Авторская программа "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть “символическим капиталом”, оно превратилось в “средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: “Школа – не место реализации чего – либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа”), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин “компетенция”. Дж. Дьюи определяет это понятие “как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром”. Иначе говоря, это способность к деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Городского округа «Жатай»

Авторская  программа

«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Выполнил:

Чипизубова

Валентина

Викторовна,

учитель начальных классов

Жатай – 2015год

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.
Использование различных упражнений на уроках  русского языка с учащимися начальных классов.

Актуальность выбора темы

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть “символическим капиталом”, оно превратилось в “средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: “Школа – не место реализации чего – либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа”), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин “компетенция”. Дж. Дьюи определяет это понятие “как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром”. Иначе говоря, это способность к деятельности.

Вводная часть

Категория “компетенции” является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что “формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии”. Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

Работая по программе Л.В. Занкова, побывав на различных курсах, я собирала дополнительный материал по русскому языку. Использую этот материал в своей работе. Возможно, что кто-то тоже воспользуется этим материалом.

         

Основная часть

Начиная исследовательскую работу, я в первую очередь обратились к трудам психологов и выяснила, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

  • В чьих интересах и ради чего проявляется активность?
  • Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются?
  • Какое направление активности?

Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности:

  • мотивация;
  • целеполагание;
  • инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому  ставим перед собой задачу - нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

  • Стремление самостоятельно решать интересные задачи;
  • Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;
  • Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом “от сих и до сих, ни шагу в сторону”, не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них  целеполагания.

До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому, возможному результату придут.

Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений. 

I класс

Звуки и буквы. Слоги. Ударение.

Задание 1.

На рассмотрение слов по одному общему признаку: по буквам, обозначающим гласные звуки.

Сон, сын, сад, рот, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл.

Устно дается инструкция: "Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?"

Целью данного задания является привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов, рассуждению, высказыванию собственного суждения. Данное задание дает простор мысли ученика. Первые же слова сон-сын наблюдательных детей приведут к выводу: слова различаются буквами, обозначающими гласные звуки. Если этот признак будет распространен на все остальные слова, последует вывод, что в словах встречаются все три буквы, обозначающие гласные звуки: о, ы, а, и в каждой группе должны быть слова с одной из этих букв.

сон        сын        сад

рот        рыл        рак

дом        дым        дал

вал        выл        вал

Другие дети могут зафиксировать различия слов по их значениям. Допустим, дети разделят так:

  1. одушевленные - сын, рак, вол (само понятие одушевленности им
    еще неизвестно, но интуитивно дети могут выделить признак "живые";
  2. неодушевленные (неживые) - сон, сад, рот, дом, дым, вал.
  3. "что-то делают" - рыл, дал, выл.

Во всех этих случаях получается неравное количество слов, что противоречит условию задания. Может возникнуть и предложение разделить слова по начальным или конечным согласным. Но разных согласных больше, чем три, следовательно, искомых трех групп тоже не получится.

Путем коллективного обсуждения, привлечения всех учащихся к участию в выполнении задания, оно будет выполнено. В заключение учитель дает задание записать каждую группу слов в отдельный столбик.

Задание 2.

На группировку слов в зависимости от места ударения в слове: Гора, горка, стена, стенка, нора, норка, трава, травка, лиса, лиска. Слова даются на доске.

Предлагая данное задание, можно применить три разновидности инструкции. Сначала предлагается первая инструкция:

1. Прочитайте слова. 2. Распределите их в две группы. 3. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

В зависимости от того, с какой степенью успешности выполняется задание, ученикам последовательно предлагаются вторая и третья разновидности инструкции (РИ). Ученики могут выделить группы слов по смыслу, придаваемому суффиксами (такое деление будет не осознанным, а скорее интуитивным, но тем не менее может иметь место). Если такая группировка произойдет, необходимо переключить учащихся на возможность разделить слова по месту ударения в словах:

II        РИ.

1) Прочитай слова.

  1. Распредели их в две группы в зависимости от места ударения в словах.
  2. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

III        РИ.

1) Прочитай слова.

  1. Распредели их в две группы в зависимости от места ударения.
    Чтобы найти ударение, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом слове.

В первый столбик выпиши слова, ударение в которых падает на
первый слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на  второй слог.

                                          2класс.

Задание 1.

На группировку слов по твердости и мягкости входящих в них согласных и способам обозначения мягкости.

Град, якорь, грядка, ключ, юла, лев, уголёк, ягода, еда, ель, ёлка.

Это задание может быть предложено, по трем инструкциям:

I        РИ. 1) Прочитайте слова.

  1. Эти слова нужно распределить в три группы.
  2. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

    Задание2.

На первом уроке по теме “Гласные и согласные звуки” возможно такое задание:

Запишите слова:  фонарь, фамилия, лягушка, снегирь, стрекоза.

Задание:

1) поставить ударение в словах и подчеркнуть «опасные места».

 2) определите, какое количество букв в слове фонарь? А сколько фонем? Почему?

3) найдите еще слова (среди словарных), в которых звуков меньше, чем букв.

4) на какие две группы можно разделить звуки?

4) сформулируйте тему урока

Задание3.

На группировку слов по твердости и мягкости согласных и способам обозначения мягкости. Группировать требуется подчеркнутые слова:

1. В сильный мороз береги нос. 2. Петя нёс портфель. 3. В школе хороший хор. 4. Хорь - дикий зверёк. 5. Сильный жар от огня - пыл. 6. Ветер поднял снежную пыль.

1) Прочитайте предложения.

  1. Слова, которые подчеркнуты, нужно распределить в три группы.

  1. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Задание 4.

Материал располагается на доске в таком порядке:

Дети собирали гриб-                

ы. Раздался сильный уда-

р грома. Сверкнула молни-        

я. Маша зовёт Веру домо-                

й.

Сначала коллективно обсуждаются "ошибки", затем вызванные ученики записывают отдельно каждое предложение на линейках, одновременно остальные ученики записывают в тетрадях.

Задание 5.

Проверьте, правильно ли разделены на слога слова: стро-йка, капел-ька. Спишите и разделите слова, как нужно для переноса.

Инструкция дается устно, на доске записываются только проверяемые слова.

Предложение

Задание 6.

На расстановку точек в непунктированном тексте (даются две части, резко различающиеся по содержанию):

Мы друг друга выручаем друг без друга мы скучаем никогда и ни за что не поссорит нас никто облетели листья клёна клен от холода дрожит на дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

Предложения записываются на доске.

1) Прочитайте.

  1. Разбейте текст на предложения.
  2. Посчитайте, сколько получилось предложений.
  3. Назовите каждое предложение в отдельности (первое, второе, третье и другие).

Задание.7

На расстановку точек в непунктированном тексте:

Утка с удочкой сидела целый день она не ела утка удила рыбёшек для своих утяток-крошек мишка топал, баловался лёгкий мостик зашатался.

Задание 8.

Маринка везла на возу козлёнка, козла и козу Маринка лесок проезжала и часок подремала Маринка в лесу проспала козлёнка, козу и козла они убежали куда?

Задание 9.

Дружит солнце с небом ясным с ветром дружат облака дружат дерево с землёй дружат снег и лёд зимой хрустит под окошком морозный денёк стоит на окошке цветок-огонёк малиновым цветом цветут лепестки

Задание 10.

Мы нашли большой муравейник снег с него уже сошёл муравьи вылезли погреться на солнышке они обессилели после долгого зимнего сна муравьи не могли даже отстреливаться от нас едкой муравьиной кислотой скоро они примутся за работу. (По В.Бианки.)

3кл. На группировку слов по составу.

Задание1.

Прочитайте. Распределите в две группы по составу слова. Обозначте каждую группу схемой.

Север, утро, даль, золото, мороз, города, дождь, хлеб, дуб, ум, июль.

 Задание2.

На группировку слов по составу слова (к. п+к. п+к+с):

Хлеб, нахлебник, переход, смотр, просмотр, час, вылет, подбородок, подоконник.

Задание 3.

На группировку слов по составу слова (к. к+с. п+к+с):

Лес, лесок, перелесок, снег, снежок, подснежник, холод, стебелек, подарок.

Задание 4.На группировку слов по составу слова (к+ок. п+к+с. п+к+с+ок):

Пути, спутник, посадка, возы, перевозка, поединок, грузы, разгрузка, подпасок.

Задание 5.

На группировку слов по составу слова (к+ок. п+к. к+с+ок):

Звезда, звездочка, улов, гнездо, гнездышко, прорубь, зима, зимушка, поход.

Подберите к меньшей группе слов однокоренные слова, обозначающие признаки предметов.

Задание 6.

Отгадайте слова. Запишите отгадки.

  1. Корень мой находится в "цене ",
    в "очерке" найди приставку мне,
    суффикс мой в "тетрадке " все встречали,
    вся же - в дневнике я и в журнале.
  2. Корнем с "дорогой "роднится,
    в "сборе"приставка таится,
    суффикс как в слове "дневник ",
    целым же в космос проник.
  3. Мой корень - родственник сражению,
    приставка - в слове "заявление",

в "наборщике" есть суффикс мой,
а весь - тружусь я под землёй.

Составьте и запишите с каждым словом - отгадкой по одному предложению.

Задание 7.

I. Составьте из данных слов три группы. Запишите их в три столбика.

 Бег, забег, воз, возок, ход, поход, лес, лесок, говор, сговор, пень, пенёк, свист, пересвист, груз, грузчик.

2. Распредели слова в три группы по их составу.          

3.Надпиши над каждой группой схему состава слов.

Задание 8.

     I .Подберите и запишите в каждую графу таблицы по три слова.

Состав слова

Корень

Корень

Суффикс

Корень

Суффикс

Окончание

Корень

Окончание

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

                           

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Задание 1.
I..Прочитайте. Какие слова в каждой группе лишние? Докажите.

  1. Дело, делить, деловой, сделал, поделки.
  2. Год, годовая (отметка), пригодился, годик.
  3. Рисует, рис, рисование, рисунок.
  4. Слёзы, слезает, слёзки, слезливый (ребёнок)

Задание 2.
I. Прочитайте. Какие слова в каждой группе лишние? Почему?

соринка        голубка        поле

сорняк        голубятня        полевой

сорвал        голубь        полочка

насорил        голыш (камень)        полянка

Выпишите однокоренные слова по группам. Выделите корень. Подчеркните безударные

гласные в корне.

   Задание 3.

 На подбор однокоренных слов к проверочному:

   Гнёзда, шалость, корм, бег, шаг, соль.

   Подберите и запишите как можно больше проверяемых слов к проверочному.

   Примерный перечень: гнездо, гнездовье, гнездиться; шаловливый, шалить, шалун; кормить, кормушка, кормилец; бегун, беглец, убегать:

шагать, шажок, шажище; солонка, солить, солёный.

   Задание 4.

   I .Прочитайте. Составьте из данных слов две группы по орфограммам. Запишите их в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

  1. Стр..ка, зап..здал, п..льто, д..лёкий, инж..нер, сп..сение, св..рели,н..ябрь, в..кзал, м..роз.

   Д..твора, м..ховые,  сн..говик, пор..дел, д..ревня, кв..ртира, м..газин, пол..вал, б..лет, м..тро.

   Окт..брята, п..нал,  п..тёрка, пом..рились, с..лдат, св..бода, объ..снил, т..шина, в..робей, задр..жал.

   Вым..стил, п..нёк, м..шина, т..лефон, б..блиотека, н..чной, ул..тели, ст..кан, пл..сун, зам..розил.

   2. Г..зета, зар..дил, пл..тина, ш..ссе, гл..дит, выс..хла, к..мбайн, п..года, г..стиница, г..ризонт.

   Ов..щи, в..сенний, ч..стота, д..журный, р..бята, ..гурец, уче..ник, посм..трел, р..кета, пол..вают.

   П..мидор, к..лендарь, осм..лел, с..дина, д..ректор, заплат..л, посп..шил, тр..мвай, г..рюет, ш..фёр.

   Т..традь, инт..ресный, тр..сина, отв..нтил, ф..милия, п..ртрет, к..мандир, наг..няет, нап..лняет, задр..мал, побл..днел, вык..пать, ..довитый.

  Задание 5.

   I .Прочитайте. Распределите все слова в две группы. Выпишите

каждую группу в отдельный столбик.

    Ск..зал, зап..вать, к..ротенький, з..вод, м..даль.

   С..рняк, т..жёлый, с..венок, р..кета, адр..с.

   Гл..деть, д..лёкий, хл..пушка, б..гаж, п..онер.

   Пл..та, в..ршина, гр..бной, д..рога, р..бота.

   Перес..лить, п..ляна, доч..тал, т..варищ, б..седа.

Правописание непроизносимых согласных  в корне слова

   Задание 1.

 I .Определите, в каких словах пишется буква т в каких не пишется. Почему?

  Гиган..кий, запа..ливый, гру..ный, хва..ливый, интере..ный, радо..ный, чуде..ный, зави..ливый, капу..ный, хру..нуть, безопа..ный, пле..нуть, нена..ный, бле..нуть.

  Задание 2.

 I .Составьте из данных слов три группы. Запишите в три столбика.

  Крошки, рыбки, близкий, честный, бумажка, ивушка, шапка, грустный, грядка, поздний, сладкий, свистнул, лапка, известный, находка, глазки, дубки, детки, ласка, миска, здравствуйте, чувство.

   Задание3..

  Прочитайте. Распределите слова в две группы. Запишите их в два столбика, вставляя пропущенные буквы.

  Сторо..ка, радо..ный, отга..ка, ска..ка,  звё..ный, бума..ка, дож.., тро..ник, яро..ный, нахо..ка, зама..ка, ме..ный, берё..ка, пое..ка, со..це, гря..ка, добле..ный.

На группировку глаголов, данных в неопределённой форме, по спряжениям:

Задание 1.

Красить, украшать, озеленять, расцвечивать, сушить, ездить, ехать, прощать, простить, двигать, относить, поймать, говорить, сказать, тушить, мыть, ходить, заглянуть, солить.

1)Прочитайте. 2) Выпишите глаголы в два столбика.

Задание 2.

На группировку глаголов, данных в форме 1-го лица, по спряжениям:

Пашу, тяну, валю, зацеплю, скучаю, машу, отпилю, понимаю, брожу, крикну, объявлю, отвечу, выбираю, роняю, встряхиваю, натираю.

Инструкции к заданиям такие же, как к заданию 1.

Задание 3.

На группировку глаголов, данных в форме 3-го лица во множественном числе, по спряжениям:

Прячут, рубят, хохочут, учат, потушат, спрячут, колотят, поборют, наколют, сготовят, полют, ставят, уходят, пилят, сеют, жарят, пишут, вывозят, гасят, мелют.

Слова диктуются. Ученики записывают их в столбики по спряжениям.

 Задание4.

На определение спряжения глаголов с проверкой по личным окончаниям:

Бежать, решать, сгореть, стучать, свистеть, блестеть, гореть, кряхтеть, журчать, жужжать, греметь, шуметь, молчать объявить, обрубить, копить.

Обсудить - можно ли эти глаголы распределить в две группы по спряжения

Задание 5.

На правописание глаголов 1-го и 2-го спряжения:

Слова диктуются. Ученики записывают диктуемые слова с их неопределённой формой:

Танцуешь, поворачиваешь, увидишь, потерпишь, беседуешь, прогонишь, каркает, чирикает, радует, крутит, доверяет, обидит, обижает, ловит, натираешь, сменяет, просит, склоняем, заклеим, выпилим

4 класс – первый урок по теме «Причастие».

Здесь возможно использование « немого диктанта»

Задание.

1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.

2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы?

3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?

5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

Высокий- (какой?)                                          прыгающий- (какой?)

Симпатичный- (какой?)                                        приседающий-(какой?)

Худой- (какой?)                                                 считающий- (какой?)

 Прилагательные                                                   причастия

Первообразные                                                       образованные от глаголов

Или образованные                                                    

То существительных

Постоянный признак                                               временный признак

Какой?                                                                              Какой?

        5.Языковые минутки.

Как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а так же одновременного развития навыков правописания. Опыт работы в школе убедил меня в том, что таким методом работы на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки, позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса.  Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету.

Мною найдено достаточно большое количество языковых минуток ко многим темам программы. Представляю вашему вниманию некоторые из них:

1. Безударная гласная в корне слова

1) Объяснить орфограммы в записи числа. Первое ноября.

2) На доске загадка:

Ш. гаешь – впереди л.ж.т,
. глянешься – д . мой б.жит. (д
орога)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

[д] – согл., тв., зв., пар.

- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка

Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)

3) - Подберите слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)

- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).

4) - Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы

5) - Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)

- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.

На доске: дорожает, дорогой. 

– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?

- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?

- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке? (будем повторять правило и готовиться к диктанту)

2.К уроку по теме: «Образование сложных сложных слов»

1) На доске: Загадка: (С)неба – зв_здой,

(В)ладо_ку – в_дой.

(Учитель читает загадку, дети - отгадывают) СНЕЖИНКА

- Назовите пятый по счёту звук в слове-отгадке, дайте ему характеристику.

([н?] – согл., зв.,мяг., непар.) Какой буквой на письме обозначен этот звук?

2) Показ на доске (Минутка чистописания): Нн 

- На второй строке напишите несколько слов, которые начинаются с этой же буквы, но пишутся с заглавной буквы.

(Нона, Нина, Новосибирск, Норильск, Ночка, Нева…)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Найдите слово, которое можно написать и с маленькой буквы. (Ночка) Почему? Составим предложения, чтобы это доказать: (предложения детей) Сегодня выдалась тяжёлая ночка. Возле дома паслась корова ночка.

3) Самостоятельное списывание загадки с выделением орфограмм. Взаимопроверка в парах. (3 ученика работают по карточкам)

4) Словарная работа.

1.- Запишите слово-отгадку. Какие орфограммы есть в этом слове? Выделите их.

- Подберите родственные слову СНЕЖИНКА. Запишите и выделите корень.

На доске: У меня получились такие слова:

Снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снежинка, заснежило.

- Попробуйте разбить эти слова на группы. Нет ли среди них лишнего по какому-нибудь признаку? Объясните. (По типу орфограмм, по частям речи)

- Почему оно лишнее? (он сложное)

- Какие слова называются сложными?

3.К уроку по теме: «Имя существительное. Обобщение»

На доске загадка (закрыта)

Сирдитый недотрога
Жывёт в глушы лисной.
Иголок очень много
А нитки - ни адной. (ёж)

1) - C какого звука начинается это слово? Дайте ему характеристику. ([Й?] – согл., мяг., зв., непар.)

- Какой буквой он обозначен на письме? Почему? (Буква Е стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука [ЙО]

- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (после гласного, после разделительных Ъ и Ь

Минутка чистописания.

- Итак, сегодня на минутке чистописания мы вспоминаем написание Заглавной и строчной букв Ёё (Вывешивается показ)

2) На второй строке запишите слово-отгадку.

- Что вы можете рассказать об этом слове? Сделаем устный лингвистический анализ этого слова (ответы детей)

- Далее я попрошу вас подобрать и записать самостоятельно через запятую родственные слова к этому слову.

- Проведём соревнование “Кто больше слов подберёт” (дети называют по цепочке записанные слова)

- Один нерадивый ученик, вы все его знаете, из повести-сказки А.Н.Толстого очень не любил учиться и ещё больше терпеть не мог, когда его воспитывали. Догадались о ком идёт речь? (Буратино) Так вот он выполнил это задание так:

На доске слова

Еж                   ежовые

Ежик                 ежевика (другое лексическое значение)

Ежиха              съежился

Ежонок              ежи (форма множ. Числа)            

- Посмотрите, нет ли среди этих слов лишнего? Объясните.

3) - А загадку, которую я прочла в начале урока, приготовил ещё один наш знакомый из повести-сказки другого писателя – Н.Н.Носова. Он тоже не очень-то любил трудиться и получать знания, за это его так и прозвали … Незнайка. Знайка дал ему задание списать загадку и подчеркнуть орфограммы.

Он написал так: (открывается запись за доской). Я хочу, чтобы вы тоже списали её, подчёркивая орфограммы. (1 ученик у доски. После выполнения – самопроверка сигналом) 

4) Одновременно идёт работа по карточкам сильным и слабым ученикам:

5) - Какие орфограммы встретились в тексте загадки?

- Какую орфограмму вы повторяли дома? (Правописание сложных слов)

- Какие слова называют сложными?

- Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах? От чего зависит написание соединительной гласной?

- Итак, я начну картинный словарный диктант, а вы потом продолжите его теми словами, которые вы приготовили для своих одноклассников.

(Выполняется за доской сильным учеником, за работой которого следит учитель) 

Самолёт, паровоз, пылесос, громкоговоритель,

(Далее дети выборочно диктуют самостоятельно подготовленные дома слова.

Затем следует взаимопроверка в парах. )

-Что общего у всех записанных вами слов? (это существительные) Докажите.

4.К уроку по теме: «Простое и сложное предложение»

На доске: клён, лук, клюв, слёзно, Алёнушка, лист.

1) - Что общего у этих слов? (Есть одинаковая буква)

- Одинаковый ли звук она обозначает? Какое слово лишнее по этому признаку? (Лук)

Минутка чистописания Лл,лук.

- Какая орфограмма в этом слове? (парный согласный) Как проверить правописание парного согласного?

- Записать ещё 5 слов с этой же орфограммой, орфограмму выделить.

- Какая ошибка допущена в записи слов на доске? (В начале строки нужно писать с большой буквы)

2) Комментированное письмо

– Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.

- Я приготовила такое предложение:

В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

3)Устный анализ предложения

- Что можете рассказать об этом предложении?

- Нужны ли в нём знаки препинания? Где? Какие? Почему?

Как видим, данный подход позволяет учителю передать функцию постановки целей ученикам, но по утверждению А.Н. Леонтьева, необходимо опробование цели действием, так как знать – ещё не значит уметь: для этого необходимо владеть способами превращения информации в осознанное использование их в различных (а не только знакомых) ситуациях. И здесь мы подходим к инструментальной основе активности или компетентности. Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях.

И одним из методов может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Следует оговориться, что этот метод применялся нами и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, я пришла  к выводу, что активно он работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск. Но эта деятельность не должна быть хаотичной, она организуется учителем на уроке. Каждая новая, намеченная поисковая операция, помогает открыть новую грань изучаемого явления, оттачивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности. Проиллюстрировать этот момент можно на примере элемента урока  русского языка в 3классе по теме “ Имя числительное”.

После того, как ученики сгруппировали слова по частям речи, был задан вопрос: «Что такое часть речи?». Ребята определяли по грамматическому признаку. Сразу возникают разногласия по определению частей речи у слов десяток и десять. Они показывают, по какой грамматической модели построено каждое слово, слово «десяток» имеет грамматическое значение рода, числа, падежа и существительное. Тогда был задан вопрос: «А что именно называет слово «десять?». Учащиеся определяют, что количество предметов. Когда посмотрели у этого слова граммматическое значение, то пришли к выводу, что слова «десяток и десять» построены по разным грамматическим. Слово «десять» не имеет значение числа, рода.Результаты исследовательской работы оформляются на ватмане и вывешиваются на доску, а затем каждая группа проводит презентацию своей работы.

Как видно из примера, задание дублируется, что даёт возможность сравнивать результаты работы, редактировать их. После обсуждения и редактирования записи копируются в опорные схемы.

Как видим, знания здесь проходят через поиск, гипотезу, исследование, рассуждение, приложение на практике. А основной тезис метода проектов, выдвинутый ещё Дж. Дьюи, звучит так: “Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу это применить”. При такой форме работы на уроке учащийся получают большую свободу при исследовании того или другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине. Отрицательный результат – это тоже результат. Источником информации становится не учебник, а первоисточник.

Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д. Но хороший результат даёт использование приёма инсерт, при котором ученики самостоятельно производят анализ теоретического материала: что я знаю, что узнал нового, с чем согласен или не согласен, что не понятно, вызывает вопросы. Для этого используется определённая система помет:

«+»-- такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

«!»– такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

«v»– такая отметка ставится на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?»– такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После такого прочтения материала, возможно использование таблицы

Знаю

Узнал

Хочу  узнать

Но эта таблица может быть использована и как самостоятельный элемент урока.

Возьмём урок в 3 классе «Суффиксы». Ребята выписывали в справочник разные суффиксы. Учитель предлагает разнестиих втаблицу по частям речи. Это позволяет ученику провести самодиагностику своих знаний, а значит, нацеливает на результат, поскольку следующим этапом работы является заполнение этой графы совместными усилиями и ученик получает возможность сравнить свой уровень образования с уровнем одноклассников, что тоже, с нашей точки зрения, является стимулирующим умственную деятельность моментом. Далее в сильном классе можно предложить самостоятельно прочитать материал учебника и заполнить новую графу “Узнал”, а в слабом сначала поработать вместе над конкретными примерами, затем предлагается прочитать учебник и озвучить, что же нового сказано по этой теме, и только после этого предлагается заполнить графу самостоятельно. А к последней графе обращаемся в конце урока. И ответы на записанные вопросы могут быть домашним заданием

Такие формы работы значительно повышают уровень теоретических знаний учащихся, развивают интеллект, учат логически мыслить, делают знания действенными, позволяют, как говорят психологи, “входить в активное взаимодействие с учебным материалом”.

Помогают и задания типа:

  • дать обоснованную оценку ответа товарища,
  • различные творческие здания,
  • публичные выступления (презентация полученных результатов) и т.д.

Это развивает внимание к тому, о чём говорится, формирует социальную смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно мыслить.

И, конечно, нельзя обойти вниманием познавательные и ролевые игры. “Познавательные игры расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес”, - утверждает А.Н. Чирова, и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребёнка азарт игры сильнее страха неуспеха.

Кроме того, нельзя забывать о методе диффицированного обучения учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только “в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности”, и тогда “его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования”.

Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось. Главное здесь не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

Правописание личных окончаний глаголов и неопределённой формы

Задание 1.

IРИ. Прочитайте. Если вы измените время глаголов на настоящее, то глаголы можно будет распределить в две группы двумя способами. Выпишите глаголы в две группы каким-нибудь одним способом, поставив их в настоящем времени.

В природе шла схватка двух времён года. Зима наступала, осень оборонялась. Для начала наступающая сторона производила разведку. Она посыпала на короткое время морозы, резкие колючие ветры и снежную завируху. Кустарники и лиственницы оголились, травы совсем помертвели. Началось решительное наступление зимы. Будто небо перемещалось на землю. Всё вокруг побелело. Дороги исчезли. (По В.Ажаеву)

II РИ. Глаголы настоящего времени можно сгруппировать сначала по числам, а потом - по личным окончаниям с суффиесом -ся и без суффикса -ся.

III РИ, Выпиши глаголы настоящего времени сначала в единственном числе, а затем - во множественном.

Задание 2.

1РИ. Прочитайте. Если вы измените время глаголов на прошедшее, то глаголы в единственном числе можно будет распределить в три группы. Выпишите каждую группу отдельно, поставив глаголы в прошедшем времени

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит тихо, роса стекает по белым стволам. Хрипло кричит старый петух в избе лесника. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке алеет. Озеро дымится белым паром. Голубым хрусталём загорается на заре планета Венера. Ещё все спит: спирт вода, спит рыба, спят птицы, и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шёпотом: боимся спугнуть рассвет. Мы живём в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. (По К. Паустовскому)

IIРИ. Распредели глаголы прошедшего времени в единственном числе в три группы по родам.

III РИ. Выпиши в одну группу глаголы мужского рода, в другую-глаголы среднего рода, в третью - глаголы женского рода.

2. От глаголов во множественном числе образуй неопределенную форму и запиши глаголы по спряжениям.

Итак, инструментальная основа активности разнообразна. И только от нас, учителей, зависит, что мы выберем, какие способы, приёмы, методы используем. Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап). И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания. И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём “даю шанс”: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников). На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему. Таким образом происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. На это же направлена и диагностическая работа. Но и здесь учитель только организует, консультирует, контролирует. А вот сама работа ведётся учеником. Для этого возможно использование диагностической тетради, в которую заносятся после каждой контрольной работы все ошибки, допущенные учеником, и классифицируются по орфограммам и пунктограммам. Затем дома учащийся получает возможность проработать правила и закрепить их, используя для этого упражнения из справочников или отрывки из художественных, публицистических произведений, где нужные правила отражены.

                                         

Заключение

Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески.

“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью”, - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

И немало важную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.

Список использованной литературы:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003.
  3. Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации.-РЯШ №3, 2003.
  4. Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори – иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.-Самара: 2003.
  5. КазанскийО.А. Игры в самих себя.-М.: Менеджер, 1994.
  6. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.
  7. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
  8. Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.- М.: Эйдос, 1994.
  9. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1996.
  10. Путешествие в страну тайн.- Сост.: Смирнов В.Ф., Чирва А.В. – “Новая школа”.-М., 1993.
  11. Структурно – логические схемы как приём организации изучения теоретического материала по русскому языку.- Самара, 1993.
  12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-К.: Рад.шк.- 1998.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО “Гринго”, 1999
  14. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995
  15. Иванова В.А. Потиха З.А, Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Ленинград ,1990
  16. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000
  17. Куприянов В.Д. Домашние задания по русскому языку. Начальная школа, №12 1988, с. 19-24.
  18. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М, 1990
  19. Фролова Л.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. Магнитогорск,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка....

Приемы учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка

Приемы учебно-познавательной деятельности на урокахрусского языка...

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.

В статье представлены различные приемы применения интресных заданий на уроках на русского языка в 4 классах....

Тема: «Современные средства обучения как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»

Целью работы является изучение и анализ современных средств обучения как инструмента активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.Объект исследования : влияние современных средств ...