1

Слова, слова, слова (4ч)

Роль слова в речи.

1

7

2

Слова – названия предметов, признаки и действия предметов.

1

8

3

Вежливые слова.

1

9

4

Однозначные и многозначные слова близкие и противоположные по значению и смыслу.

1

10

1

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слог как минимальная произносительная единица.

1

11

2

Деление слов на слоги.

1

12

3

Перенос слов по слогам.

1

13

4

Правила переноса слов.

1

14

5

Ударение.

1

15

6

Ударные и безударные слоги.

1

16

1

Звуки и буквы (9 ч)

Звуки и буквы.

1

17

2

Звуки и буквы. Транскрипция.

1

18

3

Что такое алфавит?

1

19

4

Что такое алфавит? Алфавитный порядок.

1

20

5

Гласные звуки и буквы

1

21

6

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах

1

22

7

Буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие один или два звука.

1

23

8

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э

1

4 четверть (35 часов)

24

9

Звуки и буквы ( продолжение 33  ч)

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1

25

10

Произношение безударного гласного звука в слове
и его обозначение буквой на письме.

1

26

11

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Наблюдение.

1

27

12

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Сравнение написания.

1

28

13

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.

1

29

14

Проверка безударных гласных в словах.

1

30

15

Проверка и запись слов с безударными гласными.

1

31

16

Согласные звуки и буквы.

1

32

17

Слова с удвоенными согласными.

1

33

18

Слова с буквами И, Й.

1

34

19

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

35

20

Парные и непарные по твердости-мягкости согласные.

1

36

21

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким
знаком.

1

37

22

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1

38

23

Перенос слов с мягким знаком.

1

39

24

Слова с мягким разделительным знаком.

1

40

25

Междисциплинарная контрольная работа.

1

41

26

Перенос слов с мягким разделительным знаком.

1

42

27

Различение мягкого знака, обозначающего мягкость и мягкого разделительного знака.

1

43

28

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

44

29

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

1

45

30

Парные глухие и звонкие согласные звуки. Наблюдение над их написанием в конце слов.

1

46

31

Способ проверки парных глухих и звонких согласных звуков на конце слова.

1

47

32

Проверка и запись слов с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце слова.

1

48

33

Диагностическое списывание текста.

1

49

34

Шипящие согласные звуки на конце слов.

1

50

35

Шипящие согласные звуки в середине слов.

Диагностический диктант.

1

51

36

Проект «Скороговорки»

1

52

37

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

53

38

Буквосочетания НЧ, НЩ.

1

54

39

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

1

55

40

Заглавная буква в именах и кличках животных.

1

56

41

Заглавная буква в названиях.

1

57

1

Рефлексия в конце года (2 ч)

Проект «Сказочная страничка»

1

58

2

Повторение «Я научился!»

1

Требования к уровню подготовки.

Предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):

– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

– способ оформления предложений на письме;

– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

– звук [й’] и букву й;

– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;

– гласные ударные и безударные;

– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;

– согласные только твердые, согласные только мягкие;

– согласные, парные по звонкости и глухости;

– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

– соблюдения орфоэпических норм;

– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

– деления слов на слоги и для переноса;

– определения ударного слога в слове;

– использования прописной буквы в именах собственных;

– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

– правильного написания слов типа пень, яма;

– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;

– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

Личностные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря  

Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах

ЛИТЕРАТУРА

* Горецкий В. Г. [и др.]. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С. 211–223.

1. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М. : Эксмо, 2008.

2. Дьячкова, Г. Т. Русский язык. 1–2 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты / Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2008.

3. Канакина, В. П. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – С. 39–211.

4. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

5. Канакина, В. П. Русский язык : рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.

6. Малахова, М. М. Русский язык в загадках. Разрезные карточки. 1–4 классы / М. М. Малахова. – Волгоград : Учитель, 2007.

7. Набойщикова, Н. В. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1–4 классы / Н. В. Набойщикова. – Волгоград : Учитель, 2007.

8. Русский орфографический словарь / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова ; отв. ред. В. В. Лопатин. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2010.

9. Шевченко, Г. Н. Русский язык. 1–4 классы : тесты для обобщающего контроля / Г. Н. Шевченко. – Волгоград : Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина

В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"

рабочая программа разработана на основе авторской программы "Русский язык"Канакиной В. П....

Рабочая программа по русскому языку Школа России Л.М.Зелениа и Т.Е.Хохлова 3 класс ФГОС

Рабочие программы по русскому языку Школа России 3 класс Л.М.Зеленине, Т.Е Хохлова ФГОС...

Рабочая программа по Русскому языку 1-4 классы. ФГОС, Школа России

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша Но...

Рабочая программа по русскому языку Школа России 3 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку школа России 3 класс ФГОС содержит разработку личностно-ориентированного обучения для одарённых детей и детей с ослабленным здоровьем....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Фед...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Климанова)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...