Технология деятельностного метода обучения в начальной школе.
статья по теме
Предмет: русский язык
Тема: Ученик "исследователь"
Тип урока:
Цель: Описать преимущества деятельностного метода обучения
Задачи: Придать процессу обучения деятельностный характер
Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ (презентация)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и
коллективная, работа в парах, фронтальный опрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fgos._chereduyushchie_glasnye_a-o_v_kornyakh_lag-lozh.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Преподаватель: учитель русского языка и литературы Румянцев В.С.
Образовательное учреждение: Великий Новгород МАОУ «СОШ №10»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: чередование гласных О-А в корнях - лАг- //-лОж-
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: сформулировать представление о способе выбора написания
О-А в корне лАг-лОж; комментировать условия написания.
Задачи: формулировать правило и четко знать ход действий по его
применению; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных
корней; выполнять самоконтроль и самооценку.
Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ (презентация)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и
коллективная, работа в парах, фронтальный опрос.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
- Организационный момент
(приветствие учащихся; создание комфортной рабочей атмосферы, проверка готовности к уроку).
- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на уроке русского языка. Проверьте все ли на вашем рабочем месте готово к уроку. Прошу садиться. Обратите внимание, у вас на столах лежит необычный смайлик: с одной стороны оранжевый, с другой синий. Оранжевая сторона смайлика будет отображать ваше хорошее настроение на уроке. А синяя сторона будет показывать, что вам скучно, неинтересно. На протяжении всего урока можете менять смайлик сторонами, в зависимости от настроения.
- Актуализация знаний
(вхождение в тему урока; планирование своей деятельности; формулирование задач; учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока).
Вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа)
- Какой раздел науки мы с вами изучаем?
- Что изучает морфемика?
- Какие морфемы вы знаете?
- Что такое чередование звуков?
Ребята, вставьте пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске: (практическая работа, вызывающая затруднения с целью самостоятельной постановки задачи)
осв…щать землю, прибл…жаться к дому,
ухв…титься за край, предл…гать яблоко,
сл…таться на поляну предл…жить помощь
- Какое правило применяли?
- Все ли слова смогли проверить?
- К словам предлагать и предложить правило не подошло, что будем делать?
- Попробуем разобрать слова по составу: пред-лаг-а-ть, пред-лож-и-ть.
- В какой морфеме находится орфограмма?
- Какие гласные пишутся в корнях?
- Являются ли эти слова однокоренными?
- Почему же тогда в них пишется то буква «а», то «о»?
Что происходит в корнях этих слов? (чередование)
- Итак, о чем мы будем говорить на этом уроке?
- Верно, ребята, мы будем говорить о таком языковом явлении, как чередование гласных О-А в корне слова, которые нельзя проверить ударением (слайд №1).
- Теперь поставим перед собой цель действия на урок
(узнать условия выбора гласных О - А в этих корнях; научиться приводить соответствующие примеры)
- «Открытие» учащимися нового знания
(выявление способов решения учебной задачи)
Слайд №2
приЛАГАется___________________приЛОЖить
изЛАГАть______________________изЛОЖить
возЛАГАть_____________________поЛОЖение
- Ребята, перед вами правильно написанные слова, прочитайте их, сравните и выведите видимую закономерность в правописании. Работая в парах, попробуйте сформулировать правило, которым будем пользоваться при чередовании гласных О-А в корне слов.
Ответы учеников:
1. В корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ пишется перед Г – А, перед Ж – О.
2. В корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А; О, если суффикса нет.
3. В корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А, если нет ударного ГА, пишем О.
- А теперь сравните свои выводы с тем, что предлагает учебник (стр.33)
- Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вы вывели самостоятельно? (учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более четко указан признак, определяющий выбор букв О//А).
Слово учителя. Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А в корне -лаг-.
- Первичное закрепление
(оформление алгоритма, фиксирование уже оформленного знания).
- Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче было запомнить правило (дети проговаривают шаги алгоритма).
1. Записать слово; 2. Поставить ударение; 3. Выделить корень; 4. Выделить суффикс (если есть суффикс -А-, то пишем в корне «А»).
- Выполним упражнение на новое правило из учебника – упр. 447 (ученики работают в парах, проговаривая условия написания корней ЛАГ- ЛОЖ, взаимопроверка по эталону слайд №3).
- Физкультминутка
- Предлагаю всем встать и провести грамматическую зарядку (если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - делаем один прыжок на месте).
Слайд №4
Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, предл…жить блины, безотл…гательное дело, радостное предл…жение.
- Закрепление материала
(закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова; самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе).
- Ребята, сейчас мы напишем буквенный диктант. Я читаю слово, а вы записываете только гласную «А» или «О» из корня этого слова.
1. Изложить, положить, изложение.
2. Выложить, излагать, заложить.
3. Приложить, прилагательное, отложить.
4. Сложение, положение, предложение.
- Соедините прямыми линиями буквы «О» у вас в тетради. Если вы правильно написали все буквы, то у вас получится – (демонстрация слайда №5).
- Следующее задание мы выполним по вариантам. Ребята первого варианта записывают себе слова с корнем -лаг- , а ребята второго варианта слова с корнем -лож- . Корень обозначить графически.
Пол…жить, распол…жение, предпол…гать, изл…гать, предл…жить, пол…гать, изл…жить, прил…гательное, предпол…жение, сл…гаемое, разл…жить, возл…гать (самопроверка и самооценка по эталону слайд № 6).
- Сегодня на уроке вы меня порадовали, поэтому хочу предложить вам игру – лингвистический футбол (Класс делится на 2 команды. От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встает на ворота». Команда-противник имеет в своем арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько мячей отбил вратарь, такую оценку и получил. Слова или словосочетания каждая команда придумывает сама).
1.Расположение лагеря 1.Прилагать усилия
2.Слагать песни 2.Отложить празднование
3.Сложить вещи 3.Возлагать надежды
4.Предложить кофе 4.Предложить блины
5.Излагать мысли вслух 5.Расположиться у костра
- Рефлексия
(осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).
- Урок заканчивается, а значит надо подвести итог.
- Какую цель мы ставили на уроке?
-Достигли ее? Докажите (доводы учеников).
- Я вижу, что практически у всех на партах улыбается оранжевый смайлик, что говорит о хорошем настроении на уроке. А на что похож этот смайлик? (на апельсин).
Ребята, у меня для вас сюрприз. На обратной стороне доски, я разместил
– апельсиновое дерево. Только совсем без апельсинов, ведь они у вас. Предлагаю сейчас каждому подойти и прикрепить свой апельсин. Если вы прикрепите апельсин оранжевой стороной – значит, вы все сделали хорошо и настроение ваше отличное, а если синей, то вы справились не со всеми заданиями, на уроке вам было скучно.
- Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Сегодня каждый проявил себя и по достоинству оценил. Спасибо за урок.
- Домашнее задание (слайд 7)
Задание на выбор:
- Упражнение 449; найдите в словаре Ожегова значение слова полог, выделите в нем корень.
- Попробуйте сочинить сказку о корнях ЛАГ-//-ЛОЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"
Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...
Использование технологии активных методов обучения в начальной школе
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе
Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...
Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...
Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"
Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...
Мастер - класс "Применение технологии деятельностного метода обучения в начальной школе".
ТДМ (технология деятельностного метода) - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности...