«Имена существительные мужского, женского и среднего рода» с использованием информационно-коммуникационных технологий. (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данная  работа содержит методическую разработку урока русского языка в 3 классе, направленного на определение рода имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_roda_imen_sushchestvitelnykh_3_klass.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная  школа № 5 города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

МБОУ «ООШ № 5 г. Шатуры»

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по теме:

«Имена существительные мужского, женского и среднего рода»

с использованием информационно-коммуникационных технологий.

(3 класс)

Направление1. Современный урок (занятие).

Номинация1.2.: Современный урок в начальной школе.

Учитель начальной школы:

Столчнева Мария Дмитриевна.

2015год

Тема: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода».

Класс: 3.

Программа: Школа России.

Учебник. Русский язык 3 класс. Часть 2.В.П. Канакина

Цель: учить определять род имен существительных.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о признаках имени существительного как части речи, способствовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся. 

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение), психических процессов (память, внимание).

Воспитательные: прививать правила культуры поведения во время работы в паре, способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе.

Здоровьесберегающие: корректировать психофизическую деятельность (дозирование нагрузки, смена видов деятельности, проведение физ. пауз, доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха).

Тип урока: открытие новых знаний.

Предметные результаты: научиться определять род имен существительных.

Метапредметные результаты:  

познавательные  - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,   ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;            

 регулятивные - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные -  определять общую цель и пути ее достижения, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль

Личностные результаты: активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач, мотивация учебной деятельности,  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: ИКТ- презентация, электронное приложение в учебнике, ноутбуки, интерактивная доска, интернет, карточки со словами, карточки с пирамидами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

  1. Чистописание. Слайд 1.

- 1. Найдите лишнюю букву.

О, и, а, к, е, я (это буква «к» - она обозначает согласные звуки в словах твердый [к] (короб, кот, коса) и мягкий [к’] (кит, китель, кедр).

- 2. Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы.

Кк Кк ок ок ко ко око око.Слайд 2.

- 3. Игра.

- Составьте и запишите предложение, все слова которого будут начинаться на эту букву, используя имя собственное. (Записывают, несколько учащихся зачитывают свои предложения).

- Выделите в нем грамматическую основу, укажите части речи.

- 4. Словарная работа.  Слайд 3.

к _ р а б л ь

к _ р т и н а

к _ р з и н а

к _ р м и т ь

к р _ в а т ь

- Какая трудность у вас возникла? ( Мы не знаем, как писать слово «кровать»).

- Что же необходимо сделать, чтобы узнать, как пишется данное слово? (Предлагают разные варианты: посмотреть в учебнике, в орфографическом словаре, интернете, спросить у взрослого…). Выбирают действие в соответствии с выбором способа действия: слово «кровать» пишется с гласной «о».

 - Что обозначает слово «кровать»?

Работа с электронным приложением (работают в парах). Знакомятся со значением слова «кровать»: мебель для сна – длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрас и постельные принадлежности.) Выполняют задание 1, вставляя по очереди слова.

- Приведите синонимы. Работают с интернет поиском. (Ложе, постель; койка; мебель, кроватища, кроватка, лежанка, одр, топчан).

- Составьте словосочетания (работа в парах: называют словосочетания по очереди),

 - Составьте предложение и запишите его. По окончании несколько человек зачитывают свои предложения. Выпишите из предложения слова «кровать». Дайте ему характеристику по плану (слайд 4):

1.часть речи.

2. вопрос

3. число

4.одуш.или неод.

5.собств. или нариц.

(Ответ: Кровать – сущ., что?, ед.ч., неод., нариц.)

  1. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считает.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Постановка проблемы. (Слайд 5.)

- Что вы можете сказать про эти слова? (Все эти слова -  имена существительные).

- На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

- На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка,  мальчик, папа,  в другую – окно, стол, груша, яблоко, лето.
- Объясните свой выбор.
В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос
кто? 
Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос
что?

  1. Совместное  «открытие» нового знания.

- В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
- Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

Постановка проблемы: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах.

Проверка. (Слайд 6.)

- По какому признаку соединили  маму и девочку,  папу и мальчика? (Можно про них сказать – она, моя; он, мой. Остальные – в третью группу.)
- Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Груша? Стул?
 (Она моя, значит, запишем тоже в первую группу, а стул – он, мой – во 2 группу)
- В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она, он?
 (Оно моё, в 3 группу)
- Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов? (Все слова мы распределили по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р.)
- Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
- Сформулируйте тему нашего урока: «Род имён существительных» (Слайд № 6 по щелчку)
- Как вы понимаете слово род?
 (Это семья, родня)
- Какова наша учебная задача на этом уроке?
 (Научиться определять род имён существительных.)

- Прочитайте эти слова еще раз. Подберите к каждому слову  имена прилагательные (построчно). На какой вопрос они отвечают?  

 1стр. какая?              2стр.  какой ?        3 стр. какое?

-  Попробуйте присвоить  себе каждое слово (Мама (чья?) моя, девочка  (чья?) моя, груша (чья?)  моя, стул (чей?) мой, мальчик (чей?) мой, папа (чей?) мой, яблоко (чье?) мое, окно (чье?) мое, лето (чье?) мое).

 Вывод (Учащиеся пытаются сделать вывод самостоятельно, при затруднении - совместно с учителем).

-Если к слову можно подставить (Слайд 7):

словосочетание «он мой» – это существительное мужского рода;

словосочетание «она моя» – это существительное женского рода;

словосочетание «оно моё» – это существительное среднего рода.

- Попробуем проверить свое предположение. (Открывают учебник на с.25 – читают сведения о языке).

- Прочитайте правило еще раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте (работа в парах).

Правило. (Слайд 8.)

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И теперь скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, мое!

Это правило твое!

- Каждое существительное может быть только одного рода: мужского, женского или среднего.

  1. Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 9 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану
. (Мяч, он мой – м.р)

  1. Закрепление изученного (работа в парах). Работа с карточками.

- Сейчас мы попробуем наши новые полученные знания применить на практике.

- 1. «Соберите пирамиды» . (Создание карточки-памятки). (У учащихся карточки  со словами (существительные разного рода)  и три пирамиды (ж.р, м.р., ср.р.)

Проверка. Слайд 10. Проверка.

Она моя

Оно моё

Он мой

книга

солнце

дядя

беседа

шоссе

костер

радио

земляника

дедушка

аллея

пальто

помидор

- Выделите в словах окончания и сделайте вывод: какие окончания имеют имена существительного разного рода.

Вывод: имена существительного мужского рода имеют нулевое окончание или окончания  -а, -я.

Имена  существительные женского рода имеют окончания -а, -я.

Имена  существительные среднего рода имеют окончания -о, -е.

- 2. Работа  с учебником с.26 упр.41.

- Прочитайте пары слов.

- Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Выполните задания. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные, называют их род).

  1. Рефлексия. «Составление алгоритма». Итог урока.

- Что нового узнали об имени существительном?
- Какого рода они бывают? Как определить род?

- Попробуем составить алгоритм определения рода имени существительного.

1. Ставлю слово в начальную форму.

2. Подставляю слова (он мой, она моя, оно мое)

3. Называю окончание.

4. Определяю род  имени существительного.

- Приведи примеры имен существительных мужского рода (аналогично: женского рода, среднего рода).

- Проанализируйте свою деятельность. Какие были трудности? С чем было справиться легко ?

- Оцените свою работу на уроке (оценивают свою работу в виде смайликов). Слайд 9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные мужского, женского, среднего рода

Конспект урока русского языка по системе "Школа 2100" в 3 классе. Тип урока - открытие нового. Все задания носят  проблемно - диалогический характер.  В ходе урока используются эле...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 3 класс.

Урок  по русскому языку проводится в 3 классе по УМК "Школа 2100"Используется материал учебника и работа в группах, парах.Актуальный материал для учителей в работе с классом.Основные цели и задач...

Урок русского языка по теме "Имена существительные мужского, женского, среднего рода".

Данный урок был составлен для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)

Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода" 3 класс

Цели деятельности учителя:- развитие умения выделять окончания и определять их родочисловую принадлежность;-формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.  Планируемые результат...