РП по русскому языку УМК Планета Знаний 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Мананкова Елена Васильевна

РП содержит пояснительную записку, нормативно- правовы документыЮ, информацию о количестве учебных часов , календарно тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА

Рассмотрено

На заседании кафедры

Начального  и эстетического образования

Протокол № ___ от __________ г.

Согласовано

Заведующий кафедрой

Начального и эстетического образования

Смородина  Л.М.

___________________________

Утверждаю

Директор

МБОУ гимназии №12 города Липецка

Уласевич О.Н.

_________________________________

Приказ от ___________ № _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

УЧИТЕЛЬ:  Мананкова Елена Васильевна

КЛАССЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

В НЕДЕЛЮ

В ГОД

4

140

Количество учебных недель – 35

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

    Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную  цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование:

 а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);

б) навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2)    освоение первоначальных знаний о системе родного
языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3)    овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4)    воспитание   позитивного   эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершен
ствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (2014-2015 учебный год)

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060)
  • Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ ОУ от _______ №___ «Об утверждении основной общеобразовательной программы начального общего образования» (1-4 классы)
  • Приказ ОУ от _______ №___ «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих ФГОС»

  • Программа по русскому языку  для 4-х классов общеобразовательных учреждений под УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

Информация о количестве учебных часов

          В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии № 12 города Липецка предусматривает 4 часа по русскому языку во 3Б классе. Всего за год -140    часов .

в том числе:  контрольных работ(диктант) - 12.

Информация об используемом учебнике, дополнительной литературе и др.

                                   

Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Дидактические карточки-задания. — М., АСТ, Астрель.

Л. Я. Желтовская. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». — М., АСТ, Астрель

Общая характеристика предмета  

     Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический— помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный— способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности  его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический— направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и со
образности» в использовании языковых средств.

      При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности),рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности)предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

      В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

     Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звукобуквенного метода.      

     Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

      Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

     После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

        Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум  речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладениикоммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

          Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.

       Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

      Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции)в речи.

     Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. В 3 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.

       Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

       Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

      Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

       Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

       Система упражнений для уроков составлена в деятельностном  ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

       Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

     Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины «Русский язык»

     Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

•        осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

•        восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

•        понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

•        внимание к мелодичности народной звучащей речи;

•        положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования:
  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:

•        различать основные языковые средства (слова, словосо четания, предложения, текста);

•        различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности
(вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);

• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (зшз-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться
в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

использовать  знаково-символические  средства,   в  том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

. адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений 

Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет*:извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения) 

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ 

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) . Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

 Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение . Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Материально – технические средства

  1. Отдельный кабинет со столами и стульями для 30 человек.
  2. Доска магнитная
  3. Компьютерная техника:
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Сканер
  • Акустическая система
  • SMART оборудование


№  урока

Тема урока

Основные виды  деятельности учащихся

Дата

Дата факт

1

Повторение изученного в 3 классе

Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.

Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп.

Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров.

Связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября)

Со 1.09

по 5 .09

2

Произносим внятно, читаем выразительно

3

Наблюдение над  свойствами русского ударения

4

О нормах произношения и правописания гласных в словах

Оценивать правильность звучащей

 речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм.

Классифицировать типы орфограмм в словах.

Решать орфографические задачи при записи слов.

Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета).

Замечать речевые недочёты и вносить  коррективы в  устные и письменные высказывания.

Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств

5

О нормах произношения и правописания гласных в словах

Со 8. 09 по 12.09

6

О нормах произношения и правописания согласных в словах

Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.

Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания.

Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор).

Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух.

Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц.

Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.

Правильно  использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения

7

Проверочная работа

8

Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм

9

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение

Со 15.09 по 19.09

10

Входной контрольный диктант по текстам администрации

16.09

11

Работа над ошибками

12

Уточняем смысл высказывания

13

Уточняем смысл высказывания

Со 22.09 по 26.09

14

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста

15

Творческая работа с текстом

16

Выделяем  этикетные слова и фразы

17

Употребляем знаки  препинания

Со 29.09 по 3.10

18

Употребляем знаки  препинания

19

Употребляем знаки  препинания

20

Проверочный  диктант

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей

21

Анализ диктанта

Со 6 по10.10

22

Составляем текст поздравления с днём рождения

23

Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений

24

Главные и второстепенные  члены предложения

Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению.

Наблюдать над строением предложений.

25

Части речи и члены предложения

Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений).

Синтезировать: составлять предложения.

Со 13 по 17.10

26

Глагол как двигатель всей фразы

(вводный урок)

Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола.

Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.

Устанавливать  зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола.

Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.

Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Анализировать  содержание и контролировать правильность записей.

Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников

27

Неопределённая форма глаголов

28

Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени

29

Формы глаголов в настоящеми будущем времени

Со 20.по 24.10

30

Контрольный диктант по текстам администрации за 1 четверть

21.10

31

Работа над ошибками

32

Глаголы  1  и  2  спряжения

33

Глаголы  1  и  2  спряжения

Со 27 по 31.10

34

Мягкий знак после шипящих в глаголах

35

Мягкий знак после шипящих в глаголах

36

Правописание безударных личных окончаний глагола

37

Правописание безударных личных окончаний глагола

Со 10 по 14.11

38

Правописание безударных личных окончаний глагола

39

Проверочная работа

40

Урок-тренинг

41

Обобщение сведений

о формах времени глаголов

Со 17 по 21.11

42

Обобщение сведений

о формах времени глаголов

Обобщать материал об изученных явлениях языка.

Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов.

Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли.

