"Состав слов" 4 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Умина Маргарита Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Состав слов" 4 класс54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Закрепление и обобщение знаний состава слов»

4 класс

УМК «Перспектива»

Учитель:       Умина Маргарита  Александровна

ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт- Петербурга

Цели и задачи:

- закрепить и обобщить знания обучающихся о составе слов;

-определять значение, которое привносит в слово каждая морфема;

-умение находить значимые части слова, опираясь на их единообразное написание;

-объяснять написание слов с точки зрения орфографии;

-списывать, текст без ошибок, разбирать предложения по членам;

-прививать любовь к родному языку

Ход урока

1.Орг.момент

2.На доске текст А.П.Чехова «Первый снег»

        Был вечер. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче. Воздух был прозрачный.

-Прочитайте текст.

-Какое время года описывает автор?

-Как А.П. создаёт образ ранней зимы? Какое это средство выразительности ? (эпитет)

-Как объяснить значение этого слова?

-Какую картину вы представляете себе?

-Какие слова помогают нам понять широту картины, которую изобразил А.П.Чехов?

2. Работа со словарем.

-Какой праздник мы будем отмечать в конце декабря?

-Что принято делать для того, чтобы этот праздник был красочным?

-Вот и мы на уроке будем наряжать виртуальную ёлку. А кто может объяснить значение слова виртуальное?

(Пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный..) Значит, и ёлка будет мнимой, ненастоящей.

-Все задания вам будут приносить сказочные персонажи.  

Итак, начинаем наряжать виртуальную ёлку.

-Первым гостем является персонаж сказки К.И.Чуковского, который нашел денежку, купил самовар и пригласил букашек в гости.

-Правильно. Это Муха-цокотуха.

1 задание-Словарь новогодних слов.

2 задание принес герой сказки Астрид Линдгрен, мужчина в полном расцвете сил. Кто он? выполняете в парах. Разгадайте кроссворд.

C:\Users\Бухгалтерия1\Documents\Scanned Documents\Рисунок (3).jpg

1 по вертикали: Я стою перед корнем и могу образовывать слова

4. по вертикали: А я самый главный среди вас

2 по горизонтали: И я тоже могу образовывать слова, только стою за корнем

3 по горизонтали: А я и без окончания могу прожить

5 ------------ : Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение

-Какое слово получилось.(Морфема)

-Как вы думаете , а почему Карлсон принес зашифрованным слово МОРФЕМА?

-Какие морфемы вы знаете? (ответы о морфемах)

-А зачем надо знать морфемы?

3 задание: он друг и помощник Деда Мороза, сделать из снега.

-Выписать слова ,подходящие к схеме.пр.+корень+суф.+окончание

Морской, светит, пушистый, осенний, подорожник, синий, подарочный

-Молодцы! Получите на вашу ёлку еще шарик.

4 задание: Героиня русской нар. сказки, которая попала к Медведю и, чтобы вернуться домой ,села в кузовок и оттуда приговаривала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок»

Это Маша.

Игра «Третий лишний» .Выписать только однокоренные, родственные слова.

Горка, сгорел, пригорок.

*Кость, коснуться,  косточка.

*Лесник, лестница, безлесный.

-Проверка

5 задание: вредная, злая бабка из русских сказок. Правильно: Баба Яга.

Вспомните, на какие правила записаны слова в каждом столбике и подберите по одному примеру.

ВЛЕТЕТЬ В ОКНО                   ПОДЪЁМ                         СДАВАТЬ

ДОЙТИ ДО ЛЕСА                    РАЗЪЕЗД                           СБРОСИТЬ

ОТПЛЫТЬ ОТ БЕРЕГА            ОБЪЁМ                             СДВИНУТЬ

СБЕЖАТЬ С ГОРЫ                   СЪЁЖИЛСЯ                     СБЕЖАТЬ

МЕШОЧЕК                        ЛЕДОК

КЛЮЧИК                        ПРЯМОЙ

ЗАМОЧЕК                        СОВЯТА

САДИК                        КОЛЬЦО

(один ребенок у доски)

6 задание: героиня сказки А.С.Пушкина, выполнявшая желания старика

-Правильно, Золотая Рыбка.

-Прочитайте предложения. Найдите слова, орфограмму которых мы еще не вспоминали на уроке.(сложные)

-Почему они называются сложными, что в их правописании интересного?

-Разберем предложения по членам и поставим знаки препинания.

Ударил    разгулялся мороз! С вечера был снегопад. Он заворошил снежными шубами деревья     кусты.

4.Итог урока. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок? Что понравилось? Что вспоминали на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке. Оцените, приклеив стикер

5..С/работа.

Слова на карточке: разобрать по составу слова. Кто сколько разберет, тот и получит такую оценку.

Травушка, котик, полка, прошел, поле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку "Состав слова" 3 класс

Тест поможет проверить знания обучающихся по теме "Состав слова"...

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Тест русский язык 3 класс по теме "Состав слова"

Проверка  уровня  знаний  обучающихся  по  теме "Состав  слова"...

Конспект урока "Почва и её состав" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Почва и её состав". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

карточки "Состиав состав чисел " 1 класс

Эти карточки можно использовать при закреплении состава чисел в пределах 10....

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почва и её состав", 3 класс (УМК "ПНШ", О.Н. Федотова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Почва и её состав»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почв...