Урок русского языка 3 класс "Непроизносимые согласные: способы проверки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

Цели: закреплять изученный материал; воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим.

 

Оборудование: компьютер, тесты и тексты для каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_kl_neproiznosimye_soglasnye_sposoby_proverki.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение  Б-Терсенская  СОШ   Уренского муниципального района  Нижегородской области

Урок  русского языка

3 класс

Тема:

Разработала и провела

Храмцова Л.С.,

учитель начальных классов

2010 г.

Цели: закреплять изученный материал; воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим.

Оборудование: компьютер, тесты и тексты для каждого ученика.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Посмотрите, какой прекрасный день! Как ярко светит солнце! Я очень рада видеть вас, и  поэтому  мое сердце  бьется радостно.

2.Вводная беседа

-В моем приветствии встретились слова, связанные с темой сегодняшнего урока. Назовите их и скажите, что их объединяет?

Дети называют слова, и они появляются на слайде: здравствуйте, солнце, радостно, сердце.

-Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

-Согласные в, д , л, т.

-Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся?

-Непроизносимые.

-Сегодня мы будем закреплять способы проверки слов с непроизносимыми согласными. Какие задачи мы поставим перед собой?

-Если мы не можем определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма. Надо уметь её проверять.

1

3.Минутка чистописания.

-Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами  в прятки, мы запишем их в тетрадке.

На доске – буквы Лл, Вв, Дд, Тт.

4.Повторение.

На слайде слова: прекрасный, опасный,  интересный, сердце, счастливый, звездный.

-Найдите слова с непроизносимыми согласными, запишите их в тетрадь, подчеркните опасные места, выделите корень, подберите проверочное слово.

-Итак, как можно проверить слова с непроизносимыми согласными?

Ответы детей. Хором  говорится правило, записанное на слайде.

-Сегодня мне помогает  Дима Ховричев. Он подготовил для вас вопрос:

-Я придумал слова с непроизносимыми согласными в корне слова, но я не уверен, во всех ли словах есть названная орфограмма. Давайте разберемся вместе.

На слайде слова: грустный, сладкий, известный, лодка, честный, парусный, поздний, чудесный.

-Спишите  только слова  с этой орфограммой, пишите впереди проверочное слово.

-Спасибо, ребята! Помогли  Диме, а заодно и повторили.

-Для чего подбираем проверочные слова?

-Вопрос  вам приготовила Сафонова М.П., учитель  русского языка и литературы. Прочитайте отрывок из стихотворения.  Кто его автор? (А.С.Пушкин)  На слайде строки:

 Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

2

-Выпишите слова с непроизносимыми согласными, обозначьте орфограмму и подберите проверочные слова.

-Молодцы!

-А скажите, всегда ли можно проверить непроизносимую согласную?

-Не всегда. Если же нельзя проверить, то придется так поверить.

Заучивание и запись слов с непроверяемым написанием. На слайде:

Лестница, чувство, сверстники, праздник.

5.Работа с учебником.

-Откройте учебник на с. 27 упр. 55. Прочитайте шуточное стихотворение и объясните правописание пропущенных орфограмм.

И ужас..но, и опас..но

Букву Т писать напрас..но!

Всем извес..но, как прелес..но

Букву Т писать умес..но!

-Молодцы! А теперь упр. 60 на с. 29. Составьте рассказ на тему «Вечер», используя данные словосочетания.

По..ний вечер, чуде..ный воздух, прекра..ный вид, звё..ное небо.

-Запишите рассказ, выделите корень в словах с непроизносимыми согласными. Подчеркните непроизносимые согласные.

(заслушиваются рассказы детей, оцениваются лучшие)

6.Тестирование.

Листы с тестами у каждого ученика.

Вариант  1.                                                     Вариант 2.

радос…ный                                                     прелес…ный

прекрас…ный                                                  капус…ный

3

лес…ница                                                          вкус…ный

грус…ный                                                           мес…ный

чудес…ный                                                         глас…ный

лес…ной                                                               поз…ний

7.  Актуализация  знаний

-Ребята, представьте, что у нас на уроке гости, которые не изучали тему нашего урока. Что мы им должны рассказать? Итак, новости сегодняшнего урока.

Дети рассказывают, как нужно проверять непроизносимую согласную в корне  слова, приводят свои примеры.

Ученик 1.

Вас подружить согласны мы

С особыми согласными-

Почти совсем бессильными

И  непроизносимыми!

Ученик 2.

Нельзя совсем прочесть их вслух-

Они бесплотны, словно дух!

Ученик 3.

Может, живут здесь тысячу лет?

Может, их просто-напросто нет?

Тайна -не тайна,  секрет- не секрет,

Призрак- не призрак. Где же ответ?

4

Ученик 4.

Мы догадались! Знаем! Ах!

Поищем  родственных словах!

Ученик 5.

Местный-место. Всем известно!

Мы приносим детям весть:

Есть ответ -согласный есть!

-Это ясно?

-Вывод ясен!

-Ну, прекрасно!

-Мир прекрасен!

Есть ответ -согласной нет.

-Итак, как проверить непроизносимый согласный?

8.Самостоятельная работа

-Я буду читать слова, а вы распределяйте и записывайте их в три столбика по орфограммам:

1 ст. – безударный гласный в корне слова;

2 ст. – парный согласный в корне слова;

3 ст. – непроизносимый согласный в корне слова.

Слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные, праздник.

-Какие умения мы сей час проверяли?

-Различать орфограммы.

-Какое  было последнее слово?

-Праздник.

5

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово праздник?

-Какой семейный праздник встречаем зимой?

-Новый год.

-У вас на партах листочки с текстами про Новый год. Вставьте пропущенные  слова.

Новый год  очень хороший … . На улицах много … лиц и совсем нет … . Каждый мечтает о том, что наступающий год будет более … , более … .

Слова для справок: радостный, прекрасный,    счастливый, грустный, праздник.

Проверяют самостоятельно по слайду.

9. Итог урока

-Не забывайте поздравлять своих близких с праздниками. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте их своим теплым словом.

                  От хорошей шутки тает даже снег.

                   Это так чудесно, если рядом с нами

                   Станет добрым и веселым грустный человек.

6

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...

План урока русского языка на тему "Способы проверки безударных гласных"

План этого урока рекомендуется классам с малой наполняемостью, для детей с ОВЗ....

Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»

Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива" (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведе...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...