русский язык Тема: Личные местоимения.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Тема: Личные местоимения.

 

Цель: Формирование знаний у учащихся о личных местоимениях, как части речи.

 

Задачи: 1. Обобщение и закрепление ЗУН учащихся о личных местоимениях посредством упражнений в определении грамматических признаков.

               2. Развитие связной устной речи посредством обогащения словарного запаса, составления полных ответов на вопросы.

              3. Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: Личные местоимения.530.56 КБ
Файл russkiy_yazyk.docx530.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема: Личные местоимения.

Цель: Формирование знаний у учащихся о личных местоимениях, как части речи.

Задачи: 1. Обобщение и закрепление ЗУН учащихся о личных местоимениях посредством упражнений в определении грамматических признаков.

           2. Развитие связной устной речи посредством обогащения словарного запаса, составления полных ответов на вопросы.

          3. Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: ТСО, учебники, наглядный и раздаточный материал, презентация, памятки, таблицы.

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, коррекционно – развивающая.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:  - Долгожданный дан звонок,

                 Начинается урок.

                 Слушаем, запоминаем,

                 Ни минуты не теряем.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: (называет дату, день недели).

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок русского языка.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся писать.

Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.

Ученик: Пишу красиво, аккуратно, грамотно.

Учитель: Чему ещё мы учимся на уроках русского языка?

Ученик: Мы учимся говорить.

Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.

Ученик: Говорю громко, правильно, понятно для других.

  1. Словарная работа.

Учитель: Откройте тетради, запишите дату, день недели, классная работа.

Ученики записывают с проговариванием вслух.

Учитель: Приготовьтесь к словарному диктанту.

Ученики записывают словарные слова под диктовку.

        Кафе, материк, эскалатор, типография, хирург, искусство, фестиваль, образование, бандероль, аэродром.

Учитель: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, объясните значение слова.

Ученики «по цепочке» выполняют задание.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: К какой части речи относятся эти слова? Докажите свой ответ.

Ученик: Эти слова имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

Учитель: Какая часть речи отвечает на те же вопросы, что и имя существительное?

Ученик: Эта часть речи называется местоимение.

Учитель: В чём различие между этими частями речи?

Ученик: Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Тема нашего урока: «Личные местоимения». Цель: повторить и закрепить всё изученное по этой теме.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Что такое местоимение?

Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?

Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.

Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?

Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.

Учитель: Назовите личные местоимения.

Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Учитель: На кого указывают местоимения?

Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.

 

Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.

Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.

  1. Физкультурная пауза.

Учитель: Упражнение «Во!»

Ладошку правой руки подставить ко лбу - «отдать честь». Одновременно вытянуть левую руку, показать большой палец и сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же самое, только «честь отдать» уже левой рукой, а «Во!» сделать правой.

(Это упражнение снимает напряжение, развивает координацию движений)

Ученики выполняют движения.

  1. Закрепление пройденного.
  1. Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай предложения. Догадайся, о каких героях литературных произведений говорится в них.

        Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. Он в тёмный лес ягнёнка уволок. Когда дед разорился, я пошёл «в люди». «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»

Ученики «по цепочке» читают предложения, определяют героев литературных произведений.

Ученики совместно с учителем устно находят  местоимения, определяют лицо и число.

Образец.  Она ( 3 – л., ед.ч.) так спешила, что потеряла хрустальный башмачок.

Учитель: Запиши. Подчеркни местоимения. Определи число и лицо местоимений, опираясь на слайд.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

  1. Работа по учебнику (стр. 113, упр. № 154).

Учитель: Прочитай задание самостоятельно, вслух. Какое задание нужно выполнить?

Ученик: Надо выписать местоимения 3 – го лица единственного числа. Подставить к ним имена существительные из стихотворения. Указать род имён существительных и местоимений.

Ученики совместно с учителем устно подбирают существительные к местоимениям, определяют род.

Образец. Он – папа (м.р.)

Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите род, опираясь на слайд.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

  1. Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай местоимения. Объясни правописание местоимений с предлогами.

        У вас, от тебя, к нему, со мной, для него, за ним.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: Определите падеж местоимений, опираясь на таблицу.

Ученики совместно с учителем читают  местоимения, объясняют правописание местоимений с предлогами, определяют падеж.

Образец. У вас (Р.п.)

Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите падеж, опираясь на таблицу.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на таблицу.

Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

  1. Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай предложения. Найди речевые ошибки.

        Если Сергей не хочешь, обойдёмся без него.

        Я с им вчера познакомился.

        Не забываем по вас и скучаем по вас.

Ученики читают вслух «по цепочке» и исправляют речевые ошибки.

  1. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Назовите тему урока.

Ученик: Тема нашего урока: «Личные местоимения».

Учитель: Чему учились?

Ученик: Мы повторили и закрепили всё изученное по этой теме.

Учитель: Что такое местоимение?

Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?

Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.

Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?

Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.

Учитель: Назовите личные местоимения.

Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Учитель: На кого указывают местоимения?

Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.

Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.

Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.

Учитель: Объясни правописание местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

(В ходе подведения итогов урока учитель демонстрирует слайды)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок!

                                             



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема: Личные местоимения.

Цель: Формирование знаний у учащихся о личных местоимениях, как части речи.

Задачи: 1. Обобщение и закрепление ЗУН учащихся о личных местоимениях посредством упражнений в определении грамматических признаков.

           2. Развитие связной устной речи посредством обогащения словарного запаса, составления полных ответов на вопросы.

          3. Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: ТСО, учебники, наглядный и раздаточный материал, презентация, памятки, таблицы.

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, коррекционно – развивающая.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:  - Долгожданный дан звонок,

                 Начинается урок.

                 Слушаем, запоминаем,

                 Ни минуты не теряем.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: (называет дату, день недели).

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок русского языка.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся писать.

Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.

Ученик: Пишу красиво, аккуратно, грамотно.

Учитель: Чему ещё мы учимся на уроках русского языка?

Ученик: Мы учимся говорить.

Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.

Ученик: Говорю громко, правильно, понятно для других.

  1. Словарная работа.

Учитель: Откройте тетради, запишите дату, день недели, классная работа.

Ученики записывают с проговариванием вслух.

Учитель: Приготовьтесь к словарному диктанту.

Ученики записывают словарные слова под диктовку.

        Кафе, материк, эскалатор, типография, хирург, искусство, фестиваль, образование, бандероль, аэродром.

Учитель: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, объясните значение слова.

Ученики «по цепочке» выполняют задание.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: К какой части речи относятся эти слова? Докажите свой ответ.

Ученик: Эти слова имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

Учитель: Какая часть речи отвечает на те же вопросы, что и имя существительное?

Ученик: Эта часть речи называется местоимение.

Учитель: В чём различие между этими частями речи?

Ученик: Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Тема нашего урока: «Личные местоимения». Цель: повторить и закрепить всё изученное по этой теме.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Что такое местоимение?

Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?

Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.

Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?

Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.

Учитель: Назовите личные местоимения.

Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Учитель: На кого указывают местоимения?

Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.

 

Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.

Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.

  1. Физкультурная пауза.

Учитель: Упражнение «Во!»

Ладошку правой руки подставить ко лбу - «отдать честь». Одновременно вытянуть левую руку, показать большой палец и сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же самое, только «честь отдать» уже левой рукой, а «Во!» сделать правой.

(Это упражнение снимает напряжение, развивает координацию движений)

Ученики выполняют движения.

  1. Закрепление пройденного.
  1. Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай предложения. Догадайся, о каких героях литературных произведений говорится в них.

        Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. Он в тёмный лес ягнёнка уволок. Когда дед разорился, я пошёл «в люди». «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?»

Ученики «по цепочке» читают предложения, определяют героев литературных произведений.

Ученики совместно с учителем устно находят  местоимения, определяют лицо и число.

Образец.  Она ( 3 – л., ед.ч.) так спешила, что потеряла хрустальный башмачок.

Учитель: Запиши. Подчеркни местоимения. Определи число и лицо местоимений, опираясь на слайд.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

  1. Работа по учебнику (стр. 113, упр. № 154).

Учитель: Прочитай задание самостоятельно, вслух. Какое задание нужно выполнить?

Ученик: Надо выписать местоимения 3 – го лица единственного числа. Подставить к ним имена существительные из стихотворения. Указать род имён существительных и местоимений.

Ученики совместно с учителем устно подбирают существительные к местоимениям, определяют род.

Образец. Он – папа (м.р.)

Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите род, опираясь на слайд.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

  1. Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай местоимения. Объясни правописание местоимений с предлогами.

        У вас, от тебя, к нему, со мной, для него, за ним.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: Определите падеж местоимений, опираясь на таблицу.

Ученики совместно с учителем читают  местоимения, объясняют правописание местоимений с предлогами, определяют падеж.

Образец. У вас (Р.п.)

Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите падеж, опираясь на таблицу.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на таблицу.

Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

  1. Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай предложения. Найди речевые ошибки.

        Если Сергей не хочешь, обойдёмся без него.

        Я с им вчера познакомился.

        Не забываем по вас и скучаем по вас.

Ученики читают вслух «по цепочке» и исправляют речевые ошибки.

  1. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Назовите тему урока.

Ученик: Тема нашего урока: «Личные местоимения».

Учитель: Чему учились?

Ученик: Мы повторили и закрепили всё изученное по этой теме.

Учитель: Что такое местоимение?

Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?

Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.

Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?

Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.

Учитель: Назовите личные местоимения.

Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Учитель: На кого указывают местоимения?

Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.

Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.

Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.

Учитель: Объясни правописание местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

(В ходе подведения итогов урока учитель демонстрирует слайды)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок!

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Личные местоимения" 3 класс

Презентация по русскому языку "Личные местоимения" 3 класс...

Конспект урока русского языка "Личные местоимения"

Первый урок в данной теме. Большое внимание уделено развитию УУД. Дети самостоятельно анализируют свою работу на протяжении всего урока. В конце урока, подводя итог, делают выводы. Урок проходит легко...

Презентация к уроку русского языка "Личные местоимения"

Первый урок в данной теме. Большое внимание уделено развитию УУД. Дети самостоятельно анализируют свою работу на протяжении всего урока. В конце урока, подводя итог, делают выводы. Урок проходит легко...

урок русский язык личные местоимения

Тема: Личные местоименияЦель:- познакомить с личными местоимениями; - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи...

Урок по русскому языку "Личные местоимения. Роль местоимений в речи"

Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.

Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...