Главные вкладки

    Урок русского языка "Обозначение мягкости согласного звука"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Касаева Людмила Яковлевна

    Конспект урока по ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УМК «Гармония»                               Урок №1                        Дата _____________________

    Класс: 1

    Предмет: Русский язык

    Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных

    Тип урока:  урок закрепления полученных знаний.

    Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

    Задачи урока:

    1. Предметные
    • создать условия для актуализации знаний о буквах как средствах графики языка, ее нормах, осмысления операций «перевода» звуковой записи в буквенную;
    • совершенствовать умение правильно пользоваться буквами для обозначения твердости-мягкости согласных и звука [й'];
    • способствовать развитию фонетических умений, мышления, внимания и речи.

     Познавательные:

    -создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

    -содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

    -формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

    -формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, Регулятивные:

    - обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    -содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

     - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

    Коммуникативные

    - содействовать развитию у детей  умению общаться;

    -обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

    Личностные:

    -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

    -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

    Предполагаемые результаты:

    Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, взаимодействуют со сверстниками при выполнении учебных заданий, проявляют познавательный интерес на основе сформированное™ учебных мотивов.

    Метапредметные:

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Познавательные: общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов

    и заданий в упражнениях; логические - осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения.

    Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

    Предметные: отвечают на вопросы по темам «Алфавит», «Звуки и буквы», располагают слова в алфавитном порядке, объясняют функцию гласных букв по отношению к согласным,  осуществляют «перевод» звуковой записи в буквенную, структурируют знания об алфавите, звуках и буквах русского языка.

    Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

    Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые

    УУД

    Мотивационный момент.

    Солнце на небе проснулось.
    Нам, ребята, улыбнулось.
    Глазки тихо закрываем,
    Руки к небу поднимаем.
    Лучик солнышка возьмем
    И к сердечку поднесем.

    - Вы чувствуете солнечное тепло?

    Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

    - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

    • Как вы думаете, что для этого нужно?

    - Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

    Правила посадки при письме

    Оформление тетрадей (запись даты)

    Дают установку на важность учения

    К-1

    К-2

    П-8

    Актуализация знаний

    Постановка целей

     -        - Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем много нового и интересного, многому научимся.

    1.Но для начала, поиграем в игру «Верю – не верю».

    Работаем в парах.

    а) Веришь  ли ты, что  буквы а, о, у  - гласные?    +

    б) Веришь ли ты, что звуки [ж], [ш], [ц]  - всегда твёрдые?   +

    в) Веришь ли ты, что буквы е, я всегда обозначают два звука?   -

    г) Веришь ли ты, что буквы д, г, в обозначают парные звуки?   +

    д)  Веришь ли ты, что  буквы ы, ь  бывают заглавными?   -

    е) Веришь ли ты, что все буквы русского языка называются  «алфавит»?  +

    2.Выполнение задания 108, с. 68.

    -        Антон благодарит вас, ребята. Хотите узнать, за что?

    Прочитайте его слова на с. 68. Вы можете полностью согласиться с его мнением? Почему?

    -        Рассудите, прав ли Антон?

    - Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить

    Как работают буквы?

            Этот вопрос очень удивил Антона. (Учитель читает его слова. Стр 69)

    • Что думает Антон о работе букв? (Одни буквы обозначают со гласные звуки, а другие - гласные.)
    • Он правильно считает? (Да.)
    • Но всё ли так просто - всё ли знает Антон о работе букв? (Наверное нет)

            А что мы с вами знаем? Давайте вспоминать и уточнять.

    С помощью следующего заголовка хором договорите первый вопрос, на который важно получить ответ: как мы.„ (Дети дочитывают по учебнику обозначаем мягкость согласных звуков)?

    • Кто поможет сказать, чему будем учиться на уроке?      

    Повторяют пройденный материал

    Работают со словами из словаря.

    Выполняют задания

    Нужно не только знать буквы, но и понимать, как они «работают».

    Определяется тема урока

    Ставят учебную задачу

    К-2

    К-3

    Р-1

    П-4

    П-2

    П-8

    Осмысление способа обозначения мягкости согласных буквами гласных

    Слайд № 3

    1.Посмотрите на стр 69 учебника

    • с кем мы вновь встречаемся? (С Томом.)
    • Напомните, кто он, где живёт, почему мы о нём говорим на уроках русского языка?
    • Тому понравилось, как рассуждал Антон. Он решил попробовать записать слово люди и стал рассуждать так же, как Антон.        

    Сначала Том записал слово значками звуков    [л'уд'и]

    •  Так ли Том услышал звуки в слове и записал их условными значками? (Да.)        

    Запишем и мы в тетрадях слово люди значками звуков. (Запись на доске временно закрывается.)

    • Для первого звука Том выбрал букву и написал её. (под  знаком пишет букву л)
    • Поднимите руку, кто считает, что Том правильно услышал первый звук и верно выбрал для него букву.
    • Для звука [у] мальчик-иностранец тоже легко выбрал букву и написал её.
    • Получится ли у нашего друга слово, которое он задумал?

    Разве Том что-то не так сделал? (Он неправильно назвал вторую букву)

    Разве звук [у] вы обозначаете не буквой у?    

