Теория по теме "Имя прилагательное"
материал по русскому языку на тему

Данная теория по русскому языку предусмотренная прграммой для начальной школы.Теория по теме "Имя прилагательное" поможет обучающимся быстро и прочно усвоить учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_po_teme_-imya_prilagatelnoe.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное.

   Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?  Например: весёлый, лисья.

  1. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны.

  1. Имена прилагательные делают нашу речь более точной и выразительной.

  1. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
  2. По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.

Род

Окончания

Примеры

Мужской

-ой, -ый, -ий

Свитер (какой?)

Большой, вязаный, синий

Женский

-ая, -яя

Кофта (какая?)

Вязаная, синяя

Средний

-ое, -ее

Платье (какое?)

Вязаное, синее

ЗАПОМНИ! Прилагательное во множественном числе по родам не изменяются.

У прилагательных множественного числа род определить нельзя.

  1. Имена прилагательные изменяются по числам.

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает признак одного предмета

Обозначает признак двух или нескольких предметов

Например: дружный класс, интересная игра, доброе сердце

Например: тёплые дни, дальние страны, общие дела

  1. Склонение имён прилагательных.

ЗАПОМНИ! Окончания имён прилагательных проверяют с помощью вопросов.

Падеж

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Мн.ч.

И.п.

Какой?

-ой, -ый, -ий

Какая?

-ая, -яя

Какое?

-ое, -ее

Какие?

-ые, - ие

Р.п.

Какого?

-ого, -его

Какой?

-ой, ей

Какого?

-ого, -его

Каких?

-ых, -их

Д.п.

Какому?

-ому, -ему

Какой?

-ой, -ей

Какому?

--ому, -ему

Каким?

-ым, -им

В.п.

Какого?

-ого, -его

Какую?

-ую, -юю

Какое?

-ое, -ее

Какие?

-ые, - ие

Т.п.

Каким?

-ым, - им

Какой?

-ой, ей

Каким?

-ым, -им

Какими?

-ыми, -ими

П.п.

О каком?

-ом, - ем

Какой?

-ой, -ей

О каком?

-ом, - ем

Каких?

-ых, -их

Алгоритм написания безударного окончания имени прилагательного.

  1. Найти в предложении имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное, определить падеж.
  2. Вспомнить окончание имени прилагательного в этом роде и падеже.
  3. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Например:

На солнечн… лужайке расцвели ромашки.

Расцвели (на чём?) на лужайке – женский род, предложный падеж.

На лужайке (какой?) солнечной – женский род, предложный падеж.

  1. В предложении прилагательное чаще всего бывает ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

  1. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор)

          1.Часть речи.

          2.Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р. )

          3.Падеж.

          4.Число.

          5.Род (в ед.ч.)

          6.Синтаксическая роль.(определение)

Например:1. Мы шли по глубокому снегу.

По глубокому (снегу) –прилаг.,Н.ф.- глубокий, Д.п., ед.ч., м.р., определение.

2.На тонких ветках берёзки сверкал иней.

         На тонких (ветках) – прилаг., Н.ф.- тонкий , П.п., мн.ч. определение.

9. Краткие имена прилагательные.

   ЗАПОМНИ!

  Многие прилагательные имеют полную и краткую формы:

                   (свежий ветер – ветер свеж.)

   Краткие имена прилагательные ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ:

                   (зелен –зелена –зелено –зелены.)

   Краткие имена прилагательные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ.

     

     В предложении краткие имена прилагательные ВСЕГДА БЫВАЮТ СКАЗУЕМЫМИ. ( Он весел и улыбчив.)

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Теория волшебной сказки

В работе представлен материал по теории волшебной сказки для обучающихся 4 классов. Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения...

учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач

Учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач....

ИДЕЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

  Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.Правила обучения ...

«От просвещения к современной педагогической теории и практике»

Индивидуализация и дифференциация   начального обучения.                     ...

Ответы на вопросы к аттестации. Теория

Данные ответы помогут учителю при аттестации, для проведения семинара, анализа урока и т.д....

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...