Главные вкладки

    Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 4 класса
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

    4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_grammatika_4_klass.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

    г. Нижневартовск

    Рабочая программа кружка по русскому языку  

    «Занимательная грамматика»

    4 «В» класса

                                                                                                      Составитель рабочей программы:

    Юркина Светлана Владимировна, учитель начальных классов.

     Пояснительная записка.

          В основу  программы вошла полная законодательная и нормативно-правовая база, Закон РФ «Об образовании», федеральная программа развития образования, национальная доктрина образования в России, концепция модернизации российского образования. Программа рассчитана на 1 год обучения.

             Цель курса:  обеспечить полноценные знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которыми нужно дополнительно работать.      

        Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.  

        Программа разработана в соответствии с теми принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности.

         Прописанное сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны - организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

         Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и тоже сообщение выразить массой способов, а речь  ситуативна  - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи  с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить и закрепить те знания, которые важны при изучении русского языка.

           

    Задачи  курса:

    Обучающие:

    • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
    • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
    • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
    • развитие мотивации к изучению русского языка;
    • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
    • совершенствование общего языкового развития учащихся;
    • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

    Воспитывающие:

    • воспитание культуры обращения с книгой;
    •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

    Развивающие:

    • развивать  смекалку и сообразительность;
    • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
    • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
    • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    • занимательность;
    • научность;
    • сознательность и активность;
    • наглядность;
    • доступность;
    • связь теории с практикой;
    • индивидуальный подход к учащимся.

    Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

     Формы проведения занятий

    • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
    • анализ и просмотр текстов;
    • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    • игровая;
    • теоретическая;
    • практическая.

     Основные методы и технологии

    • технология  разноуровневого обучения;
    • развивающее обучение;
    • технология  обучения в сотрудничестве;
    • коммуникативная технология.

    В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся и осуществления принципов дифференциации и индивидуализации, основными способами обучения являются: разно-уровневое обучение, обучение в сотрудничестве; способы развития критического мышления.

        Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

     Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка  в 4 классе – 1 час в неделю, 34 учебные недели (34ч.). Содержание   курса отвечает   требованию   к   организации   внеурочной   деятельности:   соответствует   курсу   «Русский язык».  

    Планируемые результаты.

    Личностные результаты: эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; Интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты: работать в сотрудничестве;  уметь находить и анализировать информацию.

    Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

    2. Содержание курса

    Тематическое планирование 4 класс

    (Всего 34 часа  - 1 час в неделю  из расчета 34 недель)

    Тема

    Часы

    Вид деятельности

    Дата

    1

    Текст. Предложение. Слово.

    1

    Индивидуальная работа.

    02.09 - 07.09

    2

    Звуки и буквы. Ударение. Состав слова.

    1

    Индивидуальная работа.

    09.09 - 14.09

    3

    Текст. Предложение. Слово.

    1

    Парная работа.

    16.09 - 21.09

    4

    Звуки и буквы. Ударение. Состав слова.

    1

    Парная работа.

    23.09 - 28.09

    5-6

    Правописание гласных и согласных в корне слова.

    2

    Индивидуальная работа. Парная работа.

    30.09 - 05.10

    07.10 - 12.10

    7-8

    Правописание приставок и предлогов. Разделительные Ъ и Ь.

    2

    Индивидуальная работа. Коллективная работа.

    14.10 - 19.10

    21.10 - 26.10

    9-11

    Части речи.

    3

    Индивидуальная работа. Парная работа. Коллективная работа.

    28.10 - 2.11

    11.11 - 16.11

    18.11 - 23.11

    12-13

    Однородные члены предложения.

    2

    Индивидуальная работа. Парная работа.

    25.11 - 30.11

    02.12 - 07.12

    14-15

    Имя существительное. Склонение имен существительных.

    2

    Индивидуальная работа. Коллективная работа.

    09.12 - 14.12

    16.12 - 21.12

    16-17

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

    2

    Индивидуальная работа. Коллективная работа.

    23.12 - 28.12

    13.01 - 18.01

    18-19

    Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний.

    2

    Индивидуальная работа. Парная работа.

    20.01 - 25.01

    27.01 - 01.02

    20-21

    Имя прилагательное. Склонение. Правописание безударных падежных окончаний.

    2

    Индивидуальная работа. Коллективная работа.

    03.02- 08.02

    10.02 - 15.02

    22-23

    Местоимение.

    2

    Индивидуальная работа. Парная работа.

    17.02 - 22.02

    24.02 - 01.03

    24-25

    Глагол. Изменение по временам. Неопределенная форма глагола.

    2

    Индивидуальная работа. Коллективная работа.

    03.03 - 08.03

    10.03 - 15.03

    26-27

    Глагол. Правописание безударных  личных окончаний глаголов.

    2

    Индивидуальная работа.

    17.03 - 22.03

    31.03 - 05.04

    28-29

    Повторение в конце года. Предложение. Части речи.

    2

    Индивидуальная работа. Коллективная работа.

    07.04 - 12.04

    14.04 - 19.04

    30-31

    Списывание.

    2

    Индивидуальная работа.

    21.04 - 26.04

    28.04 - 03.05

    32-33

    Вопросы для повторение изученного за курс начальной школы.

    2

    Коллективная работа. Индивидуальная работа.

    05.05 - 10.05

    12.05 - 17.05

    34

    Словарные диктанты.

    1

    Индивидуальная работа.

    19.05 - 24.05

     

    3. Ресурсное обеспечение реализации Программы

    • В.Т. Голубь, Контроль и учет знаний учащихся. Практическое пособие для начальной школы. Воронеж. 2012 год.

    4. Ожидаемые результаты

    учащиеся должны знать:

    -отличительные признаки основных языковых единиц;

    - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

    -слова, словосочетания, предложения, текста;

    -основные орфографические  и пунктуационные правила;

    -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

    учащиеся должны уметь:

    -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

    - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

    - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

             - пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим,    этимологическими словарями.                                         

    Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

    К техническим средствам обучения относятся:

    • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
    • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет);
    •  наличие лингвистических словарей;
    • наличие  карточек с играми и заданиями;
    • наличие текстов для работы на занятиях.

    Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения  предмета, вызывает интерес учащихся. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке.

    Рекомендуемая литература

    1.  Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
    2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
    3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
    4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
    5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
    6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
    7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
    8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

            

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

    Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

    Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

    Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...

    Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

    Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

    Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"

    Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...

    Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" для 4 кл

    Рабочая программа  кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" для 4 кл...

    Рабочая программа кружка «Секреты русского языка» для 4 класса

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...