Технология деятельностного метода обучения в начальной школе.
статья по теме

Румянцев Владимир Сергеевич

Предмет: русский язык

Тема: Ученик "исследователь"

Тип урока:

Цель: Описать преимущества деятельностного метода обучения

Задачи: Придать процессу обучения деятельностный характер

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ (презентация)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и

 коллективная, работа в парах, фронтальный опрос.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Преподаватель: учитель русского языка и литературы Румянцев В.С.

Образовательное учреждение: Великий Новгород  МАОУ «СОШ №10»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: чередование гласных О-А в корнях - лАг- //-лОж-

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: сформулировать представление о способе выбора написания

 О-А в корне лАг-лОж; комментировать условия написания.

Задачи: формулировать правило и четко знать ход действий по его

применению; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных

корней; выполнять самоконтроль и самооценку.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ (презентация)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и

 коллективная, работа в парах, фронтальный опрос.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент

(приветствие учащихся; создание комфортной рабочей атмосферы, проверка готовности к уроку).

- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на уроке русского языка. Проверьте все  ли на вашем рабочем месте готово к уроку. Прошу садиться. Обратите внимание, у вас на столах лежит необычный смайлик: с одной стороны оранжевый, с другой синий. Оранжевая сторона смайлика будет отображать ваше хорошее настроение на уроке. А синяя сторона будет показывать, что вам скучно, неинтересно. На протяжении всего урока можете менять смайлик сторонами, в зависимости от настроения.

  1. Актуализация знаний

(вхождение в тему урока; планирование своей деятельности; формулирование задач; учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока).

Вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа)

- Какой раздел науки мы с вами изучаем?

- Что изучает морфемика?

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое чередование звуков?

Ребята, вставьте пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске: (практическая работа, вызывающая затруднения с целью самостоятельной постановки задачи)

осв…щать землю,                         прибл…жаться к дому,

ухв…титься за край,                    предл…гать яблоко,              

сл…таться на поляну                   предл…жить помощь

- Какое правило применяли?

- Все ли слова смогли проверить?

- К словам предлагать и предложить правило не подошло, что будем делать?

 - Попробуем разобрать слова по составу: пред-лаг-а-ть, пред-лож-и-ть.

- В какой морфеме находится орфограмма?

- Какие гласные пишутся в корнях?

- Являются ли эти слова однокоренными?

- Почему же тогда в них пишется то буква «а», то «о»?

  Что происходит в корнях этих слов? (чередование)

- Итак, о чем мы будем говорить на этом уроке?

- Верно, ребята, мы будем говорить о таком языковом явлении, как чередование гласных О-А в корне слова, которые нельзя проверить ударением (слайд №1).

- Теперь поставим перед собой цель действия на урок

(узнать условия выбора гласных  О - А в этих корнях; научиться приводить соответствующие примеры)

  1. «Открытие» учащимися нового знания

(выявление способов решения учебной задачи)

Слайд №2

приЛАГАется___________________приЛОЖить

изЛАГАть______________________изЛОЖить

возЛАГАть_____________________поЛОЖение

- Ребята, перед вами правильно написанные слова, прочитайте их, сравните и выведите  видимую закономерность в правописании. Работая в парах, попробуйте сформулировать правило, которым будем пользоваться при чередовании гласных О-А в корне слов.

Ответы учеников:

1. В корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ пишется перед Г – А, перед Ж – О.

2. В корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А; О, если суффикса нет.

3. В корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А, если нет ударного ГА, пишем О.

- А теперь сравните свои выводы с тем, что предлагает учебник (стр.33)

- Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вы вывели самостоятельно? (учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более четко указан признак, определяющий выбор букв О//А).

Слово учителя. Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А в корне -лаг-. 

  1. Первичное закрепление

(оформление алгоритма, фиксирование уже оформленного знания).

- Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче было запомнить правило (дети проговаривают шаги алгоритма).

1. Записать слово; 2. Поставить ударение;  3. Выделить корень; 4. Выделить суффикс (если есть суффикс -А-, то пишем в корне «А»).

- Выполним упражнение на новое правило из учебника – упр. 447 (ученики работают в парах, проговаривая условия написания корней ЛАГ- ЛОЖ, взаимопроверка по эталону слайд №3).

  1. Физкультминутка

- Предлагаю всем встать и провести грамматическую зарядку (если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - делаем один прыжок на месте).

Слайд №4

Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, предл…жить блины, безотл…гательное дело, радостное предл…жение.

  1. Закрепление материала

(закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова; самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе).

- Ребята, сейчас мы напишем буквенный диктант. Я читаю слово, а вы записываете только гласную «А» или «О»  из корня этого слова.

1. Изложить, положить, изложение.

2. Выложить, излагать, заложить.

3. Приложить, прилагательное, отложить.

4. Сложение, положение, предложение.

- Соедините прямыми линиями буквы «О» у вас в тетради. Если вы правильно написали все буквы, то у вас получится – (демонстрация                 слайда №5).

- Следующее задание мы выполним по вариантам. Ребята первого варианта записывают себе слова  с корнем  -лаг- , а ребята второго варианта слова с корнем  -лож- . Корень обозначить графически.

Пол…жить, распол…жение, предпол…гать, изл…гать, предл…жить, пол…гать, изл…жить, прил…гательное, предпол…жение, сл…гаемое, разл…жить, возл…гать (самопроверка и самооценка по эталону слайд № 6).

- Сегодня на уроке вы меня порадовали, поэтому хочу предложить вам игру – лингвистический футбол (Класс делится на 2 команды. От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встает на ворота».  Команда-противник имеет в своем арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько мячей отбил вратарь, такую оценку и получил. Слова или словосочетания  каждая команда придумывает сама).

1.Расположение лагеря                           1.Прилагать усилия

2.Слагать песни                                       2.Отложить празднование

3.Сложить вещи                                       3.Возлагать надежды

4.Предложить кофе                                 4.Предложить блины

5.Излагать мысли вслух                          5.Расположиться у костра

  1. Рефлексия

(осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).

- Урок заканчивается, а значит надо подвести итог.

- Какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ее? Докажите (доводы учеников).

- Я вижу, что практически у всех на партах улыбается оранжевый смайлик, что говорит о хорошем настроении на уроке. А на что похож этот смайлик?                   (на апельсин).

Ребята, у меня для вас сюрприз. На обратной стороне доски,  я разместил

– апельсиновое дерево. Только совсем без апельсинов, ведь они у вас. Предлагаю сейчас каждому подойти и прикрепить свой апельсин. Если вы прикрепите апельсин оранжевой стороной – значит, вы все сделали хорошо и настроение ваше отличное, а если синей, то вы справились не со всеми заданиями, на уроке вам было скучно.

- Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Сегодня каждый проявил себя и по достоинству оценил. Спасибо за урок.

  1. Домашнее задание (слайд 7)

Задание на выбор:

  1. Упражнение 449; найдите в словаре Ожегова значение слова полог, выделите в нем корень.
  2. Попробуйте сочинить сказку о корнях ЛАГ-//-ЛОЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе

Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Мастер - класс "Применение технологии деятельностного метода обучения в начальной школе".

ТДМ (технология  деятельностного  метода) - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности...