Логопедическая викторина "Юные грамотеи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Верхотурова Елена Николаевна

   Наблюдается в последнее время увеличение нарушений        всех компонентов речи у учащихся начальных классов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на  логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и  во внеклассных занятиях.

  Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

  Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание,  память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина "Юные грамотеи" 

   Наблюдается в последнее время увеличение нарушений         всех компонентов речи у учащихся начальных классов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на  логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и  во внеклассных занятиях.

  Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

  Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание,  память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:  В течение года вы  посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды:  (представление)
И так,  мы начинаем!

I. Конкурс «Знайкины задачки»

За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание:  за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель)
  2. Буквы, которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб)
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают? Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего  используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если  вчера был вторник, то какой день будет  послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Шкаф, кровать, стол – одним словом.  (Мебель)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек)
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова,  которая стоит перед корнем?  (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупается. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы,  Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый,  сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву,  состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя?  (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)

II. Конкурс «Веселые буквы». Вопросы от Незнайки

Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок). Если первая команда не справляется с заданием,  отвечает вторая команда.

Задание. Найти в пословицах и поговорках «веселые» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.

Команды по очереди называют выбранные буквы.

  1. Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
  2. Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
  3. Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
  4. Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
  5. Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
  6. Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
  7. Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
  8. Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
  9. Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
  10. Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С

Оценивание: 2 балла за правильный ответ

III. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса: Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки,  образуя новые слова:  образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

Название команды

 

Пример: Гнездо грача

 Грачиное

Лапа собаки

Собачья

Голова волка

Волчья

Голова льва

Львиная

Хвост глухаря

Глухариный

Гнездо вороны

Воронье

Гнездо журавля

Журавлиное

Перо гуся

Гусиное

Перо курицы

Куриное

Шуба из меха

Меховая

Перчатки из кожи

Кожаные

Игра «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет  вершок,   если – корешок, то левую руку.

Капуста (П), 
Морковь (Л), 
Баклажан (П), 
Свекла (Л), 
Картофель (Л), 
Кабачок (П),
Помидор (П), 
Яблоко ( Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л), 
Огурец (П) 
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис ( Л)

IV. Конкурс «В гостях у сказки»

Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

№1.  У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2.   Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге?
(100) 
№3.  Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке 
(Доктор Айболит)
№4.  Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал 
(Колобок).
№5.  Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? 
(Золушка)
№6.  Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. 
(Муха-Цокотуха)

V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах

Условия конкурса: Членам команды необходимо  разгадать два ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием,  отвечает вторая команда.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.

Ответы:

  1. Восемь                                                1. Стриж

        2.  Перемена                                            2. Пенал

                                      

VI. Конкурс «Пойми меня»

Условия конкурса:

–  задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Задание: прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему  и т.д.

Слова: язык, указка

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы  и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.

Литература

  1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
  2. Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»

Муниципальное автономное образовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа № 7 города Кургана»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

По теме: «Юные грамотеи»

Учитель-логопед: Верхотурова Е.Н

Курган 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Применение игр и упражнений логопедической направленности на уроках обучения грамоте.

В статье представлены ряд упражнений и игр логопедической направленности.Работа по формированию фонематического, восприятия, проводимая в период обучения грамоте помогает снизить количество логопедиче...

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся младших классов в период обучения грамоте на логопедических занятиях.

Развитие фонематического слуха учащихся очень важная составляющая успешного овладения навыками грамотного письма и правильного чтения. Развитие фонематического слуха и восприятия через игру, позволяет...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 8-9 лет с ОНР имеющих умственную отсталость

Совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа, закрепление знаний о звуках [р], [р`], [л], [л`]....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.(группа компенсирующей направленности)Тема: «Звук [А] и буква А».Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с букв...