Занятие с одаренными детьми
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Баран Татьяна Васильевна

Занятие с одарёнными детьми на тему "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 32303_-5_.zip1.55 МБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ гимназия №1
  2. Древко Елена Вячеславовна
  3. Русский язык
  4. 5 класс
  5. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией А.Ю.Купаловой. - М: Дрофа, 2009; Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2008
  6. Фразеологизм как единица языка
  7. Цели:
  1. Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.
  1. Формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.
  2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умения учащихся.
  3. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.

8.   Оборудование: интерактивная доска, словари, учебник, раздаточный материал.

9.    Ход урока

Ход урока

  1. Организационный момент

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

  1.     II.   Грамматическая «пятиминутка»
  1. Орфографический диктант

Ра_спол_жение, бе_жалос_ный, заг_рать, пр_к_сается, уд_рать, пр_милый, пр_усадебный, пр_лечь, гиган_ский, оз_рение.

  1. Орфоэпическая работа

Задание: расставить ударение в словах:

Занят, занята, занято; начал, начала, начали.  

Скворечник, скучно, конечно, помощник.

  1. Проверка домашнего задания

/Ребята подбирали пословицы/

  1. Беседа
  • Для чего служат слова в языке?
  • Что называют лексическим значением слова?
  • Что называется словосочетанием?

  1. Объяснение нового материала

Петя на уроке труда работал плохо.

Петя на уроке труда работал спустя рукава.

Плохо = спустя рукава

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову.

Слово

  • близки по значению одному слову;
  • являются одним членом предложения.

Словосочетание

  • состоят из двух и более слов;
  • являются устойчивыми, несвободными сочетаниями.

  1. Выполнение тренировочных упражнений
  1. Работа со словарями:
  2. Словарная работа:

Рукой подать

Бить баклуши

В рот воды набрать

Валять дурака

В мгновение ока

Ни свет ни заря

Черепашьими шагами

  • Какие из фразеологизмов имеют одинаковое значение?
  • Какие из фразеологизмов имеют противоположное значение?

  1. «Найдите лишнее»

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть

Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока

3. Из истории слов /Индивидуальное задание/

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

4. Творческая работа

/Замените выделенные слова фразеологизмами

Змей Горыныч унёс царевну далеко.

Народу на площади было много.

После работы на участке мы сильно устали.

Завтра надо вставать очень рано.

 

5. Возьмите на заметку!    /Придают выразительность речи/

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…

А Мишка и ухом не ведет.

                              И.А.Крылов

Вот за ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает.

                             И.А.Крылов

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась».

                             А.С.Пушкин

  1. Закрепление

Тестовая работа и её проверка.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом:

     1) сварить кашу;

     2) заварить кашу;

     3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

     1) попасть впросак;

     2) хоть пруд пруди;

     3) слово в слово.

3.  Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:

     1) сесть в калошу;

     2) кот наплакал;

     3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

     1) зазнаваться;

     2) задаваться;

     3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

     1) во весь дух;

     2) изо дня в день;

     3) ни свет ни заря.

  1. Итоги урока
  • Какая единица языка называется фразеологизмом?
  • Что общего у фразеологизмов со словами и словосочетаниями?
  • С какой целью фразеологизмы используют в речи?

  1. Выставление оценок

  1. Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»:

  • Со щитом или на щите;
  • Вавилонское столпотворение;
  • Лебединая песня;
  • Кричать во всю ивановскую.

2. Придумайте и запишите предложения с этими фразеологическими оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальное занятие с одаренными детьми

Данное занятие учит ребят писать исследовательские работы. А конкретно выдвигать гипотезу, думать и рассуждать...

Внеклассное занятие на развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 класс(работа с одаренными детьми)

Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний....

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.Задачи:...

Работа с одаренными детьми на занятиях в вокальном кружке.

Три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности.Понятие «одаренность».Подбор репертуара. Задачи вокальной группы....

Работа с одаренными детьми на занятиях английским языком.

Деятельность педагога, направленная на выявление и развитие одаренных обучающихся в объединении "Веселый английский" Дом детского творчества....

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

для подготовки к занятиям с одаренными детьми

для подготовки к занятиям с одаренными детьми...