Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"- 4 кл.
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 Приложение №________к приказу №_________от «______» __________2016г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

     Согласовано:                                              

     Зам. директора

     Зверева Е.А.                                      

     _____________                                  

    «___»_____2016г

                                                                                                  Рабочая программа

кружка «Занимательная грамматика»

                                                           по русскому язык для 4 «б» класса

        

                                            Составитель:

                                                                                             Буданцева Ирина Владимировна                         

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                  Высшая квалификационной категории

2016 г.

1.  Пояснительная  записка

    Программа курса “Занимательная грамматика” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  является  закономерным продолжением урока русского языка (авторская учебная программа: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык,4класс, 2011г), его дополнением.

                                               Цели и задачи курса.

Цель курса:  создание условий для интеллектуального развития школьников.

 Задачи:

-знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;

-расширение кругозора по литературному чтению, окружающему миру, краеведению;

-развитие логического, образного и креативного мышления;

-развитие умения работать в группе и в команде;

-развитие скорости мышления и эрудированности;

-развитие интереса к изучаемым предметам;

-воспитание патриотизма, толерантности, этической культуры.

             2.Общая характеристика курса «Занимательная грамматика»

     Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Одним из направлений деятельности курса– подготовка к участию в предметных конкурсах, олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт» и др.

Курс «Занимательная грамматика» предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.                                                                                  Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.                                                                                                                                                                    Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.  Для   успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический  и  раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,  кроссворды, головоломки,  грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

3. Место  учебного предмета в учебном плане

Программа курса «Занимательная грамматика» рассчитана  на  34 часа .Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут .

              4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета            Одним из результатов курса является осмысление (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

4.3   Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 б классе обучаются дети 10-11 лет с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках русского языка активно вступают в дискуссии, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою.                              Данная рабочая программа направлена на то, чтобы:

- более глубоко подготовить  к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах,  олимпиадах;

- максимально приблизить содержание учебного материала к возможностям учащихся;

- формировать общечеловеческую и читательскую культуру;

- создать условия для расширения кругозора и формирования познавательных интересов учащихся.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета.

Личностные результаты:

1.эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

2.эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

3.чувство  прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

4.любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

5.интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

6.интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

7.интерес к изучению языка;

8.осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1.самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

4.в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.          

Познавательные УУД:

1.перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

2.пользоваться словарями, справочниками;

3.осуществлять анализ и синтез;

4.устанавливать причинно-следственные связи;

5.строить рассуждения;

 Коммуникативные УУД:

1.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

2.высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

4.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

5.задавать вопросы.

 Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

6. Содержание учебного курса «Занимательная грамматика» 34 ч (1 час в неделю)                                                                                                                   Фонетика и орфоэпия (7 часов)

    Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

         Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.   Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Правильная постановка ударений в словах.  Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

                                                         Лексикология (27 часов)

        Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.  Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.          Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».  Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.                                                                                                                                                 Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

                         7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Практические занятия

Характеристика деятельности                учащихся.

1

Фонетика и орфоэпия

7 ч.

Познакомиться с нормами литературного произношения. Углублять и расширять знания  и представления о литературном языке. Знакомиться с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучаться правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

2

Лексикология  

27 ч.

П.р.-3ч

Познакомиться  с   термином « лексика», и лексическим значением слов, с толковыми словарями русского языка . Обогатить  словарный запас.

Познакомиться  с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. 

Всего:

34 ч.

П.р.-3ч

             

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г

10Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

15Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

16Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18Одинцов  В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

     9.Планируемые результаты изучения учебного курса.                 

 Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи.

Выпускник научится  

-работать со справочной и научно-популярной  литературой;

- знать: отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

9.2Система оценки достижения планируемых результатов предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов: - система оценивания предметных результатов включает в себя: оценку  каждого обучающегося отдельно, наблюдение педагога; оценка работы сложившихся команд, наблюдение за командной игрой.

10. Календарно-тематическое планирование

учебного курса «Занимательная грамматика»  на 2016-2017 учебный год

                                          1 ч в неделю                                                               34 ч                                                                                                        

№ п/п

п/т

Название темы урока

Дата

план.

Дата

факт

Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

1

1

Что такое орфоэпия?

2

2

Что такое фонография или звукозапись?

3

3

Звуки не буквы!

4

4

Звучащая строка.

5

5

Банты и шарфы.

6

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

7

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Лексикология    (27 часов)

8

1

Имена вещей.

9

2

О словарях энциклопедических и лингвистических.

10

3

В царстве смыслов много дорог.

11

4

Как и почему появляются новые слова?

12

5

Многозначность слова.

13

6

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

14

7

Об одном и том же - разными словами.

15

8

Как возникают названия.

16

9

Слова – антиподы.

17

10

Фразеологические обороты.

18

11

Словари «чужих» слов.

19

12

Капитан и капуста.

20

13

«Он весь свободы торжество».

21

14

Мы говорим его стихами.

22

15

Слова, придуманные писателями.

23

16

Слова уходящие и слова – новички.

24

17

Словарь языка Пушкина.

25

18

Смуглая Чернавка.

26

19

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

27

20

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

28

21

Какой словарь поможет избежать ошибок?

29

22

Словарь- грамотей.

30

23

Научная этимология.

31

24

Какие бывают имена?

32

25

Древнерусские имена.

33

26

Отчество и фамилия.

34

27

Надо ли останавливаться перед зеброй?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Школа русского языка"

Эта программа может быть использована в блоке дополнительного образования для обучения  детей русскому языку  как иностранному...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс

Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Грамотей" для 3 класса.

Рабочая программа по русскому языку для кружковой работы учащихся 3 классов по русскому языку....