Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
    рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010), авторской программы А.В. Поляковой «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011) в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательно­го стандарта  начального общего образования 2009 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_rus.yaz_.docx109.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

    Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район

    Республики Башкортостан

    РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

    на заседании кафедры                 зам. директора по УВР                Директор МБОУ-Гимназия

    _________Халиуллина С.М.        _________ Насибуллина Г.И.         _________Камильянов Р.Ф.

    «____»______________2014 г.        «____»______________2014 г.        «___»___________2014 г        . протокол №________        

                    

    Рабочая программа по русскому языку

    для 3 класса

    на 2014 -2015 учебный год

        Рабочая программа  по предмету «Русский язык» разработана на основе авторской программы Поляковой А. В. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011 год. 

                                                                         Составитель   Хузина С.А.

                                                                                         учитель начальных      классов

    2014год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010), авторской программы А.В. Поляковой «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011) в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования 2009 года.

    Курс русского языка разработан на основе концепции Л.В.Занкова. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

    Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

    - познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

    - социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Отбор учебного материала по русскому языку подчинен требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы: усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку; обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности; усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

    Из этого вытекают цели обучения русскому языку:

    - осуществление помощи младшему школьнику в освоении знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

    - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

    - оказание особого внимания умениям в правильном письме и чтении, участвовать в диалоге, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

            Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 3 классе необходимо решение следующих практических задач:

    - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

    - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания, повествования небольшого объема;

    - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    1. Общая характеристика учебного предмета

       Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:

    - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

    - ведущую роль теоретических знаний в обучении;

    - быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

    - осознание школьниками процесса обучения;

    - систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

    Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.

    Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

    • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
    • орфография и пунктуация;
    • развитие речи.

    Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

    В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

    Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.

    Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

    -  интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

    - познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

    - организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).

    При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другим и дополнительными материалами.

    Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

    1. Место предмета в базисном учебном плане

    Продолжительность изучения курса «Русский язык»  в 3 классе -  курс программы А.В.Поляковой  рассчитан на 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели). В авторскую программу изменения не внесены.

           Количество часов в неделю – 5ч. (34 недели)

    количество часов в I четверти – 42 ч.

    количество часов в II четверти – 40 ч.

    количество часов в III четверти - 47 ч.

    количество часов в IV четверти – 41 ч.

    - контрольных работ - 14 ч;

    - работ по развитию речи - 11ч;

    - работа на проектом - 4 ч.

            С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

    1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

    В начальном обучении предмет "Русский язык" занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции данного предмета носят универсальный, обобщающий  характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

    В процессе изучения у учащихся 3 класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение русского языка способствует формированию представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    1. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

    Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные универсальные учебные действия

    У учащегося будут сформированы:

    – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

    – интерес к познанию русского языка;

    – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

    – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

    – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

    – развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

    – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

    – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

    – ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

    – понимание чувств одноклассников, учителей;

    – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

    Учащийся получит возможность для формирования:

    – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

    – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

    – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    – сопереживания другим людям;

    – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    – осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

    – чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
    • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Учащийся научится:

    • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
    • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
    • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
    • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
    • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
    • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
    • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
    • овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
    • установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;
    • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
    • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
    • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
    • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
    • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
    • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
    • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Учащийся научится:

    • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;
    • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
    • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать другое мнение и позицию;
    • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
    • контролировать действия партнера;
    • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
    • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

    Учащийся получит возможность:

    • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    •  понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
    • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
    • использовать речь для планирования своей деятельности.

    5.Предметные результаты

    Развитие речи

    Учащийся научится:

    – осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

    выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией

    общения;

    – выражать собственное мнение, обосновывать его;

    – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

    – строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

    – применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

    – определять последовательность частей текста, составлять план.

    Учащийся получит возможность научиться:

    – использовать в монологическом высказывании разные типы речи:

    описание, повествование, рассуждение;

    – сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

    – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

    – составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

    – создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

    – подробно или выборочно пересказывать текст;

    – пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

    Система языка

    Фонетика, орфоэпия, графика

    Учащийся научится:

    – актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и

    ударные;

    согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;

    – устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова

    в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я;

    в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

    – использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Учащийся получит возможность научиться:

    – узнавать позиционные чередования звуков;

    – проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму;

    – оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;

    – соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);

    – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

    – совершенствовать навык клавиатурного письма.

    Лексика

    Учащийся научится:

    – воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

    – выявлять слова, значение которых требует уточнения;

    – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

    Учащийся получит возможность научиться:

    – понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

    – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

    – подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

    – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

    – оценивать уместность использования слов в тексте;

    – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

    – различать в тексте омонимы (на практическом уровне);

    – понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

    – ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

    Состав слова (морфемика)

    Учащийся научится:

    – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

    – находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, основу.

    Учащийся получит возможность научиться:

    – находить в словах постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

    – узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

    – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

    – оценивать правильность разбора слов по составу.

    Морфология

    Учащийся научится:

    – различать изменяемые и неизменяемые слова;

    – находить начальную форму имени существительного;

    – определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

    – находить начальную форму имени прилагательного и глагола;

    Учащийся получит возможность научиться:

    – выполнять морфологический разбор имен существительных по предложенному алгоритму;

    – оценивать правильность проведения морфологического разбора имени существительного;– определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

    – устанавливать отличие предлогов от приставок.

    Синтаксис

    Учащийся научится:

    – различать предложение, словосочетание и слово;

    – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

    – находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

    – выделять предложения с однородными членами.

    Учащийся получит возможность научиться:

    – различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

    – выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

    – устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

    – использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

    Орфография и пунктуация

    Учащийся научится:

    • применять ранее изученные правила правописания;
    • использовать правила:

    • написания парных согласных в середине слова,

    • непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;

    • гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;

    • написания разделительных ъ и ь;

    • раздельного написания предлогов с другими словами;

    • написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;

    • написания безударных окончаний имѐн существительных единственного числа 1-3 склонения;

    • написания безударных окончаний имѐн существительных множественного числа;

    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
    • безошибочно списывать текст;
    • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
    • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    Учащийся получит возможность научиться:

    • применять правила правописания:
    • правописание букв о и е в окончаниях существительных букв, обозначающих шипящие звуки и Ц;
    • объяснять правописание соединительных гласных о, е в сложных словах;
    • применять постановку запятых при однородных членах предложения;
    • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, в том числе и существительных мужского рода на –й;;
    • познакомиться с правописанием отдельных суффиксов /-ик, -ек/;
    • осознавать место возможного возникновения орфограммы;
    • подбирать примеры с определенной орфограммой;
    • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
    • при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
    • различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

    1. Содержание программы курса «Русский язык»

    Виды речевой деятельности

               Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

               Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,

    прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

              Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

              Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

    Систематический курс

             Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

    Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

    Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый  мягкий, парный непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

    Фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

             Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

             Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

             Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Отличие предлога от приставки.

    Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

    Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

    Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

    Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

    Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

    Наречие. Значение и употребление в речи.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

    Частица. Частица не, её значение.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

    Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

    Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

    Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

    Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания и пунктуации:

    • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

    • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

    • перенос слов;

    • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    • проверяемые безударные гласные в корне слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    • разделительные ъ и ь;

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

    • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

    • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные падежные окончания имён прилагательных;

    • раздельное написание предлогов с именами существительными;

    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    • раздельное написание частицы не с глаголами;

    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

    • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

    • безударные личные окончания глаголов;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    • запятая при обращении в предложениях;

    • запятая между частями в сложном предложении.

    Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

    Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

    Последовательность предложений в тексте.

    Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

    План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

    Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

    Содержание тем учебного курса

                 Текст. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Сказуемое, выраженное глаголом. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения. Состав слова. Корень, приставка, суффикс. Правописание отдельных суффиксов /-ик, -ек/. Однородные глаголы с приставками. Правописание парных согласных в середине слова. Слова с непроизносимыми согласными. Правописание слов с двойными согласными. Части речи. Понятия о падежах и склонении имён существительных. Обзор трёх типов склонения существительных в единственном числе. Первое склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием. Склонение существительных среднего рода с окончаниями –о, -е. Правописание безударных падежных окончаний, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

    Третье склонение имён существительных. Склонение существительных во множественном числе. Имя числительное, понятие об имени числительном, правописание имён числительных.

    Связная речь

         Устная речь. Понятие о диалоге и монологе. Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание. Словесный отчёт о выполненной работе. Связное высказывание на определённую тему. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

         Письменная речь. Сравнение различных по стилю текстов: художественного, научного, делового.

         Текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста и предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного. Формирование умения пользоваться оглавлением в книге. Сочинения на темы: «В походе», «Если бы я был волшебником», «Деревья зимой», «Уж небо осенью дышало…», «Мороз и солнце, день чудесный…» и т.д. Редактирование сочинений. Использование толкового и орфографического словарей.

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе  на 2014-2015 учебный год

    № п\п

    Наименование раздела и тем

    Дата проведения урока

    Примечания

    Раздел 1. Предложение.

    Повторение изученного во 2 классе. Знакомство с учебником.

    Предложения по цели высказывания.

    Предложения восклицательные и побудительные.

    Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    Подлежащее и сказуемое: признаки подлежащего и сказуемого, роль в предложении.

    Главные члены предложения -основа предложения.

    Главные члены предложения .

    Подлежащее, выраженное местоимением. Словарный диктант. 

    Второстепенные члены предложения, их роль в предложении.

    Распространенные и нераспространенные предложения .

    Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

    Синтаксический разбор предложения.

    Связь слов в предложении. Словосочетания.

    Вводный диктант с грамматическим заданием. Осенью.

    Раздел 2. Состав слова. Корень.

    Состав слова. Корень.

    Однокоренные слова.

    Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов.

    Упражнение в нахождение корня в слове. Словарный диктант.

    Раздел 2. Состав слова. Суффикс.

    Состав слова. Понятие о суффиксе.

    Работа суффикса в слове. Чередование согласных. Словарный диктант.

    Написание слов с суффиксами -ек-  и -ик- .

    Корень и суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов.

    Закрепление. Образование новых слов при помощи суффиксов.

    Словообразующая роль суффиксов.

    Монолог и диалог. Словарный диктант.

    Р/р. Обучающее изложение .Котенок.

    Раздел 2. Состав слова. Приставка.

      Работа над ошибками. Приставка - часть слова.

    Правописание приставок о-, об-, от- .

    Правописание приставок по-, про-, до-, под-.

    Приставки за-, на-, над-.

    Разбор слов по составу. Группировка слов.

    Разбор слов по составу. Закрепление изученного.

    Упражнение в подборе слов с приставками. Разбор слов по составу.

    Проверочный диктант по теме «Состав слова». Осень.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

    Раздел 2. Состав слова. Приставка и предлог.

    Разбор слов по составу. Закрепление .

    Р/р. Сочинение «Уж небо осенью дышало» .

    Редактирование творческих работ. Приставка и предлог.

    Приставка и предлог.

    Правописание приставок и предлогов.

    Правописание приставок и предлогов. Закрепление. Словарный диктант.

    Проверочная работа по теме «Приставки и предлоги»

    Работа над ошибками.  Правописание приставок и предлогов.

    Раздел 3. Разбор слов по составу. Окончание.

    Состав слова. Окончание .

    Начальная форма имени существительного.

    Разбор слова по составу. Нулевое окончание.

    Алгоритм нахождения окончания.

    Контрольное списывание по теме «Состав слова».

    Раздел 3. Разбор слов по составу. Окончание. Основа.

    Работа над ошибками. Состав слова.   Основа.

    Основа слова и корень.

    Алгоритм разбора слов по составу.

    Р/р. Обучающее изложение. Подкидыш

    Редактирование работ.  Группировка слов.

    Схемы слов. Закрепление по теме «Состав слова».

    Обобщение по теме «Состав слова». Проверочная работа по теме «Состав слова» .

    Раздел 4. Слова с двойными согласными.

    Слова с двойными согласными .

    Перенос слов с двойными согласными .

    Разбор слов с двойными согласными по составу.

    Повторение изученного. Слова с двойными согласными.

    Диктант по теме «Правописание слов с двойными согласными». Дрозд-рябинник.

    Раздел 5. Образование сложных слов.

     Работа над ошибками. Сложные слова.

    Образование сложных слов. Слова с соединитель-ными гласными и без них. Словарный диктант.

    Правописание соединительных букв в сложных словах.

    Правописание сложных слов .

    Р/р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой».

    Раздел 6. Парные согласные звуки в середине слова

    Работа над ошибками. Парный согласный в середине слова.

    Образование слов с парным согласным в середине.

    Правописание парных согласных в корне слова.

    Правописание парных согласных в корне слова.

    Парные согласные в корне слова.

    Повторение изученного по теме «Парные согласные в середине слова».

    Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова.

    Контрольный диктант за 1 полугодие.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение по теме «Парные согласные в корне слова».

    Упражнение в написании парных согласных. Диктант по теме «Правописание парных согласных». Белый зайка.

    Тестовый контроль.  Тест по теме «Орфограммы в корне слова»

    Раздел 7. Слова с непроизносимыми согласными

    Слова с непроизносимым согласным .

    Правописание слов с непроизносимым согласным.

    Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить.

    Упражнение в написании слов с непроизносимым согласным .

    Р/р. Сочинение «Школьная ёлка».

    Редактирование сочинений. Группировка слов .

    Контрольная работа по теме «Непроизносимые согласные».

    Работа над ошибками. Словарный диктант.

    Раздел 8. Словоизменение и словообразование.

    Понятие о словоизменении.

    Словообразование.

    Сопоставление словоизменения и словообразования.

    Р\р. Сжатое изложение . Птицы.

    Работа над ошибками в изложении.

    Раздел 9.  Изменение имен существительных по падежам.

    Три склонения имени существительного.

    Изменение имен существительных по падежам .

    Начальная форма имен существительных.

    Изменение имен существительных по падежам.

    Р/р. Сочинение на тему «Мороз и солнце, день чудесный».

    Редактирование сочинений. Три склонения имен существительных .

    1-е склонение имен существительных .

    2-е склонение имен существительных.

    3-е склонение имен существительных.

    Группировка существительных по склонениям.

    Способ действий при определении склонения имени существительного .

    Контрольная работа по теме «Проверка орфограмм в корне слова»

    Раздел 7. Изменение имен существительных по падежам.

     Существительные 1-госклонения.

    Работа над ошибками. 1-е склонение имен существительных.

    Именительный и винительный падежи существительных 1-го склонения.

     Именительный и винительный падежи существительных 1-го склонения. Закрепление.

    Родительный падеж.

    Сравнение ударных и безударных окончаний имён существительных.

    Именительный, родительный и винительный падежи. Самостоятельная работа .

    Дательный и предложный падежи .

    Р/р. Изложение с элементами сочинения.

    Работа над ошибками. Окончания имён существительных в дательном и предложном падежах.

    Определение падежа имён существительных первого склонения.

    Существительные 1-го склонения .

    Контрольное списывание .

    Работа над ошибками. Творительный падеж имен существительных первого склонения.

    Правописание окончаний имён существительных первого склонения в творительном падеже.

    Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения» На лесной полянке.

    Работа над ошибками. Повторение изученного.

    Множественное число имен существительных
    1-го склонения (И. и В. падежи)

    Множественное число имен существительных 1-го склонения. (Р. падеж)  

    Раздел 10.  Второе склонение имен существительных мужского рода.

     Р/р. Сочинение «Мой самый родной человек»

    Склонение существительных м. р. с нулевым окончанием

    Именительный, родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения

    Творительный и предложный падежи существительных 2-го склонения

    Правописание окончаний существительных1-го и 2-го склонения

    Склонение имен существительных мужского рода на-й

    Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения.

    Контрольный диктант за 3 четверть.

    Раздел 8. Существительные второго склонения мужского рода.

    Работа  над ошибками. .Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц].

    Р/р.Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»

    Работа над ошибками. Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц].

    Второстепенный член предложения - дополнение .

    Члены предложения и части речи.

    Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе .

    Сходство окончаний 1, 2-го склонения в дательном, творительном и предложном падежах .

     Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление.

    Раздел 8. Второе склонение имен существительных мужского и среднего рода.

    Склонение имен существительных среднего рода. Словарный диктант.

    Ударные и безударные окончания имен существительных среднего рода .

    Р/р. Изложение с элементами сочинения. Путешественники.

    Работа над ошибками. Предложный падеж существительных1, 2-го склонения .

    Безударные окончания имен существительных
    1–2-го склонения. Проверочная работа.

    Раздел 9. Второстепенные члены предложения.

    Второстепенный член предложения - определение .

    Второстепенный член предложения - определение .

    Однородные члены предложения . Предупредительный диктант.

    Соединительные союзы и, да . Запятая при однородных членах предложения.

    Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». Поздняя весна.

    Работа над ошибками. Закрепление изученного

    Раздел 10. Существительные третьего склонения.

    3-е склонение имен существительных .

    Упражнение в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения .

    Множественное число существительных 3-го склонения.

      Множественное число существительных 3-го склонения.

    Р/р. Изложение  «Куропатка».

    Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения.

    Мягкий знак на конце существительных .

    Р/р. Обучающее изложение «Лорд и зайчишка»

    Раздел 11. Имя числительное.

    Работа над ошибками. Имя числительное .

    Количественные и порядковые числительные.

    Правописание количественных числительных.

    Р/р. Изложение «Будь лесу другом!»

    Работа над ошибками. Числительные. Закрепление.

    Раздел 11. Текст.

    Текст. Главная мысль текста.

    Речь разговорная и книжная.

    Речь художественная и научно-деловая.

    Итоговый диктант по изученным в третьем классе темам. Июнь.

    Работа над ошибками.

    Р/р. Сочинение «Здравствуй, лето!» . Текст-описание

    Редактирование сочинения. Текст-повествование.

    Работа над ошибками.

    Текст-повествование  описание, рассуждение.

    Повторение и закрепление изученного в 3 классе.

    Брейн-ринг «Что я узнал в третьем классе»

    Повторение и закрепление изученного за год.

    7. Учебно-методический комплекс

    Учебно-методическая литература для учителя

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    1. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс: учебник для образовательных  учреждений: в 2 ч. / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2013

    2. Песняева, Н. А., Анащенкова , С. В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: в 2 ч./ Н. А. Песняева, С. В. Анащенкова - М.: Просвещение, 2014

    3. Полякова , А. В. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2011

    4. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя/  А. В Полякова. М.: Просвещение, 2011

    5. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.: Издательский дом "Федоров", 2011

    6.  Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 3- 4 классы: Методический комментарий.  Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров». Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г

    7. Интернет –ресурсы: www.zankov.ru

     8. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.

    Учебная литература для учащихся.

    1. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс: учебник для образовательных  учреждений: в 2 ч. / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2013

    2. Песняева, Н. А., Анащенкова , С. В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: в 2 ч./ Н. А. Песняева, С. В. Анащенкова - М.: Просвещение, 2014

    8. Формы организации учебного процесса

    • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
    • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

    Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

    1. Формы организации познавательной деятельности:
    • фронтальная работа – диалог, полилог;
    • работа в статистических и сменных парах;
    • индивидуальная работа;
    • нетрадиционная форма урока:
    • урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  
    • урок-экскурсия
    • урок-соревнование
    1.     Используемые методы обучения :
    • Объяснительно-иллюстративный;
    • Проблемно-поисковый;
    • Метод стимулирования интереса к учению;
    • Метод самоконтроля;
    • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

    - различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

      3.    Используемые технологии:

    • игровые технологии
    • технология создания ситуации успеха на уроке
    • личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)
    • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные  физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
    • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

    9. Формы и средства контроля

    Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

    Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

    В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тема-тика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

    Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

    Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

    Хорошо успевающем учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

    Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

    Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

    Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

    Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно используются тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

    Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

    • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
    • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
    • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
    • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
    • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
    • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
    • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

    Недочеты:

    • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
    • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
    • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

    При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

    При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

    При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

    «4» ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

    «3» ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

    «2» ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Оценка письменных работ по русскому языку

    Диктант

    • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
    • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
    • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
    • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

    Примечание:

    Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

    Грамматическое задание

    • «5» – без ошибок.
    • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
    • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
    • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

    Контрольное списывание

    • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
    • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
    • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
    • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

    Словарный диктант

    • «5» – без ошибок.
    • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
    • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
    • «2» – 3 – 5 ошибок.

    Тест

    • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
    • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
    • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
    • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

    Изложение

    • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
    • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
    • «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
    • «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

    Сочинение

    • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
    • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
    • «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
    • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

    Примечание:

    Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

     Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

    Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

    Контрольные работы(диктанты):

    • входная;
    • текущие и тематические:

    «Правописание слов с двойными согласными»,

    «Правописание парных согласных»,

    «Правописание окончаний имён существительных первого склонения»,

     «Непроизносимые согласные»,

    «Правописание окончаний имён существительных второго склонения»,

    «Однородные члены предложения»…

    Входной контроль и контроль за освоением материала в первом полугодие представлен в виде диктанта с грамматическими заданиями по изученным темам, итоговый контроль – тест с разноуровневыми заданиями по основным разделам, изучаемым в 3 классе.

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    № п/п

    Формы контроля

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    За год всего

    1

    Словарный диктант

    4

    1

    1

    1

    9

    2

    Диктант

    2

    1

    2

    1

    6

    3

    Контрольная работа

    1

    1

    1

    1

    4

    4

    Тест

    1

    1

    2

    5

    Изложение

    1

    1

    2

    2

    6

    6

    Сочинение

    1

    2

    3

    1

    7

    7

    Контрольное списывание

    2

    3

    5

    10. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

     

    Наименования учебного оборудования

    Книгопечатная продукция

    1.

    Учебно-методический комплект  по русскому языку для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

     1. Полякова, А. В. Русский язык. 3 класс: учебник для образовательных  учреждений: в 2 ч. / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2013

    2. Полякова, А. В., Песняева, Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс: в 2 ч./ А.В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2014

    3. Полякова , А. В. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2011

    4. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя/  А. В Полякова. М.: Просвещение, 2011

    5. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.: Издательский дом "Федоров", 2011

    Печатные пособия

    2.

    Дидактические материалы, определенные в стандарте НОО

    Словари.

    Репродукции картин и художественные фотографии

    Технические средства обучения

    3.

    Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок 

    Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

    Аудиоцентр/ магнитофон.

    Мультимедийный проектор

    Компьютер

    Экспозиционный экран

    Экранно-звуковые пособия

    4.

    Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    Игры и игрушки

    5.

    Настольные развивающие игры, викторины

    Оборудование класса

    6.

    Ученические столы 2-х  местные с комплектом стульев.

    Стол учительский с тумбой.

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

    Подставки для книг, держатели для схем и таблиц


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

    Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

    Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

    Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

    Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

    Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...