Урок русского языка "Обозначение мягкости согласного звука"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Касаева Людмила Яковлевна

Конспект урока по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»                               Урок №1                        Дата _____________________

Класс: 1

Предмет: Русский язык

Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных

Тип урока:  урок закрепления полученных знаний.

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  1. Предметные
  • создать условия для актуализации знаний о буквах как средствах графики языка, ее нормах, осмысления операций «перевода» звуковой записи в буквенную;
  • совершенствовать умение правильно пользоваться буквами для обозначения твердости-мягкости согласных и звука [й'];
  • способствовать развитию фонетических умений, мышления, внимания и речи.

 Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявляют познавательный интерес на основе сформированное™ учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов

и заданий в упражнениях; логические - осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные: отвечают на вопросы по темам «Алфавит», «Звуки и буквы», располагают слова в алфавитном порядке, объясняют функцию гласных букв по отношению к согласным,  осуществляют «перевод» звуковой записи в буквенную, структурируют знания об алфавите, звуках и буквах русского языка.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Мотивационный момент.

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

  • Как вы думаете, что для этого нужно?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты)

Дают установку на важность учения

К-1

К-2

П-8

Актуализация знаний

Постановка целей

 -        - Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем много нового и интересного, многому научимся.

1.Но для начала, поиграем в игру «Верю – не верю».

Работаем в парах.

а) Веришь  ли ты, что  буквы а, о, у  - гласные?    +

б) Веришь ли ты, что звуки [ж], [ш], [ц]  - всегда твёрдые?   +

в) Веришь ли ты, что буквы е, я всегда обозначают два звука?   -

г) Веришь ли ты, что буквы д, г, в обозначают парные звуки?   +

д)  Веришь ли ты, что  буквы ы, ь  бывают заглавными?   -

е) Веришь ли ты, что все буквы русского языка называются  «алфавит»?  +

2.Выполнение задания 108, с. 68.

-        Антон благодарит вас, ребята. Хотите узнать, за что?

Прочитайте его слова на с. 68. Вы можете полностью согласиться с его мнением? Почему?

-        Рассудите, прав ли Антон?

- Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить

Как работают буквы?

        Этот вопрос очень удивил Антона. (Учитель читает его слова. Стр 69)

  • Что думает Антон о работе букв? (Одни буквы обозначают со гласные звуки, а другие - гласные.)
  • Он правильно считает? (Да.)
  • Но всё ли так просто - всё ли знает Антон о работе букв? (Наверное нет)

        А что мы с вами знаем? Давайте вспоминать и уточнять.

С помощью следующего заголовка хором договорите первый вопрос, на который важно получить ответ: как мы.„ (Дети дочитывают по учебнику обозначаем мягкость согласных звуков)?

  • Кто поможет сказать, чему будем учиться на уроке?      

Повторяют пройденный материал

Работают со словами из словаря.

Выполняют задания

Нужно не только знать буквы, но и понимать, как они «работают».

Определяется тема урока

Ставят учебную задачу

К-2

К-3

Р-1

П-4

П-2

П-8

Осмысление способа обозначения мягкости согласных буквами гласных

Слайд № 3

1.Посмотрите на стр 69 учебника

  • с кем мы вновь встречаемся? (С Томом.)
  • Напомните, кто он, где живёт, почему мы о нём говорим на уроках русского языка?
  • Тому понравилось, как рассуждал Антон. Он решил попробовать записать слово люди и стал рассуждать так же, как Антон.        

Сначала Том записал слово значками звуков    [л'уд'и]

  •  Так ли Том услышал звуки в слове и записал их условными значками? (Да.)        

Запишем и мы в тетрадях слово люди значками звуков. (Запись на доске временно закрывается.)

  • Для первого звука Том выбрал букву и написал её. (под  знаком пишет букву л)
  • Поднимите руку, кто считает, что Том правильно услышал первый звук и верно выбрал для него букву.
  • Для звука [у] мальчик-иностранец тоже легко выбрал букву и написал её.
  • Получится ли у нашего друга слово, которое он задумал?

Разве Том что-то не так сделал? (Он неправильно назвал вторую букву)

Разве звук [у] вы обозначаете не буквой у?    

Том удивлён: как это так - в русском алфавите для одного истого же гласного звука есть две буквы?

- Объясните мальчику-иностранцу: зачем нужны две буквы гласных для одного звука?

Выполнение задания 110 (устно).

  • Назовите   Тому   буквы,   которыми   мы   обозначаем   твёрдость согласных. (Хором по таблице читаются буквы.)
  • А какими обозначаем мягкость? (Читается другой ряд букв.)

-        А из чего видно, что в первой колонке буквы для обозначения   именно твёрдости согласных, а во второй - их мягкости?

  • Объясните Тому ещё одно: почему к столбикам букв нарисованы стрелки от двух звуковых «домиков»: от «домика» согласного

и «домика» гласного? (Потому что буква гласного обозначает, во-первых, «свой» гласный звук, а во-вторых, указывает на твёрдость или мягкость согласного.)

ФИЗМИНУТКА   Слайд №4

Работают по учебнику стр 69

Работают в паре

Находят ошибки

Самостоятельная работа

Работают по таблице

Рассматриваются значки звуков, вспоминаются обозначения твёрдых и

мягких согласных

К-1

К-2

К-3

Р-1

К-3

П-4

Тренировка в применении способа обозначения мягкости согласного буквами гласных

  1. Работа по Упр №111
  2. Работа по заданию упр № 112
  • Прочитаем хором первую звуковую запись. (Плакса.)
  •  Послушайте себя: есть ли в слове мягкие согласные звуки? (Нет.)
  • Из какого столбика понадобятся буквы гласных? (Из первого.)
  • Пишите слово буквами и рассуждайте:

слышу твёрдый согласный..., после него на месте гласного пишу букву...

  • Прочитаем хором вторую звуковую запись. (Клякса.)
  • Послушайте слово: есть ли в слове мягкие согласные?
  • Понадобится ли буква из второго столбика?
  • Запишите слово буквами, шёпотом рассуждайте. Букву гласного, которой покажете мягкость согласного, подчеркните двумя чёрточками.

-        Самостоятельно запишите буквами другие слова. Шёпотом рассуждайте так, как учили Тома. Буквы гласных, которыми будете обозначать мягкость согласных, подчёркивайте двумя чёрточками.

  • Не забыли ли вы проверить каждое слово?
  • Что для этого надо делать? (Читать, слушать себя и смотреть, все ли звуки правильно обозначены.)
  • Посмотрите, хорошо ли вы написали буквы в словах. Карандашом отметьте знаком + те, которые у вас получились особенно красиво, и поставьте - над теми буквами, которые не удались. На полях ручкой напишите их лучше.
  • Какими буквами передали звук [у] в словах брюки, руки? А какими - звук [о] в последних словах?

3.Работа по заданию упр № 113

1 ученик работает на доске

Дети высказывают предположения

Самооценка

Делают вывод

Л-1

Л-2

К-1

К-2

К-3

П-6 К-3

П-8

П-5

К-2

Повторение словарных слов и наблюдение за выбором букв

Слайд №5

Вспомните, как пишутся, и запишите четыре словарных слова: ребята, весело, красиво, хорошо.

  • Отметьте «опасные места» и проверьте запись.
  • Проверка
  • А теперь найдите буквы на месте ударных гласных звуков. Подчеркните их двумя чёрточками, если они указывают на мягкость согласных, и одной, если они указывают на твёрдость.
  • В каком слове нет мягких согласных?
  • Какая буква гласного под ударением?
  •  А какая - в «опасных местах»?
  • Сколько же раз в этом слове встречается буква о?

-        Как вы подчеркнули буквы ударных гласных в других словах?

Почему так?

Назовите буквы, которые вам понадобились для указания на мягкость согласных.

  • Укажите цифрами их алфавитный порядок.

Записывают слова по карточкам с пропущенными буквами

Работа по словарю

Записывают слова

Самооценка

Л-1

Л-2

Р-4

Подведение итогов урока

  • . О работе каких букв мы сегодня говорили? (О работе букв гласных.)
  • Какие две важных работы они выполняют? (Они обозначают «свой» звук и указывают на твёрдость или мягкость согласного.)
  • Почему им приходится выполнять вторую работу? (Потому что буквы согласных не умеют показывать твёрдость или мягкость «своих» звуков.)
  • Дома расскажите взрослым то, что сами знаете о работе букв гласных. Объясните им и таблицу на странице 71

Подводят итог урока

К-3

Л-4

Р-3

Рефлексия.

Слайд №6

Продолжить предложения. 

Дают оценку своей работе

Р-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Непроизносимый согласный звук"

Урок русского языка знакомит учащихся с проблемой непроизносимого согласного звука и учит решать данную проблему. Урок начинается с разминки, которая показывает и развивает сообразительность, быстроту...

Урок русского языка.Тема :" Согласные звуки"

Урок русского языка.Тема :"Соглассные звуки."...

Карточки для урока русского языка "непроизносимый согласный звук"

Данный материал можно использовать для закрепления материала...

Технологическая карта урока русского языка "Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: закрепление у обучающихся умения правописания буквосочетаний ЖИ – ШИ, умения корректировать способы действия в соответствии с алгоритмом.Планируемые результатыПредметныеОбучающие нау...

Технологическая карта урока русского языка "Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’]" (1 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о парных согласных звуках [г], [г’], [к], [к’]Задачи урока: Дидактические:1 Сформировать умение различ...