    Том удивлён: как это так - в русском алфавите для одного истого же гласного звука есть две буквы?

    - Объясните мальчику-иностранцу: зачем нужны две буквы гласных для одного звука?

    Выполнение задания 110 (устно).

    • Назовите   Тому   буквы,   которыми   мы   обозначаем   твёрдость согласных. (Хором по таблице читаются буквы.)
    • А какими обозначаем мягкость? (Читается другой ряд букв.)

    -        А из чего видно, что в первой колонке буквы для обозначения   именно твёрдости согласных, а во второй - их мягкости?

    • Объясните Тому ещё одно: почему к столбикам букв нарисованы стрелки от двух звуковых «домиков»: от «домика» согласного

    и «домика» гласного? (Потому что буква гласного обозначает, во-первых, «свой» гласный звук, а во-вторых, указывает на твёрдость или мягкость согласного.)

    ФИЗМИНУТКА   Слайд №4

    Работают по учебнику стр 69

    Работают в паре

    Находят ошибки

    Самостоятельная работа

    Работают по таблице

    Рассматриваются значки звуков, вспоминаются обозначения твёрдых и

    мягких согласных

    К-1

    К-2

    К-3

    Р-1

    К-3

    П-4

    Тренировка в применении способа обозначения мягкости согласного буквами гласных

    1. Работа по Упр №111
    2. Работа по заданию упр № 112
    • Прочитаем хором первую звуковую запись. (Плакса.)
    •  Послушайте себя: есть ли в слове мягкие согласные звуки? (Нет.)
    • Из какого столбика понадобятся буквы гласных? (Из первого.)
    • Пишите слово буквами и рассуждайте:

    слышу твёрдый согласный..., после него на месте гласного пишу букву...

    • Прочитаем хором вторую звуковую запись. (Клякса.)
    • Послушайте слово: есть ли в слове мягкие согласные?
    • Понадобится ли буква из второго столбика?
    • Запишите слово буквами, шёпотом рассуждайте. Букву гласного, которой покажете мягкость согласного, подчеркните двумя чёрточками.

    -        Самостоятельно запишите буквами другие слова. Шёпотом рассуждайте так, как учили Тома. Буквы гласных, которыми будете обозначать мягкость согласных, подчёркивайте двумя чёрточками.

    • Не забыли ли вы проверить каждое слово?
    • Что для этого надо делать? (Читать, слушать себя и смотреть, все ли звуки правильно обозначены.)
    • Посмотрите, хорошо ли вы написали буквы в словах. Карандашом отметьте знаком + те, которые у вас получились особенно красиво, и поставьте - над теми буквами, которые не удались. На полях ручкой напишите их лучше.
    • Какими буквами передали звук [у] в словах брюки, руки? А какими - звук [о] в последних словах?

    3.Работа по заданию упр № 113

    1 ученик работает на доске

    Дети высказывают предположения

    Самооценка

    Делают вывод

    Л-1

    Л-2

    К-1

    К-2

    К-3

    П-6 К-3

    П-8

    П-5

    К-2

    Повторение словарных слов и наблюдение за выбором букв

    Слайд №5

    Вспомните, как пишутся, и запишите четыре словарных слова: ребята, весело, красиво, хорошо.

    • Отметьте «опасные места» и проверьте запись.
    • Проверка
    • А теперь найдите буквы на месте ударных гласных звуков. Подчеркните их двумя чёрточками, если они указывают на мягкость согласных, и одной, если они указывают на твёрдость.
    • В каком слове нет мягких согласных?
    • Какая буква гласного под ударением?
    •  А какая - в «опасных местах»?
    • Сколько же раз в этом слове встречается буква о?

    -        Как вы подчеркнули буквы ударных гласных в других словах?

    Почему так?

    Назовите буквы, которые вам понадобились для указания на мягкость согласных.

    • Укажите цифрами их алфавитный порядок.

    Записывают слова по карточкам с пропущенными буквами

    Работа по словарю

    Записывают слова

    Самооценка

    Л-1

    Л-2

    Р-4

    Подведение итогов урока

    • . О работе каких букв мы сегодня говорили? (О работе букв гласных.)
    • Какие две важных работы они выполняют? (Они обозначают «свой» звук и указывают на твёрдость или мягкость согласного.)
    • Почему им приходится выполнять вторую работу? (Потому что буквы согласных не умеют показывать твёрдость или мягкость «своих» звуков.)
    • Дома расскажите взрослым то, что сами знаете о работе букв гласных. Объясните им и таблицу на странице 71

    Подводят итог урока

    К-3

    Л-4

    Р-3

    Рефлексия.

    Слайд №6

    Продолжить предложения. 

    Дают оценку своей работе

    Р-3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"

    Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...

    Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

      Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

    Конспект урока русского языка "Непроизносимый согласный звук"

    Урок русского языка знакомит учащихся с проблемой непроизносимого согласного звука и учит решать данную проблему. Урок начинается с разминки, которая показывает и развивает сообразительность, быстроту...

    Урок русского языка.Тема :" Согласные звуки"

    Урок русского языка.Тема :"Соглассные звуки."...