Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова
материал по русскому языку на тему

Соболь Валентина Дмитриевна

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pozn_deyat.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

В.Д. Соболь

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА

   Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся.

   В педагогической практике познавательный интерес  рассматривается как внешний стимул, как средство активации, позволяющее сделать процесс обучения способствующим расширению знаний. Возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка, была основана ещё в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В. Выготским. Наиболее полное и последовательное воплощение идеи  Л.С. Выготского  получили в теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова.  Дидактическая система Л.В.Занкова направлена на решение задач: как можно учить без двоек и без принуждения, как развить у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Нужна перестройка учебного процесса. В системе Л.В.Занкова прежде всего меняется сам урок. Формы учебного процесса в системе предполагают большую гибкость. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают  и обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Особенностью восприятия в условиях развивающего обучения является  субъективная позиция ребенка, когда им осуществляется активная деятельность по выделению неосвоенной области – сравнение, сопоставление, выявление закономерности, поиск различных способов решения поставленной проблемы, практическое освоение выбранного, оптимального для ученика способа, и как результат  деятельности ребенок не только усваивает информацию, но и переживает чувства сопричастности к  коллективному поиску и удовлетворения от его результатов.

   Учебником предлагается не просто списать и вставить пропущенные буквы, применив правила, даются такие задания, которые требуют размышления: с каких слов или примеров  целесообразней начать работу, какое правило или какой закон объединяет все задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне, на какие группы можно разделить выражения, слова, предложения, как расклассифицировать их и по какому признаку и т.д.

   Еще во 2-ом классе, когда дети изучают части речи, часто использую задания на классификацию. Даю ряд слов: тайга, холодный, снег, строить,  голубой, придумать. На сколько групп и по какому признаку можно разделить данные слова? Дети определяют, что их можно разбить  на три группы в зависимости от части речи. Далее предлагаю с некоторыми из этих слов составить предложение, а затем их уже разобрать по членам.

   Часто даю задания, чтобы по анаграммам дети нашли исходные слова:

   лбко (блок)               тянос (носят)

   раяи (ария)                ерванш (реванш)

   упкс  (пуск)                ркдети  (кредит)

   лыбей   (белый)

   Ребята угадывают их,  объясняют орфограммы,  превращают в слова другой части речи.

   При изучении темы «Парные согласные» прошу разгадать шарады.  Учащиеся отгадывают слова, объясняют написание, сочиняют четверостишия.

    Часто играем в игру «Допиши слово»: необходимо дописать недостающие парные согласные, затем с этими словами сопоставить рассказ.

   В 3-ем классе после изучения непроизносимых согласных даю задания на классификацию. Пишу слова: редкие, цветок, местный, тяжелый, узкий, радостный, деревья, близкий, ненастный – и прошу разделить на группы, определить признак, по которому они были разделены.  Дети разбивают данные слова на три группы в зависимости от орфограммы (безуд.гл., парн. согл., непроизн. согл.), дальше объясняют написание слов с этими орфограммами, я предлагаю продолжить ряды словами с такими же орфограммами.

     В 4-ом классе при изучении темы «Спряжение глаголов» ребятам предлагается ряд слов:  учат , прячут, готовят, полют, ставят, пилят, гасят, мелют, хохочут, пашут, клеят, тянут. Ученики рассматривают данные слова. Спрашиваю, что интересного заметили. Они отвечают, что одни слова заканчиваются на –ат, -ят,  а другие  на –ут,  -ют. Дети  предполагают, что в зависимости от окончания глаголы делятся на две группы, два спряжения. Дальше читаем вывод в книге. Оказывается, были правы, записываем слова в две группы и продолжаем каждую самостоятельно, записав в них глаголы I и  II спряжения.

    При изучении темы «Неопределенная форма и 3-е лицо глаголов с возвратным значением» беру текст с ошибками и предлагаю найти их. Например:

              «Попадья Балдой не нахвалится.

              Поповна о Балде лишь печалится.

               Попенок зовет его тятей,

               Кашу заварит, нянчится с дитятей».

   Ребята исправляют ошибки. Дальше прошу найти глаголы с возвратным значением и объяснить, пишется ли в них мягкий знак или нет, и как это проверить. А в каких глаголах пишется?

   При изучении темы «Разряды наречий по значению» пишу  на доске слова: редко, вперед, потом, дружно, сейчас, вблизи, налево –  и предлагаю разбить на несколько групп, назвать признак, по которому они производили деление. Ученики выделяют три группы. В зависимости от вопроса на который они отвечают и определяются разряды наречий по значению.

   При изучении темы «Наречие»  даю слова: прохожий, громко, осторожно; справа, слева, снег; сегодня, поранить, сейчас – и прошу найти лишние.

    Дети видят, что два слова из трех отвечают на вопрос «Как?», а третье – на вопрос «Какой?» Значит лишнее слово прохожий.  Из второй и третьей строки вычленяют слова снег и поранить.

    Затем называются оставшиеся слова и вопросы, на которые они отвечают, смотрим изменяются или не изменяются или не изменяются данные слова, какие поясняют, и приходим к выводу, что это новая для нас часть речи, пытаемся дать ей название. Дальше делаем вывод, сверяем его с выводом в учебнике.

    При изучении темы «Сложноподчиненные предложения» предлагаю ряд предложений:

       Я быстро прочитал книгу, которую взял в библиотеке.

       Ненастье продолжалось недолго.

       Скворцы расселись у дуплянок и весело засвистели.

        Ветер занес в рощу еловое семечко, и оно упало под березой.

    Ученики разбивают предложения на группы и называют признак по которому они осуществили это действие. Дальше прошу начертить  схемы данных предложений и объяснить  запятые. Предлагаю поработать только со сложноподчиненными предложениями. Даю задание придумать СПП, когда придаточное стоит в начале, середине, конце предложения. Выясняем, как ставить запятые в таких предложениях.

    В Занковской  дидактической системе существует иной подход к подведению  итогов обучения. Задача развития учащихся сочетается здесь с таким способом подведения  итогов учебной работы учителем, когда эффективность  обучения оценивается не только по показателям общего развития учащихся, но, конечно, не исключена и отметка. Одной из ярких черт системы Л.В. Занкова является создание радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением. Это обеспечивается богатством содержания обучения, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей чувство удовольствия деятельности. Методы обучения, строящиеся на основе соответствующих дидактических принципов, направлены не только на интеллект, но и на чувства детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос. Но, конечно же, каждую контрольную работу оцениваю отметкой, а по контрольным работам, которые провожу в конце каждого полугодия, определяю сначала уровень развития ребенка по предметам, а потом – общий.

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Полякова А.В. Русский язык. 1-4-й классы. –М.: Просвещение, 2003.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова. – М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

В материале описываются различные способы и приёмы, способствующие развитию познавательных интересов....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.

Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясн...