Главные вкладки

    «От просвещения к современной педагогической теории и практике»
    методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

    Насилевская Светлана Павловна

     Индивидуализация и дифференциация   начального обучения.                    

      Индивидуальность – это конкретный человек со своеобразными умственными,физическими, физиологическими, психологическими  и                            социальными   качествами.           Эрик Фромм.

          Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskie_chteniya.doc130.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одной из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. В этом случае очень хорошо, если у ребенка есть возможность выбора задания по силам. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в обучении и воспитании очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.

    Индивидуальный подход обеспечивает:

                             . устранение трудностей в учении отдельных учащихся.

                            . возможность развития всех сил и способностей учащихся.                                   При индивидуальном подходе к ребенку, индивидуализации обучения особенно важны общие предпосылки.                                                                                                                            Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребенку, слова поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку- это дает больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

    Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г.Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием радости познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься ей.

    Для того, чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и индивидуальный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к  новому, включаться в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обращать внимания на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока, и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

    Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии, с чем изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

    Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

    - систематическое изучение каждого ученика;

    - постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

    - выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

    - фиксация и анализ полученных результатов;

    - постановка новых педагогических задач.

    Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребенок,

    ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

    Индивидуализация- это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.                                                                              При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:                                                                                                                                1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика,а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;                                                                 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим(например, различные свойства характера или темперамента);

    3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика(например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

    4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

    Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организованно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это является узловой проблемой индивидуализации обучения.

    Для организации индивидуализации учебной работы, как у нас, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам или программам. Так создаются гомогенные классы (группы, школы). У нас до сих пор распространенно два типа сравнительного гомогенных школ (классов):

    1. созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
    2. сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

    Л.В.Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребенка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полного развития ребенка необходимо обучение в таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей.

    В контексте индивидуализация обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Суть  дифференциации заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. задания подобраны так, что при единой, познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности.  Дифференциация включает три этапа:                                                                                                                1 этап: выделение групп учащихся по уровням.                                                                           1уровень - базовые знания школы, т.е. выполнение действий по образцу.                                              2 уровень – уровень повышенной сложности (инструкция, помощь).                                              3 уровень – творческий, т.е. применять знания без внешних опор и с переносом знаний на новые ситуации.                                                                                                                                           2 этап: составление и подбор разноуровневых заданий, которые включают различные приёмы.                                                                                                                                                             3 этап: постоянный контроль за результатами работы.

     Разноуровневая дифференциация позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению.

    Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех. Для реализации дифференцированного подхода предполагается частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное  варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и, особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях  классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

    Необходимо с первого класса провести обследование детей по их индивидуально-типологическим особенностям протекания психофизиологических процессов и использование приемов изучения состояния знаний, умений и навыков. Изучение первоклассников с целью установления их индивидуальных особенностей. Результаты обследования станут основой для постановки ближайших педагогических задач, выбора и применения наиболее эффективных форм, приемов и средств индивидуального подхода к учащимся.

    - З. И .Калмыкова рекомендует для диагностики умственных способностей обучающий эксперимент, в ходе которого учащийся выполняет задания проблемного характера.

    - другим основным методом диагностирования умственных способностей учащихся является метод тестирования. В этом случае учащимся предъявляются задания, не связанные с учебным материалом. Их выполнение требует участие различных, познавательных процессов.

    - одним  наиболее эффективным и удобным методом диагностики знаний, умений и навыков является предметное тестирование.

    Все это одновременно позволяет  определить диапазон индивидуальных различий. Некоторые стороны знаний, умений и навыков предметный тест диагностировать все-таки не может, например умение устно выразить свои мысли, а также глубину знаний в области данной темы, ограничены также возможности проверки предварительных знаний, а также способности решать проблемы.

    Для изучения познавательных интересов наиболее распространенными методами являются наблюдение, беседа, сочинения и анкеты. Для изучения интереса  используется диагноз знаний. При этом исходят из факта, что ученик, интересующийся какой-либо областью знаний, обладает здесь относительно большими знаниями.

    Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопрос о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения.

    Технология В.И.Самохваловой разработана для учащихся 1-го класса.

    Выделяемые критерии:

    1. отношение к учению;
    2. организация учебной работы;
    3. усвоение знаний и навыков;

    Данную классификацию нельзя признать полной, поскольку в ней не учитываются способности детей, кроме того, она не учитывает психофизиологические возможности детей.

