"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс ( Образовательная система "Школа 2100" )
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Ефанова Людмила Викторовна

Конспект урока по русскому языку с презентацией. Тема: "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс. Образовательная система "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов».

Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова.

Задачи:

- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

- познакомить со способом проверки безударных гласных в корне;

- расширить словарный запас учащихся;

- воспитание познавательного интереса к родному языку.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» для 2 класса, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина;

- презентация к уроку;

- сигнальные карточки с буквами.

Ход урока

I.Огр. момент

Эмоциональный настрой.

- Ребята, отгадайте загадку и узнаете кто сегодня поможет нам провести урок.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею – молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. ( зима, весна, лето, осень) ( Сл. 2)

II.Актуализация знаний.

Первой к нам пришла…

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. ( Зима) ( Сл.3)

- Запишите это слово. Подберите родственные слова, запишите их, выделите корень.

( зима, зимний, зимовать, зимовье, зимушка)

- На какие три группы можно разделить эти слова? (Слова, которые отвечают на вопрос что? какой? что делать?)

- Разделите эти слова на две группы. (наличие безударной гласной в корне)

- Поставьте ударение. Как называются слова зимний и зимушка по отношению к словам первой группы? ( Проверочными.)

- Докажите, что эти слова проверочные. ( Это однокоренные слова, в которых гласный находится под ударением) ( Сл.4)

Итак, тема урока «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов». ( Сл.5)

III. Открытие нового знания.

Следом за зимой пришла и принесла свои задания…

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. ( Весна) ( Сл.6)

1.Наблюдение за словами.

Прочитайте слова, скажите какие буквы напишите на месте пропусков.

Вёсны, в_сенний, в_снушки, в_снянка.

Воды, водный, половодье, в_дяной, нав_днение.

Лист, лиственный, л_сток, л_сточек, л_стопад.

- Списать, вставляя пропущенные буквы.

- Выделить корень в словах, поставить ударение.

- Подчеркнуть проверочные слова. По каким признакам вы определили, что эти слова проверочные? ( Ответы детей)

- Дополнительный вопрос ко второй строке. Вова Колесников написал ещё одно проверочное слово подводник . Согласны вы с ним? Докажите. ( Ответы детей) ( Сл.7)

2.Работа по учебнику.

Упр.224 – развитие умения выбирать проверочное слово в соответствии с его лексическим значением и писать букву  безударного гласного в однокоренных словах. ( Сл.8)

– Как вы определяли какую букву надо вставить в слова: е или и? (Прочитали текст и поняли, что в нём говорится о животном – лисе, поэтому проверочными будут однокоренные слова с ударным гласным: лисий, лисы.)

– Сформулируйте правило написания буквы безударного гласного в корне слова.

– Как называется место в слове, где есть безударный гласный? (Орфограмма.)

– Почему здесь есть орфограмма? (Нельзя на слух определить, какую букву писать, так как есть выбор букв е или и.)

– Как называется такая орфограмма?

– Прочитайте название орфограммы и правило написания буквы безударного гласного в корне слова в рамке учебника после упр. 224 и сравните со своими выводами. ( Сл.9)

IV. Физкультминутка.

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле!

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется

Вот подул весенний ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

наклонились до земли.

Вправо- влево, взад- вперед

так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит

               Да когда же отдых будет?  ( Сл.10)

IV. Развитие умений – применение знаний.

1.А это задание нам приготовила…

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. ( Осень) ( Сл.11)

- Спишите, вставляя пропущенную букву. ( Самостоятельная работа по вариантам) ( Сл.12)

1вариант:                              2вариант:

глаз – гл_за                           врач – вр_чи

росы – р_са                           грозы – гр_за

след – сл_ды                        земли – з_мля

сад – с_ды                             гриб – гр_бок

море – м_ряк                        зверь – зв_рёк

2.Работа с сигнальными карточками.

- Какое время года осталось? ( Лето) ( Сл.13)

- Самое весёлое и любимое. Ему рады все – маленькие и большие. И задание оно подготовило для нас в виде игры. Приготовьте сигнальные карточки. Я буду загадывать загадки, а вы в отгадках покажите букву безударного гласного, подобрав проверочное слово.

Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда, белы как вата,

      Они плывут, спешат куда-то.( Облака)

Над цветами кто летает,

Сок цветочный собирает,

В домик свой его несет,

      Из него готовит мед? (Пчела.)

Сперва блеск, 
     
За блеском треск, 
     
За треском — блеск. (Гроза) 

      Утром бусы засверкали,

      Всю траву собой заткали,

      А пошли искать их днем,

      Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

      Я могу вас всех умыть

      Я могу цветы полить.

      В кранах я живу всегда.

      Догадался кто? (Вода).


   
Мчится по холмам змея, 
   
Влагу деревцам неся. 
   
Омывая берега, 
   
По полям течет ... (Река)

V. Итог урока.

Молодцы!

У нас в гостях побывали сегодня и зима, и весна, и осень, и лето. Конечно, в природе такого не существует. Вспомните произведение, в котором времена года встретились вместе. ( Ответы детей)

 - Давайте подведем итог нашего урока.

- Над какой орфограммой работали?

- Выберите для себя начало фразы и продолжите. ( Сл. 14)

- Сегодня на уроке…

- я узнал…

- я научился…

- мне понравилось…

VI.Домашнее задание. ( Выставление отметок) ( Сл. 15)

Стр.144 выучить правило, упр.226.

Литература:

1. Учебник «Русский язык», 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина;

2.Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. БАЛАСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

Урок во 2 классе по русскому языку «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»

Урок во 2 классе по русскому языку«Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»  (март 2013г.).Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать бу...

Мультимедийный урок русского языка во 2 классе.Нахождение проверочных слов в группе однокоренных.

Урок по учебнику "Русский язык",2класс,Бунеева Р. Н.,Бунеевой Е.В. УМК "Школа России"....

Презентация к уроку во 2 классе по теме "Распознавание проверочных слов. Подбор проверочного однокоренного слова" к учебнику Рамзаевой Т.Г.

Данная презентация выполнена без стилизации, что дает учителю возможность ее творческого  преобразования.Материал расположен с соблюдением всех этапов урока: с объявления темы и минутки чистописа...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Данный материал поможет учителю начальных классов в подборе заданий при изучении темы "Однокоренные слова". Дети смогут научиться различать ударные и безударные гласные и находить проверочны...