Производить  разносторонний анализ высказываний (предложений)

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания

43

Выражение сказуемого глаголами настоящего времени

44

Выражение сказуемого глаголами настоящего времени

45

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

Со 24 по 28.11

46

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

47

Синтаксический анализ предложений (обобщение)

48

Синтаксический анализ предложений (обобщение)

49

Повторение

Со 01 по 05.12

50

Творческое списывание

51

Однородные подлежащие и сказуемые

Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения.

Выявлять новые особенности, признаки  простых предложений, осложненных однородными членами.

Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения.

Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами.

Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.

Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания.

Синтезировать: составлять предложения с однородными членами

52

Однородные подлежащие и сказуемые

53

Однородные подлежащие и сказуемые

 Со 08 по 12.12

54

Однородные  второстепенные члены предложения

55

Однородные  второстепенные члены предложения

56

Знаки препинания при однородных членах предложения

57

Решение общих пунктуационных задач

Со  15 по 19.12

58

Контрольная работа по текстам администрации за 2 четверть

16.12

59

Работа над ошибками

60

Осложненное списывание текста

61

Проверочный диктант

Со  22 по 26.12

62

Анализ диктанта

63

Строим предложения

с однородными членами

64

Сопоставление  признаков

разных типов текста

Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы.

Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание.

Собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта.

Анализировать и корректировать собственные высказывания

65

Сопоставление  признаков разных типов текста

 Со 12 по 16.01

66

Изложение

67

Анализ изложения

68

Вводный урок

Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.

Систематизировать сведения об изученных частях речи

Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений

69

Связь слов в предложениях.

Употребление частей  речи в разных формах 

Выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании

 Со 19 по 23.01

70

Творческие работы

71

Повторение

Устанавливать общее в изменении частей речи по числам.

Различать особенности рода у существительных и других частей речи

72

Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?

73

Глагол и его личные формы

Различать суть  терминов «спряжение», «склонение».

Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.

Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений

Со 26 по 30.01

74

Глагол и его личные формы

75

Склонение  частей речи. Падежные формы имён существительных

76

Склонение  имён прилагательных

(с ударными окончаниями)

77

Склонение личных местоимений

Со 02 по 06.02

78

Склонение личных местоимений

79

Имена существительные 1, 2 и 3 склонении

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов

80

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

81

Безударное окончание проверяем ударным

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания

Со 09 по 13.02

82

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

83

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

84

Как  выбрать окончание: е или и?

85

Выбор: [а] — а, о;

[и] — и, е (обобщение)

Со 16 по 20.02

86

Диктант

87

Анализ диктанта

88

Ознакомление с падежными окончаниями по таблице

89

Гласные [и] — е, [а] — о  в окончаниях родительного падежа

Со 23 по 27.02

90

Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей

91

Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.

Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений

92

Проверка безударных окончаний

93

Проверка безударных окончании

Со 02 по 06.03

94

Закрепление

95

Закрепление

96

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений  

97

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений  

Со 09 по 13.03

98

Контрольная работа по текстам администрации за 3 четверть

10.03

99

Работа над ошибками

100

Изложение (краткое) и его анализ

101

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту)

Со 16 по 20.03

102

Контрольный диктант

103

Анализ диктанта

104

Творческая работа

105

Анализ работы

Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний.

Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников

Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения.

Узнавать в речи числительные, наречия

Со 30 по 03.04

106

Части речи как словесные средства  выражения в предложениях мыслей и чувств

107

Части речи как члены предложения. Главные члены предложения

108

Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных

109

Систематизация сведений о частях речи

Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц

Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении.

Оценивать прочность усвоения знания о частях речи

Со 06 по 10.04

110

Наречие (закрепление)

111

Резервный урок

112

Контрольное списывание текста с учебника

113

Формы частей речи, или как изменяются части речи

Со 13 по 17.04

114

Правописание  слов разных частей речи

115

Правописание  слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением

116

Правописание слов с проверяемыми

и непроверяемыми орфограммами-согласными.

Проверочный словарный  диктант

117

Служебные части речи

Со 20 по 24.04

118

Предупредительный диктант

119

Контрольный диктант

120

Анализ диктанта

121

Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение. Предложения в составе текста

Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.

Распространять мысли в предложениях

с помощью второстепенных членов.

Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте

Со 27 по 01.05

122

Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи

123

Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению)

Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли.

Воспроизводить содержание  и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи.

Составлять план при создании текста.

Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину

124

История (рассказ) о случившемся событии

125

Текст-описание картины (репродукции)

Со 04 по 08.05

126

Текст-рассуждение и средства связи его частей  

127

Предупредительный или объяснительный диктант

128

Контрольный диктант

129

Анализ дикактанта

Со 11 по 15.05

130

Изложение  текста повествовательного характера

131

Анализ изложения

132

О роли языка в жизни человека. Повторение правил составления текста письма

Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей.

Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план.

Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка

133

Промежуточная аттестация

Со 18 по 22.05

134

Промежуточная аттестация

135

Промежуточная аттестация

136

Промежуточная аттестация

137

Друзья мои — книги (составление отзыва

о прочитанной книге)

Со 25 по 29.05

138

Турнир знатоков русского языка

139

Брейн-ринг по русскому языку

140

Конкурс «Занимательная грамматика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

Проверочная работа по русскому языку УМК "Планета знаний" 2 класс

Дается на весь урок с целью проверки знаний учащихся за 1 полугодие 2 класса....

урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс

В презентации дана словарная работа, закрепление по теме  "Род имён существительных"...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Тематическое планирование по русскому языку УМК "Планета знаний " 4 класс ФГОС

Тематическое планирование по русскому языку  УМК "Планета знаний" ФГОС  4 класс...