Тема: «Современные средства обучения как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»
статья на тему

Добрякова Анна Юрьевна

Целью работы является изучение и анализ современных средств обучения как инструмента активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.Объект исследования : влияние современных средств обучения на развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования: средства обучения как фактор развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

-определить, что такое современный урок в целом;

-рассмотреть современные средства обучения и их особенности;

- изучить современные средства обучения русскому языку и методику их применения на уроках;

- апробировать современные средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дипломная работа

Тема: «Современные средства обучения как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»


Оглавление

Введение

Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей, появлению нового электронного педагогического инструментария, использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия.

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео; проекционные экраны - разнообразных моделей; оверхед-проекторы; слайд-проекторы; копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы - для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.

Целью работы является изучение и анализ современных средств обучения как инструмента активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальных в теории и практике обучения. А в русле деятельностного подхода  познавательная активность является психологической основой обучения.

«Современная ориентация образования -формирование компетенции как готовности и способности человека к деятельности и общению. Предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых ученик может проявить интеллектуальную и познавательную активность, личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект учения».[1] 

Принцип познавательной активности рассматривался многими учеными. Исследователями Г. И.  Щукиной, Татьяной Ивановной Шамовой, Леонидом Владимировичем Занковым, Львом Семеновичем Выготским, Пидкасистым и д.р описаны источники, уровни, признаки познавательной активности, средства активизации.[2] Наряду с основными средствами  обозначены так называемые другие условия активизации, среди которых – средства обучения. К средствам бучения русскому языку относятся: школьные учебники, учебные материалы (сборники упражнений, словари, справочники); средства (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой) наглядности, компьютерная техника.  Широкое применение последней требует от учителя и детей умения работать  с цифровыми образовательными ресурсами, обеспечивать компьютерную поддержку уроков, вести поиск информации, т.е. овладения ИКТ- компетентностью.

Однако в теории развитие познавательной активности  связывается, прежде всего с такими средствами активизации, как учебное содержание, методы, приемы, формы обучения. А средства обучения рассматриваются лишь как дополнительный фактор мотивации.[3] Практико-ориентированный анализ показывает, что иногда учителя могут недооценивать роль средств обучения, не связывать выбор средств с целями обучения, преувеличивать роль средств обучения или использовать их не в системе. В этом актуальность выбранной мной темы.

Объект исследования : влияние современных средств обучения на развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования: средства обучения как фактор развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

-определить, что такое современный урок в целом;

-рассмотреть современные средства обучения и их особенности;

- изучить современные средства обучения русскому языку и методику их применения на уроках;

- апробировать современные средства обучения.


Глава 1.

Основная часть

  1. 1  Современный урок

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителюего профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. [4]Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 – 19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».[5] Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков.[6] И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствии с законами психической деятельности ребёнка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.[7] А. Дистервег (1790-1866) разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.[8]

В 50-60-е годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М.И. Махмутовым и представлено в монографии «Современный урок» (1985 г.).[9]

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: «Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».[10]                       

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.[11]

Щуркова Н.Е. даёт такое определение: «Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится».[12]

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [13]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

  1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
  2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
  3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
  4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
  5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
  6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
  7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

  1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
  2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
  3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
  4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
  5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

  1. Урок должен быть воспитывающим;
  2. Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
  3. На уроке следует воспитывать любовь к природе;
  4. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
  5. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
  2. Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
  4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
  5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
  6. Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.

Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов. Структура современного урока – это «последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения».[14]

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно–воспитательном процессе применяются новые методы обучения:

  • по виду передачи и восприятия учебной информации (методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; практические методы обучения);
  • по характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования (репродуктивные методы обучения; проблемно-поисковые (продуктивные) методы);
  • по степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учитель (методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации);
  • по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности);
  • по логике изложения и усвоения учебного материала (индуктивные методы обучения; дедуктивные методы обучения).[15]

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.


1.2  Средства обучения

Известно, что образование - один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.

«Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались 10 - 15 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса "шокотерапии" постперестроечного периода, экономических реформ»[16].

В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования современных средств обучения, которые способствуют сделать урок познавательным, деятельностным, развивающим.

К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Благодаря их удачному подбору, с большим успехом за непродолжительный период времени можно достигнуть поставленных образовательных целей. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения  полученных знаний.

К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения. На средства обучения возложено главное дидактическое задание: они призваны ускорить усвоение необходимого объема материала и одновременно способствовать развитию и воспитанию детей.

Все существующие обучающие средства можно отнести к материальным или идеальным. Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и письменная речь, живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения. Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга. [17]

Особенности современных средств обучения.

  Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий.

Сегодня главная задача образовательной системы состоит в том, чтобы научить личность познавать, заниматься поисковой деятельностью, учиться, сотрудничать с другими во время познавательного процесса. Новый подход к обучению как раз и состоит в создании возможностей  для свободного доступа к различным информационным ресурсам, для организации образовательных сетей и сообществ. Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и инновационные технологии. Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства – это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий.

Сегодня многие учебные заведения для достижения высокого качества образования используют мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей. В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств – музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы учащихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности.

В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства, как электронные учебники, компакт-диски, интерактивные доски, веб-сайты и квесты. Активное использование современных средств обучения – неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают творческие личности, влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.[18] 


  1. Современные средства обучения на уроках русского языка как инструмент активизации познавательной деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальных в теории и практике обучения. А в русле деятельностного подхода  познавательная активность является психологической основой обучения.

«Современная ориентация образования - формирование компетенции как готовности и способности человека к деятельности и общению. Предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых ученик может проявить интеллектуальную и познавательную активность, личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект учения». [19]

Принцип познавательной активности рассматривался многими учеными. Исследователями Г. И.  Щукиной, Татьяной Ивановной Шамовой, Леонидом Владимировичем Занковым, Львом Семеновичем Выготским, Пидкасистым и д.р описаны источники, уровни, признаки познавательной активности, средства активизации.[20] Наряду с основными средствами  обозначены так называемые другие условия активизации, среди которых – средства обучения.

К средствам бучения русскому языку относятся: школьные учебники, учебные материалы (сборники упражнений, словари, справочники); средства (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой) наглядности, компьютерная техника.  Широкое применение последней требует от учителя и детей умения работать  с цифровыми образовательными ресурсами, обеспечивать компьютерную поддержку уроков, вести поиск информации, т.е. овладения ИКТ- компетентностью.

Однако в теории развитие познавательной активности  связывается, прежде всего с такими средствами активизации, как учебное содержание, методы, приемы, формы обучения. А средства обучения рассматриваются лишь как дополнительный фактор мотивации.[21] Практико-ориентированный анализ показывает, что иногда учителя могут недооценивать роль средств обучения, не связывать выбор средств с целями обучения, преувеличивать роль средств обучения или использовать их не в системе.

Современная школа призвана воспитывать гармонически развитую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, - необходимое условие здорового современного общества.

Современные условия развития общества предполагают обращение к личности ученика, направление на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней личности. В связи с этим особое значение в начальной школе приобретает обучение  с использованием на уроках  русского языка современных средств обучения. Они дают возможность учителю в процессе учебной деятельности развивать у младших школьников произвольность психических процессов. Положительно влияют на развитие творческих способностей, смекалки, находчивости, сообразительности.

Современные средства обучения на уроках русского языка в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления, а иногда и непосредственного, веселого смеха.

Помочь учащимся проявить свои способности, самостоятельность, развивать творческий потенциал, инициативу – одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательного интереса.  Электронные образовательные ресурсы приобретают немаловажное значение для формирования познавательного интереса младших школьников, развития образного восприятия, эмоциональных переживаний: удовлетворенности, радости, а может быть даже и огорчения. Работа учителя в этом направлении создает объективные предпосылки для успешного усвоения программного материала.

  К современным средствам обучения относятся:

          • традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий);

          • инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий).

Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет учащимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить уровень своей подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени.

Использование информационных технологий на уроках русского языка, например, интерактивной доски, позволяет активизировать мышление, воображение, память, внимание, развивать познавательные интересы, речь, творческие способности. Опыт практической работы показывает, что урок, проведенный с использованием мультимедиа, дает более качественные знания, чем обычный урок. На таком уроке дети проявляют большую активность, стремление к познанию нового, желание учиться. Информационные технологии позволяют учителю активизировать умственную работу учащихся, а школьник проявить свои творческие возможности

Компьютер, интерактивная доска помогает учителю на начальной ступени образования в реализации очень важного принципа дидактики – принципа наглядности. К.Д.Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…».[22] В этом случае будет обеспечен высокий уровень усвоения предоставленного на уроке материала  по сравнению с использованием традиционных наглядных пособий, в частности, схем, таблиц. Благодаря  достижениям новых информационных и компьютерных технологий, новое звучание приобретают направления дидактики, связанные с развитием новых педагогических технологий, в том числе дидактических средств обучения, компьютеризированного обучения, которые фундаментально подлежат исследованию. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов учебно-воспитательного процесса в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность использовать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.[23]

Использование компьютерных технологий позволяют сделать уроки русского языка более мобильными, продуманными, интересными. Учитель использует учебный и занимательный материал, отсутствует необходимость готовить к уроку массу дополнительных пособий – иллюстраций, репродукций, схем, таблиц. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно строить учебный процесс, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в восприятие нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Большую роль играет яркость и занимательность компьютерных слайдов.

Учитель, применяя информационные компьютерные технологии, может перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором младший школьник становится активным участником учебной деятельности.[24] Это формирует более качественное, осознанное усвоение знаний.

Сочетание различных средств обучения на уроках русского языка способствует тому, что учитель лучше доносит до учащихся сущность изучаемых явлений, помогает выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними. Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение средств обучения на уроке позволяет решить следующие задачи:

-       более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;

-       лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;

-       установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.

Современный учитель понимает: невозможно интересно, результативно провести урок с опорой лишь на мел и доску. Сегодня педагог просто обязан овладеть интерактивными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребёнка – право на качественное образование.

Необходимость и эффективность применения информационных технологий на уроках русского языка обосновывается не только целью повышения уровня мотивации ученья, совершенствованием навыков грамотного письма учащихся, но и психологической подготовкой подростка к полноценному существованию в современном «информационном» обществе.

Электронная техника на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

При тщательном продумывании плана урока учитель сталкивается с объективными трудностями: как построить урок, чтобы интерактивные средства ни в коем случае не выступали механической заменой классической доски.

Преимущества новых технических средств очевидны, и рано или поздно любой учитель встанет перед проблемой внедрения в учебный процесс компьютерной системы обучения.

Применение электронной техники на уроке русского языка – это не только ответная реакция на сдвиги, происходящие в мире, но и существенное изменение в содержании обучения, новое средство самовыражения. Совместное творчество учителей школы, межпредметные связи выступают не как дежурный «показушный» приём для открытого урока, а как совершенно естественный элемент интеграции знаний предмета.

Положительные аргументы:

  • Доступность сложного материала
  • Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
  • Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
  • Классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;
  • Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
  • Наглядное иллюстрирование при объяснении материала;
  • Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
  • Возможность выхода за рамки школьной программы;
  • Повышение мотивации учащихся к учению;
  • Строгое соблюдение САНПИНА.
  • Пополнение методической копилки учителя.

Отрицательные аргументы:

  • Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока.

Следует отметить, что, согласно требованиям САНПИНа, необходимо помнить об ограничении в использовании электронной техники. В связи с этим на этапах закрепления нового теоретического материала нецелесообразно привлекать компьютер. Русский язык – письменный предмет, предполагающий совершенствование грамотного письма. И это правило остается доминирующим даже при активном использовании интерактивных средств обучения на уроках.

Методы и приёмы использования компьютерных технологий

  • Объяснительно-иллюстративный метод.
  • Исследовательско-поисковый метод.
  • Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  • Метод проекта

Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.[25]

Таким образом, информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.

«Вопрос о том, каким должен быть современный урок русского языка звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.
    Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено.
    Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые так или иначе влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления.
    И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
    Современный урок и сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.
    Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования».
[26]
    Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.

«Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы».[27]
    Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.
    Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.

 Развитие ученика осуществляется в процессе учебной деятельности и является результатом обучения. Однако не всякое обучение ведет за собой развитие ученика: очень важно, в какую мыслительную деятельность он включен в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные операции выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик мыслит в процессе выполнения познавательных и практических задач, заданий и упражнений, способствует ли обучение развитию нравственных качеств, воли, эмоций, а значит, общему развитию личности.

Очень важным является то, что «при разработке новых моделей обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков, так и на специфические особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они могут только дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. В предлагаемой здесь методической системе уроков это достигается с помощью таких основных средств и методов обучения, как структурирование учебного материала по разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.; использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний (особенно модельных) и адекватных им образцов применения знаний; применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач».[28]
    Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадеживающие результаты.


Глава 2.

Разработка урока русского языка с использованием современных средств обучения.

Список используемой литературы

  1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ [Текст] / под. ред. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.
  2. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
  3. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца Xв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.http://refdb.ru/images/1343/2684333/72276769.png
  5. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
  6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
  8. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 174 с.    
  9. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
  10. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
  11. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.
  12. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст] / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
  13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
  14. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
  15. Примерные программы начального общего образования [Текст]: Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. / ред. совет: Л.И. Льняной и др. - М.: Просвещение, 2008. – 317 с. - ISBN 978 5 09 019056 5.
  16. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
  17. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

18. Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»,

19. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

20. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество

России, 2000 г.

21. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006http://refdb.ru/images/1343/2684333/72276769.png

24. Использование материалов Интернет-ресурсов.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  2. Игра школьника. М. Просвещение 1989.
  3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.
  4. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
  5. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е.И.
  6. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Начальная школа. – 1988. - №11, 1990. - № 2.
  9. Баранов М.Т. Работа по орфографии в 4-6 классах. // Русский язык в школе. – 1980. - № 3.
  10. Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. М.: “Экзамен”,2008
  11. словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой. М.:Русский язык, 1997.
  12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  13. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. Изд. Дом “Литера”, С.-Пб., 2005.
  14. Словарь синонимов и антонимов русского языка. С.-Пб., 2005.
  15. Волина В. Весёлая грамматика. М.: Олма-Пресс, 1999.
  16. Rambler, поиск по картинкам. Картинки.url


[1] Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

[2] http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library

[3] http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library

[4] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под. ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

[5] История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

[6] История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

[7] История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

[8] История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца Xв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.

[9] Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 183 с.

[10] Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

[11] Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.

[12] Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»

[13] Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.

[14] Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.

[15] Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.

[16] http://refdb.ru/look/2684333-pall.html

[19] Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

[20] http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library

[21] http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library

[22] Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под            редакцией А.И.Пискунова и др.– М.: Педагогика, 1974. – Т.2. – С. 235.

[23]  Кобдикова  Ж.У. Актуальность применения педагогических технологий в учебном процессе школьного образования. // Научная работа в школе. – 2010. – № 2.  – С.17-20.

[24]  Корзакова О.В. Роль информационных технологий в формировании общеучебных умений и навыков школьников. // Начальная школа Казахстана. – 2007. –  №2. – С. 6-8.

[25] http://festival.1september.ru

[26] http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp

[27] http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp

[28] http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.

В статье представлены различные приемы применения интресных заданий на уроках на русского языка в 4 классах....

Авторская программа "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе....

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Статья, которая поможет учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня в привлечении интереса у учащихся к русскому языку....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка. Из опыта работы.

Познавательная  деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности ...