План-конспект урока на тему;"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Курбанова Зулфия Магамедгадиевна

План- конспект урока по  русскому  языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_russk.odt26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:звонкие и глухие согласные на  конце слова.

  • Цели:

  • Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
  • Воспитывать аккуратность.
  • ХОД УРОКА
  • I. Организационный момент
  • Прозвенел звонок. 
    Начинается урок.
  • – Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
  • II. Минутка чистописания
  • – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  • На доске:б п в ф г к у д т ж ш з с
  • – Что записано на доске?(Буквы)
    –Какая буква лишняя и почему?
    (У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
    – Какие это согласные?
    (Звонкие – глухие, парные)
    Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.
  • III. Словарная  работа
  • Невидимкой осторожно
    Он является ко мне
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне.
    Это – клён, а это – ива,
    Вот и пальма предо мной.
    Как рисует он красиво
    Белой краскою одной!  
    (Мороз.)
  • – Что называет это слово?  (Предмет)
    – Что можете ещё сказать про это слово?
     (Нарицательное, неодушевлённое,  м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
    – Образуйте родственные (однокоренные) слова.
    (Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
    – Запишите слово  
    мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
    – Какая ещё орфограмма в этом слове?
     (Парный согласный в конце слова)
  • Парные согласные в конце слова
  • – Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)
  • – Между чем мы выбираем?
  • IV. Постановка темы урока
  • – Догадались, какая у нас тема урока?
    – На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
    – Для чего надо изучать эту тему?
  • V. Введение в тему
  • День вступил в свои права,
    Снова в дверь стучат слова.
  • – Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):
  • арбуз                 класс                   завод         мальчик             ученик                  платок
  • – Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.
  • – Что происходит с парными согласным?        (Оглушаются)
    – Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме?  
    (Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать)
  • VI. Отработка нового материала
  • – Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов?   (В слабой)
  • – А это орфограмма? (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
    – Что требует слабая позиция?
     (Проверки)
    – Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным?
     (Нужно поставить в сильную позицию)
    – Что такое сильная позиция?
     (Когда написание и произношение совпадают)
    – Когда согласный слышится отчётливо?  
    (Перед гласным)
  • – Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным  на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
  • Парные согласные –
    Самые опасные.
    Парный в слове проверяй,
    Рядом гласный подставляй.
  • (С опорой на схему)
  • – Какие слова будут проверочными для наших слов?
  • арбуз – арбузы
    завод – заводы
    класс – классы
    мальчик – мальчики
    ученик – ученики
    платок – платки
  • 7. Физминутка
  • 8. Обобщение и систематизация знаний
  • – Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.
  • 1) Чтобы в цель попасть не раз,
    Зоркий требуется …
    (глаз).
  • 2) Всё перетрут терпение и …(труд).
  • 3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
  • 4) Весь я сделан из железа,
    У меня ни ног, ни рук.
    Я по шляпку в доску влезу,
    А по мне всё стук, да стук.
    (Гвоздь)
  • 5) Под сосною у дорожки,
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть – нет головы.
    (Гриб)
  • 9. Самостоятельная работа
  • – А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.г
  • 1 вариант: Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
    2 вариант: Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …Взаимопроверка.
  • – Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

10. Итог урока

– Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
– Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)
– Что нужно делать с парными согласными в конце слов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"

План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...