технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: " Слово. Предложение. Текст."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ледовская Светлана Евгеньевна

В данной разработке представлена технологическая карта урока русского языка во 2 классе по УМК " Гармония". Тема разработки: " Слово. Предложение. Текст".

Цель: Систематизировать знания о предложении и тексте.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить понятия « текст, предложение»;

обобщить умение анализировать предложение, текст; закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

2. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; учить работать в группах, прислушиваясь к мнению других и отстаивая свою точку зрения.

 

Развивающие: развивать мыслительные операции как анализ, синтез, доказательность; развивать внимание и логическое мышление при работе с текстом в группах; развивать речь и творческое воображение обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx62.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Обобщение знаний о слове, предложении, тексте».

Цель и задачи темы

 Цель: Систематизировать знания о предложении и тексте.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить понятия « текст, предложение»;

обобщить умение анализировать предложение, текст; закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

2. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; учить работать в группах, прислушиваясь к мнению других и отстаивая свою точку зрения.

Развивающие: развивать мыслительные операции как анализ, синтез, доказательность; развивать внимание и логическое мышление при работе с текстом в группах; развивать речь и творческое воображение обучающихся.

Планируемый результат

Планируемые результаты:

коммуникативные

регулятивные

логические

познавательные

Оформление устной и письменной речи  в форме текста

целеполагание

анализ

Расширение собственного кругозора

Умение работать в группе

коррекция

синтез

Обогащение свей речи выразительными средствами языка

саморегуляция

обобщение

Личностные: осознание себя как носителя родного языка.

Основные понятия

 Текст, предложение, слово, заголовок, главная мысль, тема текста, части текста

Межпредметные связи

Русский  язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык», ч.1 тема: «Слово. Предложение. Текст» Соловейчик М.С. УМК «Гармония»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, презентация к уроку, мультимедийная доска, компьютер.

Организация пространства

Использование технологий:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Проблемно-диалогическая технология, ИКТ – технологии, технология групповой работы.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Ι. Организационный этап.

( 2 мин)

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

- Дети, вам тепло? (Да)

- В классе светло? ( Да)

- Прозвенел уже звонок? ( Да)

- Уже запомнился урок?

( нет)

- Только начался урок?

( Да)

- Хотите учиться? ( Да)

- Значит, можно всем садиться!

Проверяют свою готовность.

Фронтальная работа

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

II.  Сообщение темы и цели урока.

( 3 мин)

Готовит к восприятию учебного материала

Нас встречает королева Речь. Слайд 1.Она пришла не одна, а со своими подданными. Посмотрите на

Слайд 2

На экране слова: слоги, звуки, текст, слова, предложения.

Составьте

логическую цепочку из данных названий. Объясните.

( звуки, слоги, слова, предложения, текст).

Сегодня мы будем работать  над темой:

               Слайд 3

Тема: «Обобщение по теме слово, предложение, текст».  Слайд 4

Цель урока: Систематизировать знания о предложении и тексте.

Задачи:  слайд 5

Будем составлять…

Будем развивать…

Будем воспитывать…

А также составим интеллект – карту нашего урока.

Фронтальная работа

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Логические УУД:

Анализ, синтез. Обобщение.

Целеполагание

Готовность к восприятию учебного материала

III. Актуализация знаний.

( 5 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для повторения.

А начнем мы с проблемы. Однажды подданные  королевы Речи рассорились между собой. Кто из них главнее и нужнее для человека.                                     Сценка.

Слайд 6

ТЕКСТ: конечно, я.

Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: но ты состоишь из предложений, значит, я главней.

СЛОВО: а я не буду спорить. Каждый школьник сумеет постоять за меня. Выяснять, кто главнее, только время терять.

А с кем согласитесь вы? Я не встану пока ни на чью сторону, а вернусь к этому вопросу в конце урока. А пока отправимся за поиском ответов. Мне нужно поддерживать с вами связь, поэтому воспользуемся знаками:

? – не все понятно, есть вопросы.  Слайд 7

! – все понял, было интересно.

. – все понятно.

Диалог с учителем

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют

его.

Группа детей показывает сценку.

Коллективная работа

Предположения детей.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

причины неудач

Познавательные УУД:

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные  УУД:

анализировать собственную работу; осуществлять самоконтроль.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

ΙV.  Совершенствование знаний, умений, навыков.

( 25 мин)

Выполнение упражнений на известном материале

Минутка чистописания.

Открываем тетради: число, классная работа.

( комментируем орфограммы).

ро  зы  мо  бей  ро  во  яц   за  ведь  мед

Что мы записали? (слоги). Сколько звуков в каждом слоге?

Что можно составить из слогов? (слова). Запишем в тетрадь.

Морозы, воробей, заяц, медведь. (Называем орфограммы).

Что можно составить с данными словами? Пропустим строку (для будущего заголовка). Составьте предложение с первым словом.

Комментируемое управление.

Коллективная работа.

Самостоятельная работа.

Регулятивные:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательные:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают учителя;

- Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Формулировка учебной задачи как темы   урока.

.Закрепление написания словарных слов.

Составление и запись предложений, формирование из них текста, выбор заголовка.

 

Выполнение упражнений на новом материале.

Наступили сильные морозы.

Записываем. Определяем по цели и интонации. Определяем основу предложения.

   А что делают в сильные морозы медведи? А что делают в сильный мороз зайцы? А как спасаются воробьи?  Кому приходится труднее всего? ( «Как спросим, так и ответим»)

Слайд 8. Картинки с животными.

А можно ли из наших предложений составить текст? Что нужно сделать?

Определить тему, главную мысль, определить порядок предложений, придумать заголовок, придумать заключительное предложение

Коллективная работа.

Познавательные:

Расширение собственного кругозора;

Обогащение своей речи выразительными средствами языка.

Коммуникативные УУД:

Умение слышать других и участвовать в обсуждении.

Обобщение умения строить предложения и анализировать их.

Готовность определять самостоятельно тему текста и главную мысль, составлять тексты по плану.

Выполнение упражнений на новом материале

Здоровьесбережение

Саморегуляция деятельности.

Запись текста.                         Морозы.

Наступили сильные морозы. Медведи спят в своих берлогах. Зайцы бегают по лесу в поисках пищи. Труднее всего приходится воробьям. Они летят к жилью человека.  Давайте поможем птицам  пережить зиму! (Побуд., воскл) слайд 8

 ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА     под музыку.

- Покажите сигнальную карточку на этом этапе.

Продолжаем работу. Давайте еще раз взглянем на логическую цепочку, составленную вначале урока: слоги, слова, предложения, текст. Могли бы вы сейчас ответить, какой компонент нам в речи совсем не нужен? (все нужны) слайд 9

Самостоятельная работа

   

Регулятивные:   

-– выполнять учебные действия в речевой форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

Уметь анализировать и обобщать.

Умение составить свой текст. Сравнить его с образцом.

Установление взаимосвязи между текстом, предложением и словом.

V.        Проверка усвоения изученного материала

( 7 мин).

Закрепление полученных знаний в игровой форме.

Контроль усвоения материала.

Сейчас перед нами одна волшебная книга. Волшебница – речь ведет в ней свои записи. Но вот некоторые из них стерлись, и читать стало невозможно. Давайте попробуем восстановить записи.                                                            Слайд 10

Предложение – это…

Начало предложения пишется…

По цели предложения бывают…

По интонации предложения бывают…

Текст – это…

Тема текста – это…

Главная мысль текста – это…

Работа в группах.               Слайд 12

Обсудите в группах, можно ли написанное назвать текстом. Определите порядок следования предложений. Проставьте номера следования предложений. Нет ли лишних предложений. Придумайте заголовок.

ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ. ПРИШЛА ЗИМА В ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ В СНЕГУ. НА ПОЛЯНЕ СЛЕДЫ РАЗНЫХ ЗВЕРЕЙ. ТИХО И БЕЛОСНЕЖНО КРУГОМ.

Проверка: представитель группы читает составленный текст. Определяем тему и главную мысль текста. Повторяем правила записи текста.

Самостоятельно записывают текст в тетрадь (под тихую музыку)

Проверяем по слайду.

               Слайд 13

Покажите условный знак, как вы поработали.

Давайте вернемся к спору. Посмотрите на слайд еще раз и скажите, кто прав в том споре: ТЕКСТ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как выполним тест.

ТЕСТ.

ТЕКСТ состоит из:

У) предложений

Б) звуков

В) слов

ТЕКСТ – это:

А)отдельные предложения

М) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу

По заглавию можно определить:

А)сколько предложений в тексте

Н) тему текст

 В) автора текста

4. ТЕКСТ имеет

А) только заглавие

 Б) только части

И) заглавие и части

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строго порядке

Ц) да

Б) нет

6. На конце предложения ставится:

 А) . !

 Б) смайлик

Соберите слово из полученных букв. Что у вас получилось?

     УМНИЦА

Слайд 14

Фронтальная работа

Групповая работа

Самостоятельная работа с тестом

Познавательные:

 – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД:

Оформление устной и письменной речи в форме текста. Умение работать в группе.

Познавательные УУД:

Систематизировать сведения о предложении как единице речи.

Регулятивные УУД:

Коррекция результатов

Умение делать обобщения и умозаключения.

Обобщение полученных знаний.

Обобщение полученных  знаний.

Систематизация сведений  о предложении как единице речи.

Аналитико – синтетическая деятельность.

Контроль за усвоением знаний.

Рефлексия.

( 3 мин)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

С каким настроением закончим урок? Прикрепите на доску условный знак, каким вы бы хотели закончить урок.      Слайд 15

VIII.        Чем занимались на уроке? А в жизни все это может нам пригодиться? Я благодарю за хорошую работу, что были собранные и справились с такой трудной темой. Выставление оценок. IX.Домашнее задание. Подготовить рассказ по теме урока в опоре на интеллект – карту. Слайд 16

Дают словесную оценку.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Составление интеллект – карты урока. Слайд 17

ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТА УРОКА.

КАРТОЧКА     ДЛЯ      ГРУППОВОЙ       РАБОТЫ

  • ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ.
  • ПРИШЛА ЗИМА В ЛЕС.
  • ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ В СНЕГУ.
  • НА ПОЛЯНЕ СЛЕДЫ РАЗНЫХ ЗВЕРЕЙ.
  • ТИХО И БЕЛОСНЕЖНО КРУГОМ.

ТЕСТ для индивидуального контроля

1.        ТЕКСТ состоит из:

У) предложений

Б) звуков

В) слов

2.        ТЕКСТ – ЭТО:

А) отдельные предложения

М) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу.

3.        По заглавию можно определить:

А) сколько предложений в тексте

Н) тему текста

В) автора текста

4.        ТЕКСТ имеет:

А) только заглавие

Б) только части

И) заглавие и части

5.        ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строгом порядке:

Ц) да

Б) нет

6.        На конце предложения ставится:

А) . ? !

Б) смайлик

Из выделенных букв составьте слово

Однажды подданные  королевы Речи рассорились между собой. Кто из них главнее и нужнее для человека.

Сценка.

ТЕКСТ:

конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

 но ты состоишь из предложений, значит, я главней.

СЛОВО:

а я не буду спорить. Каждый школьник сумеет постоять за меня. Выяснять, кто главнее, только время терять.