Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

Представлен конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Личные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_mestoimeniya.docx132.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка         УМК  ПНШ   4 класс (Слайд 1)

Тема: Личные местоимения

Цель: познакомить учащихся со склонением личных местоимений.

Задачи:

             - Развитие умений определять лицо, число и падеж личных местоимений, обобщать материал таблицы.

             - Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Слайд 2.

Образование – богатство, а применение – его совершенство.

Я  желаю вам, чтобы знания, которые вы получаете в школе, не лежали мертвым грузом, а чтобы вы использовали, применяли их в своей жизни. Тогда эти знания будут идеальными, т.е.  совершенными. Желаю вам хорошей работы.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

  1. Актуализация знаний

А) Словарная работа. Слайд 3.

- Запишите слова в три столбика по родам: пальто, облако, магазин, лопата, яблоко, урожай, улица, косынка, пенал.

- Прочитайте имена существительные женского рода …., мужского рода…., среднего рода. Проверьте со слайда.

- У кого нет ошибок? В чём ошиблись?

- Как вы определили род существительного? (Ж.р. – она, м. р. – он, ср. р. – оно.)

Б) Игра «Четвёртое лишнее» Слайд 4.

Я,  он,  на,  ты.     (предлог)                

Мы,  они,  вы,  но. (союз)

            Нас,  нами,  нос,  нам.    (существительное)      

Оно,  его,  ему,  яму. (существительное)

            Мной,  меня,  мни,  мне.   (глагол повелительной формы)    

            Тебя,  тебе,  тобой,  табун. (существительное)

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

- Как называются оставшиеся слова?  (Местоимения)

3. Определение темы и цели урока. Слайд 5.

- Назовите тему урока. (Личные местоимения)

- Эта тема новая или вы уже знаете что-то о местоимении?

- Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имя существительное. Местоимения  не называют людей, животных  или  предметы,  а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

- А какая цель урока? Слайд 6. 

(Цель урока: учиться изменять местоимения по падежам)

4. Работа над новым материалом. 

  Работа по таблице. Слайд  7.

- Рассмотрите таблицу.

- Назовите личные местоимения 1-го и 2-го лица в начальной форме. (Я, мы, ты, вы)

- Какие из них являются формами ед. ч., а какие – формами мн.ч.?

(Формы ед. ч. – я, ты, формы мн. ч. – мы, вы)

- Назовите местоимения 3-го лица. (Он, она, оно, они)

- Что сделали с местоимениями я, мы, ты, вы, он, она, оно, они?

(Их просклоняли, т. е. изменили по падежам)

-Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. Что интересного вы увидели?

(Местоимения он и оно склоняются одинаково)

- Докажите, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. Для этого просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако».

Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его). (Устно)

- Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч. (Они, их, им, их, ими, о них)

- Различаются ли они по родам? (Нет)

- Что интересного ещё заметили в таблице? ( Формы Р.п. и В. п. одинаковые)

- Что же делать, как распознать падежи? (Подставить проверочное слово – мама: нет мамы  - Р.п., вижу маму – В.п.)

5. Первичное закрепление.

Стр. 50 упр. 44. Выписываете из текста в столбик местоимения, если они стоят не в начальной форме, то пишите её, указываете, лицо, число, падеж по образцу:

Мне (я) - 1 л., ед. ч, Д.п. (на доске)

Если местоимения повторяются, то пишем один раз.

- Можно работать в паре, если испытываете затруднение.

 (Проверка фронтальная)        

 - У кого всё получилось? В чём затруднения?

6. Физкультминутка. (Слайд 8)

Веселые задачки

За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов? (заЯц)

К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для принятия душа?  (Мыло)
           Первый слог слова - местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (
Тыква).
           Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (
Ябеда).
           Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они
вы-мы-ты).

7. Продолжение работы над новым материалом. (Слайд 9)

- Вернитесь к таблице. Вы заметили особенность в употреблении местоимений 3-го лица в П.п.?  (После предлога в местоимении появляется буква «н»)

- Какой вопрос задала Маша?  (Это только в П.п. так ?)

- Что вы ей ответите, выполнив упражнение 44?

- Давайте познакомимся с содержанием плаката на стр. 52. (Чтение плаката)

8. Закрепление.

А) Стр. 52 упр. 45

1 столбик – устно фронтально все.

Дифференцированная работа.

1 группа - 2 столбик – самостоятельно письменно.

(Проверка со слайда 10)

сделал для него, для неё, для них

подошёл к нему, к ней, к ним

посмотрел на него, на неё, на них

играл с ним, с нею, с ними

мечтал о нём, о ней, о них

- Ребята, а почему не взяли местоимение 3-го лица, ср. р.?

(Изменяется как местоимение м.р.)

2 группа (по - желанию)- работает по карточке.

Списать предложения. Местоимения поставить в нужную форму.

1. Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд. 2. Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с (она)  солнце краше, и весна милей. 3. Лёд трескался, ломался на отдельные  глыбы; вода всплёскивалась между (они).  4. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в (он) сирень.

(Проверка фронтальная, дети читают получившиеся предложения.)

- У кого всё получилось?

- Кто не справился с заданием? Почему?

 Б) Отредактируйте текст. Слайд 11.  (Устно или письменно ?)

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего  лиса   охотится за мышами.

У   лисы  чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса уже тут как тут.

(Про лису дурная слава ходит, будто она  кур таскает. Но на деле редко ей это удается. Чаще всего она   охотится за мышами.

У   неё  чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса уже тут как тут).

9. Итог урока. Слайд 12

Закончи предложения:

Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только … (указывают на них)

Я знаю личные местоимения:…(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Местоимения: 1-го лица…(я, мы)

                          2-го лица…(ты, вы)

                          3-го лица…(он, она, оно, они)

По родам изменяются только местоимения …(3-го) лица, …(единственного) числа.

- Какая была цель урока? (Научиться изменять местоимения по падежам)

- Добились мы цели?

10.Домашнее задание: с/р стр. 26 упр. 23, всё по заданию.

11. Рефлексия. Слайд 13

Оцените свою работу на уроке по плану:

  • Сегодня на уроке я научился …
  • У меня хорошо получилось …
  • …. задание вызвало затруднение, потому что …
  • Мне нужно ещё …

Оценка работы учащихся учителем.

Спасибо за работу! Урок окончен! Слайд 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.

Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...