    Другая классификация предложена А.А.Бударным. Он выделяет в качестве критериев  следующее:

    1. уровень развития способностей к учению;
    2. работоспособность(причем «высота» работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться). Слишком широкая трактовка лишает типологию конкретности и делает ее малопригодной для практического использования.

    В типологии И.Э.Унт выделяются такие критерии как:

    1. обученность;
    2. обучаемость;
    3. умение самостоятельной работы;
    4. умение читать с пониманием и нужной скоростью текст;
    5. специальные способности;
    6. познавательные интересы;
    7. отношение к труду.

    Классификация, несомненно, более полная, однако, выделение некоторых критериев не оправдано. Например, не понятно, почему умение самостоятельной  работы и умение   быстро читать не включены в  обученность?

    Существуют попытки разработать типологию школьников на основе особенностей их центральной нервной системы. Она безусловно дает интересный материал для исследования психологических особенностей детей, но, и в то же время, ее нельзя признать полной, так как в ней нет учета других, не психологических особенностей детей.

    На мой взгляд, наиболее полной и доступной, а также отвечающей требованиям к единой типологии, является на сегодняшний день классификация Е.С.Рабунского, которая рассматривает следующие критерии для дифференциации учащихся на учебные  группы:

    1. отношение к учению (познавательный интерес);
    2. познавательные способности;
    3. успеваемость (уровень знаний).                                                                                                       Подводя итог, можно сделать некоторые выводы:

    1. Индивидуализация обучения  предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого ученика,а следовательно понятия «дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.

    2. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.

    3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

    4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является       сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

    5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

    . быть единой для всех групп учащихся;

    . показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

    . наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;. предоставлять возможность выбрать систему работы с каждой группой учащихся.

    Экспериментально-опытная работа проходила  во 2 «А» классе, школа-комплекс национального

    возрождения №17, в течение 2007-2008 учебного года с включением 22-ух учащихся.

           Важное место в начальном обучении принадлежит русскому языку, программа второго класса  включает в себя следующие разделы: «Фонетика и графика», «Слово», «Морфология», «Синтаксис», «Лексика», «Текст», «Культура речи».  Содержание программы нацеливает научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные по их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, привить любовь к чтению книг.

      Для формирования эксперимента была выбрана тема: «Морфология».

    Этапы эксперементально-исследовательской работы:

    1.Определение стартового уровня  когнитивных и аффективных качеств учащихся.

    2. Разработка и внедрение дифференцированных заданий.

    3. Разработка и внедрение методики внутриклассной индивидуализированной работы.

    4.  Определение итогового уровня когнитивных и аффективных качеств учащихся.

    Для создания системы  целенаправленного педагогического воздействия была применена система мониторинга, которая имела следующую структуру:

    1. Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету.

              2. Мониторинг отношения ребенка к изучаемому предмету.                                                 Исследовав,  уровень сформированности знаний по предмету были определены параметры:

    Полнота знаний  -объем, количество знаний, мера соответствия знаний эталону и программе школы.

    Полнота познания- мера познавательного отношения к изучению материала и решению учебных задач, определяемая качеством и количеством задаваемых вопросов в процессе выработки истинного знания.

    Понимание – степень осмысленности в усвоении знания, умения последовательно решать учебные задачи.

    Доказательность – способность обосновывать истинность своего утверждения, умение аргументировано решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи. 

    Гибкость знаний – способность высказывать широкие многообразные идеи, умения оперировать знаниями в новых условиях, умения менять направление анализа, находить новые способы решения учебных задач.

    Практическое применение знаний – система способов деятельности, основанная на базе выработанных знаний.

    При изучении отношения к изучаемому предмету определялись такие параметры:

    1. Степень интереса к изучаемому предмету;
    2. Эмоциональные отношения к предмету;
    3. Мотивация учения.

    На основе выделенных параметров были разработаны диагностирующие тесты по каждому из трех показателей.

                       

                                   

                                                               

                                                                                       

    Уровни сформированности знаний по предмету:

    Низкий уровень характеризуется слабым знанием и даже полным отсутствием знаний, непониманием и неумением осмыслить материал по русскому языку, негибкость в применении и использовании имеющихся знаний, пассивность в работе, отсутствие интереса к предмету, неумение анализировать, неспособность к вариантному мышлению.

    Уровень ниже среднего имеются некоторые отрывочные знания по предмету, но ребенок не может сам ими оперировать, слабое владение мыслительными операциями, отдельные попытки анализа, синтеза, удовлетворительная скорость протекания мыслительных процессов, безразличие и отсутствие интереса к предмету, узко – социальная мотивация учения.

    Средний уровень присутствие знаний по русскому языку, но удовлетворительные(до половины требуемого объема). Слабое владение смыслом, единичное оперирование знаниями. Умение аргументировать свою точку зрения на несущественном уровне. Не обладают оригинальностью мышления. Ребенок занимает эмоционально- отзывчивую позицию.

    Уровень выше среднего хорошие знания в соответствии с требуемым объемом, возможны некоторые ошибки, владение смыслом, опора на существенное в аргументации. Активная исполнительская и творческая деятельность. Хорошо владеет мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Устойчивый интерес к предмету.

    Высокий уровень предполагает высокие знания, осмысленное и последовательное усвоение материала. Ребенок может устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенное, самостоятелен в творческой и исполнительской деятельности. Отлично владеет мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения. Проявляет оригинальность мышления, повышенный интерес к предмету, самостоятельное добывание знаний.

    На первом этапе были предложены диагностические задания в письменном виде, также практиковали записи ответов учеников на уроках и при индивидуальной беседе.

    Диагностический показатель: «Уровень сформированности знаний по русскому языку».

    1  

    Асылбек кызы Бегимай

    5

    5

    5

    15    высокий

    2

     Апарин Роман

    5

    3

    4

    12         выше среднего

    3

    Ахметова Мадина

    4

    4

    4

    12       выше среднего

    4

    Белов Даниил

    3

    3

    4

    10    средний

    5

    Бель Роман

    4

    4

    3

    11  выше среднего

    6

    Васильев Евг.

    3

    3

    3

    9 средний

    7

    Гатаулина Карина

    5

    4

    5

    14  высокий

    8

    Гончарова Вика

    5

    4

    5

    14  высокий

    9

    Ерехинская Екат.

    3

    5

    4

    12  выше среднего

           10

    Жаманшалова Асель

    4

    3

    3

    10  средний

    11

    Карелова Анаст.

    3

    3

    3

    9  средний

    12

    Клабукова Тамара

    4

    3

    4

    11  выше среднего

            13

    Кузнецов Евг.

    4

    3

    5

    12  выше среднего

    14

    Ковтун Крист.

    5

    5

    5

    15 высокий

    15

    Лебедева Карина

    2

    2

    2

    6  ниже среднего

    16

    Михелис Екат.

    4

    3

    4

    11  выше среднего

    17

    Мозлов Алекс.

    5

    4

    3

    12 выше среднего

    18

    Пульников Глеб

    3

    4

    4

    11 выше среднего

    19

    Савинцев Николай

    3

    4

    3

    10 средний

    20

    Стефанский Роман

    3

    3

    3

    9  средний

    21

    Терскова Ирина

    5

    5

    5

    15  высокий

    22

    Хайретдинов Русл.

    2

    3

    2

    7  ниже среднего

    Тема: Одушевленное и неодушевленное имя существительное.

    1 уровень.

    Выпишите слова в два столбика: первый – одушевленные им. сущ., во второй – неодушевленные им.сущ.

    1 вариант.

    Рябина, бег, девочка, крот, Катя, снег, зверек, сон, Асель, юрта, сапог.

    2 вариант.

    Кит, печка,  дом, ягненок, Гульжан, облако, ежик, молния, тишина, гусь, лодка.

    2 уровень.

    Запиши одним словом. 1вариант – одушевленные им.сущ., 2вариант – неодушевленные им.сущ.

    - Кто ловит рыбу ?                        - Заход солнца.

    - Животное, дающее молоко.                - Кто смотрит за садом?

    - Белые мухи на поле сели.                - Ненастье с громом и молнией.

    - Ребенок женского пола.                         - Зверек с длинными ушами.

    - Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

    3 уровень.

    1 вариант.

    Образуй одушевленные им. сущ.

    Река, пожар, лыжи, грибы, футбол, баян, лес, вред, печка, стройка.

    2 вариант.

    Образуй неодушевленные   им.сущ.

    Корова, мясник, борец, сторож, свинья, зверь, тракторист, моряк, курица.

    Уровень сформированности знаний по русскому языку до экспериментальной  работы.

    Уровень сформированности знаний по русскому языку.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

    Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

    План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

    Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...

    Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования

    Выступление учителя на педагогических чтениях,посвящённых  В.А. Сухомлинскому...

    «Теория и практика современного урока для детей-билингвов. Урок XXI века»

    Языковая и социокультурная  адаптация детей-мигрантов  в условиях русскоязычной общеобразовательной школы....

    « Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»

    Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»...