Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
материал по чтению (2 класс) по теме

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение

Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Горького

Конкурс

 «Урок года»

в номинации

«Лучший урок, разработанный в соответствии с ФГОС НОО»

Учитель: Шабатько Оксана Галиахметовна

Учитель: Шабатько О.Г.

Предмет: литературное чтение

Тип урока: закрепление знаний и выработка умений.

Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Продолжительность: 45 мин.

Технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, проектная, ИКТ.

Класс: 2 «а»

Аннотация:

      Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России».

      На уроке прослеживаются основные цели: образовательная, развивающая, воспитательная.

      Урок ориентирован на новые образовательные стандарты. Деятельность учителя и детей нацелена на формирование УУД. В ходе занятия используются современные технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, проектная.

       Урок соответствует возрастным особенностям детей, а его содержание – требованиям программы. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи (русский язык, окружающий мир).

         В процессе формулирования темы, определения задач принимают участие обучающиеся. Учебные действия осуществляются по намеченному плану.

           В ходе урока применяются диалоговые формы общения, используется наглядный материал. Реализуется дифференцированое обучение. Формируются навыки самоконтроля и самооценки.

            Реализуется развивающая функция обучения. Идет развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Происходит чередование материала различной степени трудности, видов учебной деятельности. На уроке присутствуют физкультминутки и разрядка эмоциональной сферы урока.

             В конце урока учитель организует рефлексию. Домашнее задание дает право выбора.

              Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения. Технологии используемые для данного урока , помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим, привить обучающимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное мнение, по прочитанному, делать выводы и обобщать.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Цели:

Образовательная:

- формирование общеучебного умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы

- формирование навыка чтения по ролям;

- формирование умения работать в группах постоянного и сменного состава;

Развивающая:

- развивать правильную и выразительную  речь, умение слушать, анализировать, сравнивать;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Задачи:

- учить чтению по ролям;

- учить работать в группах постоянного и сменного состава;

-  учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять  смысл; пословиц;

- учить правильной и выразительной  речи, умению слушать, анализировать, сравнивать

-обогащать словарный запас;

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать басни И.А. Крылова;

- характеризовать героев басни;

- определять мораль басни;

- читать по ролям

Метапредметные:                                      

Познавательные

- определять структурные элементы басни;

- слушать, анализировать, сравнивать

Регулятивные

- определять цель

- работать по плану

- оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные

- участвовать в диалоге

-  работать в паре, групп;


Личностные:
- осознавать , что басня высмеивает пороки человеческого общества;

-  отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1.  Проверка домашнего задания

- Проверим, как вы научились читать басню «Лебедь, Рак и Щука». Работать будем в парах постоянного состава. Сейчас каждый из вас выступит в роли ученика и учителя. Договоритесь, кто из вас  первым будет читать, кто проверять. Затем поменяетесь ролями. На экране параметры, на которые вы должны обратить внимание при оценивании ответа вашего товарища.

На экране:

1. Правильная постановка ударения. (слайд 1)

2. Соблюдение пауз.

3. Темп.

4. Эмоциональность.

  1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А. Крылова. Давайте вспомним, что такое басня? (слайд 2)

(Басня - короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками)

Кто главные герои басен? (слайд 3)

(Главные герои басен – это животные, в которых мы легко узнаем людей)

Что такое мораль басни? (слайд 4)

(Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни)

Что вы узнали о И.А. Крылове? (слайд 5,6)

(  Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал человеческие пороки. В Санкт-Петербурге в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенному среди героев своих басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России простые люди.)  

  1. Мотивация познавательной деятельности

Первый этап  - работа с текстом до чтения

1.Постановка цели урока:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова. Сейчас вы сами определите тему урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

(Дети делятся на три группы. Каждой группе дается задание на карточках.)

1 группа.

Карточки:

1.Черный Ивашка,                    

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет

2.Жили – были петушок и курочка.

Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя не торопись.

3. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

4.У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

5. Загадка

6. Русская народная сказка

7.Ф.И. Тютчев

8. А.С. Пушкин

9. И.А. Крылов

Дети должны соединить карточки попарно. Карточка «И.А. Крылов» останется одна.

2 группа

Карточки:

1. Лев и медведь

2.Воробей и голубь

3.Окунь и карась

4. Звери

5. Птицы

6. Рыбы

7. Стрекоза и муравей

Дети должны соединить карточки попарно. Карточка «Стрекоза и Муравей» останется без пары.

3 группа

Карточка:

Угадай слово. Первый слог как в слове  «барабан». Второй слог начинается с буквы, которая обозначает звук, парный звуку [ з ‘]. Последнее  слияние состоит из букв, обозначающих звуки  [н’],[ а].

Дети получают слово «басня». Из ответов трех групп определяем тему урока . (слайд 7)

-Вспомните план по которому мы работали на прошлом уроке.

На доске фиксируются ответы детей.

План работы

- познакомиться с содержанием басни

- дать характеристику героям басни;

- определить мораль басни;

- учиться читать по ролям

  1. Учебно-познавательная деятельность

Второй этап – работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение басни в учебнике. Проверка восприятия.

-Прежде чем читать басню проведем речевую разминку.

 Физминутка-чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)

По ходу чтения дети останавливаются на незнакомых словах и словосочетаниях и объясняют их смысл. В ходе чтения и словарной работы на доске получается запись:

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

- Понравилась, ли вам басня и почему? (Ответы детей)

2. Перечитывание текста

- Сейчас мы посмотрим мультфильм по мотивам басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (интернет)

(После просмотра мультфильма дети отвечают на вопросы по содержанию басни, подтверждая свои ответы цитатами из учебника. В ходе беседы на доске появляется сравнительная характеристика героев басни.)

- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

- Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

- Почему она пошла просить о помощи Муравья?

- Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо или нет, поступил Муравей?

- Ребята, а вам жаль Стрекозу?

-Каким показан Муравей в мультфильме? Стрекоза? Подтвердите свои ответы словами из басни.

- Какая пословица встретилась вам в мультфильме? Объясните ее смысл. (слайд8) Описание: http://festival.1september.ru/articles/586353/img9.jpg

-В каких строках содержится мораль басни? Зачитайте. Как вы ее понимаете? Физминутка:

Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Вверх на солнце посмотрели
И детей лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети. 
А потом все дружно встали, 
Великанами мы стали. (звучит запись «Звуки природы»)

4. Чтение басни по ролям.

Сейчас мы разобьемся на тройки.

- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнеров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнера к тому, о чем он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами. 
Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.


Дети читают по ролям 2-3 раза.

  1. Рефлексия.

- С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

- Кого подразумевает под животными Крылов?

- Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

- Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя)

- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час). Иван Андреевич Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

-Оцените свою работу на уроке по шкале успеха. (доска)

-Спасибо всем за работу.  (слайд 9)

  1. Домашнее задание. (по выбору)

1.Пересказать содержание басни от лица одного из героев. Нарисовать героев басни. (П. У)

2.Выучить басню наизусть. (Б.У)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ БАСНИ И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тема урока:  Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»Класс: 4 классТип урока:·       урок, обучающий читательской деятельности,·...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Литературное чтение. Школа России. 2 класс. "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Урок литературного чтения во 2 классе по басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.Тема : "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей".Данный конспект разработан для учащихся  2 класса по УМК "Школа России". Но может использоваться учителями, работающими и по другим программам....

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе . Тема: Басня И.А.Крылова " Стрекоза и Муравей"

Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....

Презентация для урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"".

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов. Презентация содержит иллюстрации и текст басни....