Русский язык 3 класс. "Состав слова". "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Беляева Светлана Валентиновна

Конспект урока в 3 классе по русскому языку. Тема "Состав слова". Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass._sostav_slova.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Состав слова». 3 класс.

Цели.

Совершенствовать навык разбора слов по составу.

Развитие орфографической зоркости.

Развитие речи учащихся.

Задачи.

Уточнить знания о приставках и суффиксах.

Подвести учащихся к выводу, что безударные  гласные в корне надо проверять ударением, а в приставке и суффиксе - их надо учить.

Расширить знания учащихся о пословицах и фразеологических оборотах.

Развивать умение работать с текстом.

Расширить словарный запас.

Формировать умения работать в группах.

Оборудование.

О.В.Узорова и Е.А.Нефедова «Справочное пособие по русскому языку 3 класс»

Картинки: белочка, иволга, куница.

Карточки со словами для разбора по составу.

Карточки со словами для выделения приставок.

Карточки для работы с текстом.              

Прочитайте тему урока на доске.

Запишите тему урока в тетрадь.

Какие части слова вы знаете?

Запишите 5 букв безударных гласных, которые надо проверять. (а о и е я )

Сегодня на уроке перед вами стоит задача:

определить, в какой части слова может писаться буква безударного гласного, и что надо делать,, чтобы правильно ее написать .

Прочитайте предложение на доске.

В ноябре зима с осенью борется.

Что вы прочитали?

Почему так говорят?

Найдите слова с буквами безударных гласных, которые можно проверить.

Запись предложения по памяти.

Самопроверка.

В какой части слова стоят буквы безударных гласных, которые мы смогли проверить?

Вывод: буквы безударных гласных в корне надо проверять.

Прочитайте предложение на доске.

Выносить сор  из избы.

Учитель рассказывает историю происхождения фразеологического оборота.

Запись предложения по памяти.

Найти слово с приставкой.

Что вы знаете о приставке?

Задание. Выписать слова с приставками из упр.203 в «Справочном пособии»

1,.3.,5 группы первая строчка.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

2, 4, 6 группы третья строчка.

Поселок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

Выделить приставки.

Проверка. Назовите слова  с приставками.

 Какая приставка во всех этих словах?

1 строчка-до.

3строчка-по.

В каких словах ДО и ПО не являются приставками?

Поставьте ударение.

.Можно ли проверить буквы безударных гласных в приставке?

Вывод. Буквы безударных гласных в приставке проверить нельзя, а, следовательно, приставки надо выучить.

Спишите слова. (для каждой группы учеников-своя группа слов)

1)Побег, дожди, рыбник, горе.

2)Отъезд, трава, водник, слово.

3)Поход, цветы, школьник, белка.

4)Обвал, лесник, дачник, порта.

5)Обгон, гроза, летчик, ручка.

6)Отнес, звезда, гонщик, ручка.

Вспомните, в каком порядке происходит разбор слова по составу.

Рассказать правила. Что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Разберите слова по составу, поставьте ударение, определите, в какой части слова стоит буква безударного гласного и  где мы ее можем проверить, а где  нет.

После выполнения задания ученики делают вывод.

Букву безударного гласного в корне можно проверить  ударением, а в приставке, суффиксе и в окончании проверить нельзя. .Их надо запоминать.

А надо ли запоминать букву безударного гласного в окончании и почему?

На листочках в словах выделите приставки. (для каждой группы учеников-своя группа слов)

Разрубил, подтянуть, потянуть, подпилить, напилить, объел, отбежал, зашел, осушил, донес, взошло, рассмотрел.

Разбежался, поддержать, подержать, надстроить, навредил, обвязать, отбить, занес, долетел, осмотрел, взобрался, рассердился.

Разбил, подвез, пожалел, надписать, написать, объяснить, отнести, залезть, окрасить, дошел, взорвал, распилил.

Назовите приставки.

Учитель записывает их на доске в 2 столбика.

Подумайте, на какие 2 группы можно разбить эти приставки.

Назовите приставки с гласной О.

Назовите приставки с гласной А.

Хоровое чтение приставок с целью запомнить.

Выполнение упражнения 206 а из «Справочного пособия», где надо распределить слова в зависимости от значения, которое вносится  приставкой.

ПОД: подбежать, подкрасить, подлететь, подлечить, подплыть, подсадить, подсыпать, подтаять.

  1. Приблизиться.
  2. Добавить, выполнить не до конца.

Проверка.

Физкультминутка.

Прочитайте написанное на листочках.

Полетели листья иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись куницами по земле.

Ветер пробежал по вершинам деревьев.

Осень заглянула в лес.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали и почему?

Расположите предложения так, чтобы получился текст.

Озаглавить текст.

С чем сравниваются листья?

С кем   сравниваются листья? Ученики зачитывают нужные отрывки и рассматривают картинки.

Задание. Написать название текста и списать с красной строки.

Найти в тексте слова с буквами безударных гласных в корне, которые можно проверить.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 2 класс. УМК Школа России. Корень. Однокоренные слова.

Тема:  Корень слова. Однокоренные слова.Цели: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.2. Развивать речь.3. Пополнять словарный запас учащихся. Планиру...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...