Дифференцированный подход к учащимся в процессе «открытия» знаний на проблемном уроке.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Махотина Нина Дмитриевна

Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде. Уместно в данном случае привести высказывание Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyistuplenie.docx54.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к учащимся в процессе «открытия» знаний на проблемном уроке

                         Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

     Побуждают детей думать, анализировать, рассуждать, отстаивать собственную позицию, способствуют «творческому усвоению знаний» и воспитанию активной личности  проблемные уроки.

            Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде. Уместно в данном случае привести высказывание Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися.

            Однако после создания проблемной ситуации и формулирования проблемы часто при поиске решения используется фронтальная работа с учащимися. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства, а тем более всех учащихся. Это происходит потому, что, как правило, поставленную проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном «сильные» учащиеся, а остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения с учетом познавательных возможностей учащихся. На этапе поиска решения дети работают по карточкам, на которых  сформулированы задачи на трех уровнях проблемности. Они отличаются степенью обобщенности задачи и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Три уровня проблемности (высокий – красная карточка, средний – желтая карточка, низкий – зеленая карточки) по сути дела представляют собой несколько вариантов одного и того же задания (при  фронтальной работе эти вопросы могут использоваться для организации подводящего диалога).

        Проблемная задача, сформулированная на высоком уровне, содержит 1-2 подсказки, на среднем уровне 2-3 (в зависимости от сложности материала). Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к  «открытию» нового знания.

Чтобы легче было  детям ориентироваться в карточках, определять порядок работы в них, карточки имеют разные цвета  (как 3 цвета у светофора):

 1 – красного цвета, 2 – желтого цвета, 3 – зеленого цвета.

        Каждый ребенок получает все три карточки и сам определяет, с какой начать работу. Чтобы определить учителю, как ученик шел к «открытию» знания, учащиеся фиксируют результаты своих попыток на чистой карточке того же цвета, что и карточка с заданием. Это дает возможность учителю контролировать работу каждого ученика на этапах открытия нового знания.

          Если учащиеся выведут и зафиксируют правило на высоком или среднем уровнях проблемности, они продолжают работу над правилом: проверяют формулировку в соответствии с подсказками и, если ученик убежден, что раньше формулировал верно, на следующей карточке записывает прежнюю формулировку.

ТЕМА: ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ     (Фрагмент урока)

Поиск решения (второй творческий этап)

   Учитель: Сейчас предстоит работа по карточкам. Посмотрите внимательно и выберете, с какой карточки вы начнёте работать: красной, желтой или зеленой. (Дети выполняют работу и сдают листочки.)

Вода, стол, земля, стекло, печь.

КРАСНАЯ  КАРТОЧКА

1. Просклоняйте имена существительные.

2. Какие слова склоняются одинаково?

3. Сформулируйте правило и запишите его на красной карточке.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

1. Просклоняйте имена существительные.

2. Какие слова склоняются одинаково?

3. Как эти пять существительных можно разделить на три группы?

4. Сформулируйте правило и запишите его на желтой карточке.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

1. Просклоняйте имена существительные.

2. Какие слова склоняются одинаково?

3. Как эти пять существительных можно разделить на три группы?

4. Обратите внимание на окончание и род имен существительных.

5. Какие существительные отнесли к первой группе (1 склонение),

к второй группе (2 склонение), к третьей группе (3 склонение)?

6. Сформулируйте правило и запишите его на зеленой карточке.

Фронтальная работа (поиск решения будет идти методом подводящего от проблемы диалогом)

  Вода, стол, земля, стекло, печь.

 - Выведем правило вместе, работая по зеленой карточке.

1. Склонение имен существительных.

И.п. (что?) вода,  стол,  земля.

Р.п. (чего?) воды,  стола,  земли.

Д.п. (чему?) воде,  столу,  земле.

В.П. (что?)  воду,  стол,  землю.

Т.п. (чем?) водой,  столом,  землей.

П.п. (о чём?) о воде,  о столе,  о земле.

И.п. (что?) стекло,  печь.

Р.п. (чего) стекла,  печи.

Д.п. (чему?)  стеклу,  печи.

В.п. (что?) стекло,  печь.

Т.п. (чем?)  стеклом,  печью.

П.п. (о чем?) о стекле,  о печи.

- Все ли имена существительные склоняются одинаково?   (нет).

2. Какие слова  склоняются одинаково? На что нужно обращать внимание? (вода, земля;          стол, стекло).

3. Как эти 5 существительных можно разделить на 3 группы? (т.е. есть 3 типа склонений). ( вода, земля;        стол, стекло;        печь).

4. Обратите внимание на окончание и род имен существительных?

  1 склонение                                     2 склонение                          3 склонение

 - а,    - я                                         -    - о,                                          -    

 ж.р.                                                  м.р.  с.р.        ж.р.                                                                        

5. Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.), к второй группе (2 скл.), к третьей группе (3 скл.)?

6. Сформулируйте правило. («открытие»).

(Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

Существительные женского рода с окончанием  - а, - я в именительном падеже относятся к 1 склонению;

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями  -о  относятся к 2 склонению;

Существительные женского рода с нулевым окончанием с мягким знаком на конце относятся к 3 склонению).

Учитель: Прочитайте правило в учебник . Мы справились?

Что мы с вами упустили и надо добавить в нашу схему?  (Добавляю)

  1 склонение                                     2 склонение                          3 склонение

 - а,    - я                                       -      - о,    - е                                           -

ж.р.   м.р.                                  м.  р.  с .р.                                                ж. р.

Учитель: Какая же тема нашего урока? (Три склонения имен существительных).

        Использую также карточки, которые  рассчитаны на исследовательскую работу сильных и средних детей индивидуально или в группах. В это время провожу такую же работу фронтально со «слабыми» детьми.

        

                                  ТЕМА: РОЛЬ СУФФИКСА В СЛОВАХ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФФИКСА.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

1. Выделить корень в однокоренных словах.

        Выход, ходики, переход, приход, ходули, ходок.

2. Разделите эти слова на 2 группы по наличию приставок.

             С приставками                              Без приставок

3. Выделите в словах первого столбика приставки.

4. В словах второго столбика выделите корень и окончание. Что вы заметили?

5. Новая часть слова называется суффиксом. Выделите ее .

6. Где в слове стоит суффикс?

7. Сделайте вывод: для чего нужны суффиксы?

8. Дайте определение суффикса. Суффикс – это…

9. Заполните таблицу.

Приставки

Суффиксы

Сходство

Отличие

        

            Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат – вывод новых знаний на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений.

      Приложения

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте тексты. Какой текст вам понравился больше? Почему?

 Текст 1.

Пригрело солнышко. Весело побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел свою песню.

Текст 2.

Пригрело ласковое солнышко. Весело побежали шумные  ручейки. Появились чёрные проталины. Скворец запел свою весеннюю песню.

  1. Текст 2 отличается от текста 1 словами …

  1. Эти слова делают текст …

  1. Они отвечают на вопросы …

  1. Они связаны со словами … и обозначают их …  (действия или признаки).

  1. Данные слова – имена прилагательные.

  1. Дайте определение имени прилагательного.

Имя прилагательное – это …

ТЕМА: ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСА В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. (4 класс)

        На доске записаны слова в два столбика и прочитаны учителем:

        бросить                                             бросил

        видеть        видел

        падать        падал

        лаять        лаял

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите столбики слов.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие глаголы в первом столбике?
  4. Определите время глаголов второго столбика.
  5. Сформулируйте правило и запишите его в красной карточке

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите столбики слов.
  2. Определите часть речи.
  3. В какой форме употреблены глаголы первого столбика.
  4. Определите время глаголов второго столбика.
  5. Разберите глаголы по составу.
  6. Выведите правило и запишите его на жёлтой карточке.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите столбики слов.
  2. Определите часть речи.
  3. В какой форме употреблены глаголы первого столбика.
  4. Определите время глаголов второго столбика.
  5. Разберите глаголы по составу.
  6. Сравните суффиксы у глаголов неопределенной формы и глаголов прошедшего времени.
  7. Сформулируйте правило и запишите его на зеленой карточке.

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. (3 класс)

На доске записаны слова в два столбика и прочитаны учителем:

                        мышь                                камыш

                                        вещь        борщ                                            

                                        дочь                                           мяч

                                        молодёжь                                 нож

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите столбики слов.
  2. Подчеркните в них буквы, обозначающие шипящие звуки, сравните.
  3. Сформулируйте правило и запишите его на красной карточке.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите столбики слов.
  2. Подчеркните в них буквы, обозначающие шипящие звуки.
  3. Определите и обозначьте род существительных.
  4. Сформулируйте правило и запишите его на желтой карточке.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите столбики слов.
  2. Рассмотрите слова, записанные в два столбика. Что в них особенного? Подчеркните шипящие.
  3. Какой частью речи являются эти слова?
  4. Определите род существительных.
  5. Что пишется после шипящих в конце существительных женского рода?
  6. Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце слова?
  7. Какое правило правописания можно вывести. Запишите на зеленой карточке.

ТЕМА: СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ. (1 класс)

        На доске записаны слова: мама, красный, играть, брать, птица, жёлтый, сладкий, писать, обедать, верблюд, бегать, солёный, щука.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по группам, выписывая каждую группу слов в отдельный столбик.
  3. Обоснуйте свое решение, запишите его на красной карточке.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте слова.
  2. Их можно распределить на три группы по вопросам.
  3. выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.
  4. Обоснуйте своё решение, запишите его на жёлтой карточке.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте слова.
  2. Их можно распределить на три группы по вопросам.
  3. В первую группу входят слова, которые отвечают на вопрос кто?

Во вторую – слова, которые отвечают на вопрос какой?

В третью – слова, которые отвечают на вопрос что делать?

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ 2 ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. (4 класс)

        На доске записаны слова и прочитаны учителем:

     кричишь, возьмёшь, бежишь, поёшь, говоришь.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите слова.
  2. Определите часть речи.
  3. Определите число и время глаголов.
  4. Выведите правило правописания и запишите его на красной карточке.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите слова.
  2. Определите часть речи.
  3. Определите число и время глаголов.
  4. Определите лицо глаголов, выделите окончания.
  5. Запишите правило правописания на жёлтой карточке.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

  1. Спишите слова.
  2. Рассмотрите слова и определите, какой частью речи они являются.
  3. Определите число и время глаголов.
  4. Определите лицо глаголов.
  5. Выделите окончания глаголов.
  6. Какая буква пишется в окончании глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени.
  7. Сформулируйте и запишите правило на зеленой карточке.

ТЕМА: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. (2 класс)

        На доске записаны и прочитаны учителем пары слов:

полю – полью, Коля – колья, полёт – польёт, солю – солью, семя – семья.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте пары слов.
  2. Чем они отличаются?
  3. Выведите правило и запишите его на красной карточке.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте пары слов.
  2. Чем они отличаются?
  3. Для чего нужен мягкий знак в словах?
  4. Выведите правило правописания, запишите его на желтой карточке.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

  1. Прочитайте пары слов.
  2. Чем они отличаются?
  3. Для чего нужен мягкий знак в словах?
  4. Какие звуки он разделяет?
  5. Между какими буквами пишется?
  6. Выведите правило правописания, запишите его на зеленой карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения

Статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения"...

Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.

Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....

Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...

презентация "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

презентация к статье" Дифференцированный подход  к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения

Доклад.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения...