Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 4 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
г. Нижневартовск
Рабочая программа кружка по русскому языку
«Занимательная грамматика»
4 «В» класса
Составитель рабочей программы:
Юркина Светлана Владимировна, учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
В основу программы вошла полная законодательная и нормативно-правовая база, Закон РФ «Об образовании», федеральная программа развития образования, национальная доктрина образования в России, концепция модернизации российского образования. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Цель курса: обеспечить полноценные знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которыми нужно дополнительно работать.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии с теми принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности.
Прописанное сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны - организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и тоже сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить и закрепить те знания, которые важны при изучении русского языка.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся и осуществления принципов дифференциации и индивидуализации, основными способами обучения являются: разно-уровневое обучение, обучение в сотрудничестве; способы развития критического мышления.
Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 4 классе – 1 час в неделю, 34 учебные недели (34ч.). Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык».
Планируемые результаты.
Личностные результаты: эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; Интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве; уметь находить и анализировать информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
2. Содержание курса
Тематическое планирование 4 класс
(Всего 34 часа - 1 час в неделю из расчета 34 недель)
№ | Тема | Часы | Вид деятельности | Дата |
1 | Текст. Предложение. Слово. | 1 | Индивидуальная работа. | 02.09 - 07.09 |
2 | Звуки и буквы. Ударение. Состав слова. | 1 | Индивидуальная работа. | 09.09 - 14.09 |
3 | Текст. Предложение. Слово. | 1 | Парная работа. | 16.09 - 21.09 |
4 | Звуки и буквы. Ударение. Состав слова. | 1 | Парная работа. | 23.09 - 28.09 |
5-6 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 2 | Индивидуальная работа. Парная работа. | 30.09 - 05.10 07.10 - 12.10 |
7-8 | Правописание приставок и предлогов. Разделительные Ъ и Ь. | 2 | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | 14.10 - 19.10 21.10 - 26.10 |
9-11 | Части речи. | 3 | Индивидуальная работа. Парная работа. Коллективная работа. | 28.10 - 2.11 11.11 - 16.11 18.11 - 23.11 |
12-13 | Однородные члены предложения. | 2 | Индивидуальная работа. Парная работа. | 25.11 - 30.11 02.12 - 07.12 |
14-15 | Имя существительное. Склонение имен существительных. | 2 | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | 09.12 - 14.12 16.12 - 21.12 |
16-17 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 2 | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | 23.12 - 28.12 13.01 - 18.01 |
18-19 | Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний. | 2 | Индивидуальная работа. Парная работа. | 20.01 - 25.01 27.01 - 01.02 |
20-21 | Имя прилагательное. Склонение. Правописание безударных падежных окончаний. | 2 | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | 03.02- 08.02 10.02 - 15.02 |
22-23 | Местоимение. | 2 | Индивидуальная работа. Парная работа. | 17.02 - 22.02 24.02 - 01.03 |
24-25 | Глагол. Изменение по временам. Неопределенная форма глагола. | 2 | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | 03.03 - 08.03 10.03 - 15.03 |
26-27 | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 | Индивидуальная работа. | 17.03 - 22.03 31.03 - 05.04 |
28-29 | Повторение в конце года. Предложение. Части речи. | 2 | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | 07.04 - 12.04 14.04 - 19.04 |
30-31 | Списывание. | 2 | Индивидуальная работа. | 21.04 - 26.04 28.04 - 03.05 |
32-33 | Вопросы для повторение изученного за курс начальной школы. | 2 | Коллективная работа. Индивидуальная работа. | 05.05 - 10.05 12.05 - 17.05 |
34 | Словарные диктанты. | 1 | Индивидуальная работа. | 19.05 - 24.05 |
3. Ресурсное обеспечение реализации Программы
- В.Т. Голубь, Контроль и учет знаний учащихся. Практическое пособие для начальной школы. Воронеж. 2012 год.
4. Ожидаемые результаты
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет);
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения предмета, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке.
Рекомендуемая литература
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс
Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Увлекательная грамматика", 2 класс
Пояснительная записка и план работы кружка...
Рабочая программа кружка «Секреты русского языка» для 4 класса
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" .
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" для 1,2,3,4 классов....
Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"- 4 кл.
Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"....