Имена существительные мужского, женского, среднего рода
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка по системе "Школа 2100" в 3 классе. Тип урока - открытие нового. Все задания носят  проблемно - диалогический характер.  В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shipkovoy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.    Имена существительные мужского, женского, среднего рода

________________________

ФИО (полностью)

Шипкова Татьяна Федоровна

Место работы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Род имен существительных.

№ урока 73

Базовый учебник

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык. Часть 2»

Цель  урока: создание условий для овладения учащимися знаний о роде имен существительных.

 Задачи:

- обучающие: дать представление о категории рода имен существительных; сформировать умение определять род имен существительных; развивать связную устную речь;

-развивающие: развивать мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, классификации;

-воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению; умение работать в группе и паре.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, в паре, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: медиапроектор, экран, компьютер.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Основной вид деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к   деятельности

- Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты русского языка.

Минутка чистописания.

Проблемная ситуация.

На доске: ап  бр  ве  гд  дм  ее  ёт

- Какое соединение буквосочетание может быть лишним?

- Какую закономерность вы заметили?

Если из каждого буквосочетания взять по одной букве, то получится слово.

(предмет)

- С какой частью речи будем работать на уроке?




Фронтальная работа.

(Л) Личностные: самоопределение.

(Р)   Регулятивные :  самоконтроль, прогнозирование.

(П) Познавательные: классификация, обоснование классификации, ориентация в своей системе знания.

(К) Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

2. Актуализация опорных знаний.


Обобщение знаний об имени существительном.


ЦОР № 1

- Сейчас мы будем работать с текстом на экране. Ваша задача – найти в тексте все имена существительные.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98720c08-3a5c-4884-8e2c-55e2640fb34e/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BQS_071%5D.html



- Расскажите об имени существительном.






- У вас на партах полоски бумаги. Напишите фломастером любое имя существительное, прикрепите на доску.

- Проверьте, все ли слова являются  существительными?

- На какие группы их можно разделить?

(одушевленные / неодушевленные)



Фронтальная.



Называют слова в тексте, учитель делает проверку с помощью ЦОР.







Дают характеристику имени существительного по ключевым словам.


Пишут слова, вывешивают на доску.










Р: осуществление самоконтроля, волевая саморегуляция, коррекция.

П: структурирование знаний, рефлексия способов действия, доказательство, осознанное построение высказывания.

К: контроль и коррекция деятельности партнера, слушать и понимать друг друга, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.


3. Постановка учебной задачи.

Фиксация затруднения.

- Как по-другому можно разделить слова этой части речи на группы?

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить еще один секрет имени существительного.


Высказывают свои предположения.

Р: высказывать свое предположение, целеполагание.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

К: точно и полно выражать свои мысли.

4. Формулирование проблемы.

- Где мы можем узнать этот «секрет»?

- Откройте «Содержание» учебника и попытайтесь найти ответ.

- Какая тема урока?

(Род имен существительных)

- Чему будем учиться?

( как определять род существительных)


Ищут информацию в учебнике.

Л: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Р: определять и формулировать цель деятельности, под руководством учителя планировать свою деятельность, определять последовательность действий на уроке.

П: ориентироваться в учебнике, уметь находить необходимую информацию, постановка и формулирование учебной проблемы.

5. Открытие нового знания.

- Какие у вас есть предположения о том, как определить род существительного?

- Имена существительные бывают  мужского, женского и среднего рода.

- Давайте попробуем распределить «наши» существительные на группы в зависимости от рода.

- Есть слова помощники. Таблички: он, мой; она, моя; оно, мое.

- Как они могут нам помочь?

- Итак, давайте распределим слова на три группы с помощью слов – помощников.

- Какой можно сделать вывод о роде имен существительных?


ЦОР № 2.

- А хотите узнать, откуда появился род у существительных? Мы можем узнать об этом с помощью следующего слайда. Внимательно послушайте диктора, а потом подведем итог.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf



- Как вы думаете, род существительного – это постоянный признак? Докажите, свою точку зрения.


Высказывают свои предположения.








Классифицируют слова на три группы.









Учащиеся смотрят слайд, слушают информацию диктора, затем делают вывод о происхождении рода существительных.

Р: выдвигать гипотезы, работать по предложенному плану, самоконтроль

П: ориентироваться в своей системе знаний, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К: слушать и понимать речь других, владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

6. Первичное закрепление.

Физминутка.

- Я буду называть имена существительные, а вы выполните движения:

М.р. – хлопните в ладоши

Ж.р. – топните

С.р. – присядьте.

Самостоятельная работа.

Работа с учебником. Упр. 235 (с. 21)

По заданию учебника – распределить слова в три столбика (по роду).

Взаимопроверка в парах.

- Поставьте «+» около слов, которые верно определены в столбик.

Проверка по эталону на доске. (Учитель предварительно проверяет)

- А теперь проверьте свои работы сами.

Применение знаний в новой ситуации.


ЦОР № 3.

- Сейчас поиграем в игру «Определи род». Я буду демонстрировать слайд, на котором будут появляться имена существительные. Вам нужно будет помогать мне распределять слова по столбикам.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6599923b-b1b2-44b5-9324-648da40cae15/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BQS_018%5D.html

Употребление несклоняемых существительных в письменной речи.

- Составьте и запишите предложения с одним из этих существительных.

Чтение, проверка правильности употребления несклоняемых существительных.





Выполняют упражнения.



Один ученик работает на доске.




Работа в парах.












Фронтальная.

Распределяют слова по столбикам, учитель мышью направляет слова по столбикам.






Учащиеся называют разные способы (спросить у взрослых, посмотреть в интернете, т.д.)


Составляют предложения, зачитывают по желанию.

Р: отличать верно выполненное задание от неверно выполненного, осуществлять самоконтроль.

П: умение структурировать знания, выбирать способ решения поставленной задачи, уметь осуществлять анализ учебного материала, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, поиск информации, определять область знания и незнания.

К: контроль и коррекция действий партнера.

7. Рефлексия.

- Какой секрет русского языка мы открыли на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Удалось ли решить эти задачи?

- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях тетради значки:

! – понял все;

!! – понял, могу научить других;

? – понял, но …;

?? – не понял.

Рефлексируют свою деятельность.

Л: устанавливать связь между целью и ее результатом.

Р: осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что усвоено и что надо усвоить.

П: рефлексия результатов деятельности.

К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

8. Домашнее задание.

- Заполнить таблицу (приложение )

Приложение .  Впишите в  таблицу имена существительные (из текста сказки Андерсена «Оловянный солдатик»)

Мужской род

Женский род

Средний род


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".

«Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....

«Имена существительные мужского, женского и среднего рода» с использованием информационно-коммуникационных технологий. (3 класс)

Данная  работа содержит методическую разработку урока русского языка в 3 классе, направленного на определение рода имен существительных....

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 3 класс.

Урок  по русскому языку проводится в 3 классе по УМК "Школа 2100"Используется материал учебника и работа в группах, парах.Актуальный материал для учителей в работе с классом.Основные цели и задач...

Урок русского языка по теме "Имена существительные мужского, женского, среднего рода".

Данный урок был составлен для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100"...