Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Новикова Елена Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ._yaz._4_kl.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Рассмотрено:

Заседание МО учителей начальных классов

Протокол №1 от

 «27»августа   2014 г.

Руководитель МО учителей начальных классов

_________ / Астайкина Т.А.

                   

         Согласовано:

          Заседание МС

          Протокол №  1  от

          « 28»августа 2014 г.

         Зам.директора по УВР

         _______/ С.В.Воеводина

     

 Утверждаю:

      Директор МОУ «СОШ № 40 »

      Приказ № 76  от

      «29 » августа 2014 г.

      ________/ С.В.Баранов

Рабочая программа

учебного курса «Русского языка» в 4Д классе
(наименование предмета)


  _____часов в год (5 ч. в неделю)


                                                                                 Составитель: учитель начальных классов

                                                Новикова Е. А.


                                             

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от « 29» августа 2014 г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной,  В.Г.Горецкого. Русский язык: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.

    Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

В результате обучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

                Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

               Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

              Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Формы контроля

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

                                                      Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Примечания:

  1. В образовательной программе "Начальная школа XXI века" после диктанта предлагается орфографическое задание. По блоку "Как устроен наш язык" проводятся контрольные работы или тесты с заданиями по теории языка.
  2. В образовательной программе "Гармония" грамматическое задание проводится после проведения диктанта, на следующем уроке русского языка.

                                                  Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

4 класс - 12-15 слов.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

                                               Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

                                                          Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

                           Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

                                                            Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Основная литература

Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие  программы. 1-4 классы.

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014. 

Технические средства обучения

- интерактивная доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике;

- электронное  приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс, автор В.П. Канакина.

Календарно - Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

Домаш-нее

задание

по плану

по факту

Повторение (11 ч.)

1.

Наша речь и наш язык.

1

Анализировать высказывания о русском языке.

 Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять текст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту, соотносить его с текстом. Выделять  части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

 Соблюдать нормы построения текста.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Самостоятельно подготовиться к изложению. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написания.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

 Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать  использование знаков препинания в конце предложения и знака тире в диалогической речи.

Находить обращение в предложении.

 Составлять предложения с обращением. 

Выделять обращения на письме.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении (словосочетании).

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения.

Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Выделять в предложении словосочетания.

Составлять предложения  в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

с. 6  № 2

2.

Текст и его план.

1

с. 7  № 3

3.

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

4.

Типы текстов.

Работа над ошибками.

1

с. 12  № 11

5.

Предложение как единица речи.

1

с. 14  № 15

6.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

с. 16  № 19

7.

Обращение.

1

с. 18  № 22

8-

9.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

2

с. 19  № 24

с. 20 №  27

10.

Словосочетание.

1

с. 23  № 30

11.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Предложение (9 ч.)

12.

Однородные члены предложения.

Работа над ошибками.

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения.

 Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

 Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Сравнивать простые и сложные предложения.

 Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.

 Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основ.

Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполнения задания проверочной работы.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

с.  27  № 34

13.

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

с. 29  № 37

14.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

с. 32 № 43

15.

Развитие речи.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1

16.

Наши проекты.

Работа над ошибками.

1

с. 35

проект

17.

Простые и сложные предложения.

1

с. 37 № 52

18.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

с. 39 № 55

19.

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

20.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

Слово в языке и речи (21 ч.)

21.

Слово и его лексическое значение.

Работа над ошибками.

1

Анализировать высказывания о русском языке.

 Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммутативной задачи.

Работать с лингвистическим словарем учебника (толковым, синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слова, одной из частей которых является слово библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать со словарем иностранных слов.

Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употребленными в пересном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.  Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

 Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограмм.

 Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Контролировать правильность написания текста, находить и  исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

Сочинять объявление.

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

 Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

 Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текс-отзыв о картине художника.

с.43  № 61

22.

Многозначные слова. Заимствованные слова.

1

с. 45 № 64

23.

Синонимы, антонимы и омонимы.

1

с. 48  № 73

24.

Фразеологизмы.

1

с. 50  № 76

25-

26.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

2

с. 52  № 81

с. 56  № 88

27-

28.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

2

с. 57  № 91

с. 59  № 95

29.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

1

с. 60  № 99

30.

Правописание приставок и суффиксов.

1

с. 63  № 105

31.

Правописание слов с буквами Ь и Ъ.

1

с. 66  № 109

32.

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

33.

Части речи.

Работа над ошибками.

1

с.  68  № 114

34.

Морфологические признаки частей речи.

1

с.  70  №  117

35.

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1

с.  71  №  120

36.

Имя числительное. Глагол.

1

с.  73  № 124

37.

Наречие как часть речи.

1

с.  74  № 127

38-

39.

Правописание наречий.

2

с.  76  № 130

с.  77  № 132

40.

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

1

41.

Контрольный диктант по теме «Части речи».

1

 Имя существительное (43 Ч.)

42.

Распознавание падежей имен существительных.

Работа над ошибками.

1

Различать имена существительные, определять  признаки имени существительного.

 Изменять существительные по падежам.

 Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые вопросы.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег».

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ его проверки.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Использовать  правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и  исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи», определять последовательность разбора по алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.

Исследовать речь взрослых /сверстников/ относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа в родительном падеже.

с.  83  № 140

43.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

1

с.  85  № 143

44.

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных.

родительном и  винительном, дательном падеже.

1

с.  86   № 146

45.

Упражнение в распознавании имен существительных в

творительном и  предложном падежах.

1

с.  87   № 150

46.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1

с.  88  № 152

47.

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

1

с.  90  № 156

48.

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

1

с. 92  № 160

49.

Развитие речи.

Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».

1

50.

2-е склонение имен существительных.

Работа над ошибками.

1

с. 94   № 165

51.

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

1

с. 96   № 168

52.

3-е склонение имен существительных.

1

с. 97   № 172

53.

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

1

с. 99   № 175

54.

Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

с. 101  № 179

55.

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

56.

Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа.

Работа над ошибками.

1

с. 103  № 183

57.

Способы проверки безударных окончаний имен существительных.

1

с.  105  № 185

58.

Именительный и винительный падежи.

1

с. 107  № 190

59.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1

с. 110  № 200

60.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

1

с.  113  № 207

61.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

с. 114   № 210

62-

63.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

2

с. 116   № 215

с. 117   № 218

64.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1

с. 118   № 221

65.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном  падеже.

1

с. 120   № 226

66.

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

с. 122  № 230

67.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

с.  123  № 232

68.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

с. 126   № 238

69-

70.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

2

с. 128   № 242

с. 130   № 246

71.

Развитие речи.

Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

1

72.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

73.

Обобщение знаний.

Работа над ошибками.

1

74.

Склонение имен существительных во множественном числе.

1

с. 132   № 252

75.

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1

с. 133   № 254

76.

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

с. 136   № 261

77.

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

1

с. 137   № 262

78.

Дательный падеж имен существительных множественного числа.

1

с. 139   № 270

79.

Творительный   и предложный падежи имен существительных множественного числа.

1

с. 141   № 273

80.

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

с.  142  № 275

81-82.

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

2

83.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

84.

Работа над ошибками.

Проект «Говорите правильно».

1

с. 144

проект

Имя прилагательное (30 ч.)

85.

Имя прилагательное как часть речи.

1

Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить   лексический анализ слов – имен прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

 Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе.

Анализировать разные способы проверки  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе и выбирать наиболее рациональный способ.

Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода  в единственном числе, проверять правильность написания.

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода  в единственном числе, проверять правильность написания.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать её и составлять сообщение.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Определять и обосновывать написание  безударного падежного окончания имен прилагательных во множественном числе, проверять правильность написания.

Контролировать  правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного»

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать свое мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

с. 6   № 5

86.

Род и число имен прилагательных.

1

с. 9   № 13

87.

Развитие речи.

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

1

88.

Склонение имен прилагательных.

Работа над ошибками.

1

с. 12  № 20

89.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

90.

Развитие речи.

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»».

1

с.17   № 28

91.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

с.18  № 31

92.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

с.20  № 37

93.

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

с. 21 № 41

94.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

с. 24 № 49

95.

Упражнение в правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

с.26   № 54

96.

Развитие речи.

Выборочное изложение описательного текста.

1

97.

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

с. 27  № 56

98.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

с. 29  № 59

99.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

1

с. 31  № 64

100.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

с. 35  № 75

101.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

1

с. 36  № 76

102.

Развитие речи.

Изложение описательного текста.

1

103.

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

1

с. 37  № 79

104.

Склонение имен прилагательных множественного числа.

1

с. 39  № 83

105.

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

106.

Работа над ошибками.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

с. 42  № 89

107.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

с. 44  № 93

108.

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

с. 46  № 99

109.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

1

с. 48  № 104

110.

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

111.

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

1

с. 49  № 106

112.

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

С.46, упр.99

113.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

114.

Работа над ошибками.

Повторение.

1

Личные местоимения (7 ч.)

115.

Местоимение как часть речи.

1

Распознавать  местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число и род у личных местоимений 3-го  лица

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений,  употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта.

с. 53  № 111

116.

Личные местоимения.

1

с. 55  № 117

117.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

с. 59  № 124

118.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

с. 62  № 131

119.

Изменение личных местоимений падежам.

1

с. 64  № 136

120.

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

121.

Работа над ошибками.

Повторение.

1

Глагол (34 ч.)

122.

Значение глаголов в языке и речи.

1

Различать глаголы среди других слов и в тексте

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что  сделать?

Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых структур

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

. Изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: с глаголами, которые не употребляются в 1-ом лице единственного числа.

Определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущего времени

(-ешь, -ишь).

Использовать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II  спряжение глаголов»

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль и части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

 Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

 Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

с. 68  № 141

123.

 Время глаголов.

1

с. 70  № 145

124.

Изменение глаголов по временам.

1

с. 71  № 147

125-

126-

127.

Неопределенная форма глаголов.

3

с. 73  № 151

с.  74  № 154

с.  76  № 158

128.

Изменение глаголов по временам.

1

с.  78  № 161

129.

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

130.

Работа над ошибками.

Спряжение глаголов.

1

с. 82   № 166

131.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

с. 84   № 170

132.

Развитие речи.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

133.

Работа над ошибками.

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

1

с. 87   № 177

134.

I и II спряжение глаголов будущего времени.

1

с. 89   № 182

135.

I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени.

1

с. 91   № 188

136-

137.

Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

2

с. 93   № 190

с. 95   № 194

138-

139-

140-

141-

142.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

5

с. 97   № 198

с.99    № 201

с.100  № 205

с. 101  № 207

143.

Возвратные глаголы.

1

с. 103  № 213

144-

145.

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

2

с. 105  № 219

с. 107  № 224

146.

Развитие речи.

Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

1

147.

Работа над ошибками.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

с. 111   № 233

148.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

с. 112   № 236

149.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

с. 113   № 240

150.

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста.

1

151-

152-

153.

Обобщение по теме «Глагол».

Работа над ошибками.

3

с.  116  № 246

с. 117   № 250

154.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

155.

Работа над ошибками.

Повторение.

1

с.  119  № 253

Повторение(15 ч.)

156.

Язык. Речь. Текст.

1

с.  121  № 256

157-

158.

Предложение.

2

с.  123  № 260

с.  124  № 263

159-

160.

Словосочетание.

2

с.  125  № 266

с.  126  № 271

161-

162.

Лексическое значение слова.

2

с.  127  № 273

с.  129  № 277

163-

164.

Состав слова.

2

с.  131  № 282

с.  133  № 290

165-

166.

Части речи.

2

с.  135  № 295

с.  137  № 302

167-

168.

Звуки и буквы.

2

с.  139  № 309

с.  141  № 315

169.

Итоговый контрольный диктант за 4 класс.

1

170.

Работа над ошибками.

Игра «По галактике Частей речи».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...