Рабочая программа "Обучение грамоте".1 класс.
рабочая программа (1 класс) по теме

Целью программы является:  формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению основными принципами русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным) и их реализации в процессе самостоятельной письменной речи, обучение чтению книг и детской периодики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 класс

Пояснительная записка

Целью программы является:  формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению основными принципами русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным) и их реализации в процессе самостоятельной письменной речи, обучение чтению книг и детской периодики.

Задачи:

- сформировать действия чтения на слоговом и орфоэпическом уровне.

-научить технологии начертания всех письменных букв и их соединений.

-формировать приём фонематического анализа слов с последующей их записью.

-научить приёмам правильного списывания, письма на слух и по памяти.

-сформировать первоначальные орфографические навыки письма.

-развивать логическое мышление, воображение, связную и правильную  речь, память, внимание, наблюдательность.

-воспитывать интерес к русскому языку.

        Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) для 1 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида авторами (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), М.: «Просвещение» 2013 г.

Общая характеристика учебного курса.

        Ведущим методом обучения в СКОУ V вида является аналитико-синтетический метод. Поэтому в рамках учебного курса «Обучение грамоте» выделяются два периода – добукварный (целевой установкой которого является формирование предпосылок к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты) и букварный.

        Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины для предметов, входящих в коррекционный лингвистический курс.

        Порядок изучения звуков и букв в программе для СКОУ V вида -  от правильно произносимых звуков и букв к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным, аффрикатам.

        Каждый звук изучается сначала на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Таким образом, основное внимание уделяется правильному произнесению звука, затем устранению трудностей в различении и выделении звуков речи и правильному соотнесению их с соответствующими буквами.

Начальным этапом курса русского языка является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением   чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. В основе  курса лежит позиционный принцип, который осуществляется звуковым аналитико–синтетическим методом. Он слагается из двух взаимосвязанных процессов: обучение первоначальному чтению и обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание  (текст).    

         В курс обучения грамоте входит развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания  о языке,  обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению.

        Основой  курса является формирование представления детей о родном языке как предмете изучения; пробуждение  интереса и стремления к его изучению. При обучении русскому языку идёт освоение культуры речи, формирование коммуникативных навыков и умений общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами. Часть уроков посвящена упражнениям различных видов и форм:  это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, использование таблиц, схем, моделей, рисунков. Процесс обучения построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами.

        Программа ориентирована на собственно лингвистическое и речевое развитие учащихся. Для достижения целей и задач программы используется системно – деятельностный  и личностно–ориентированный подходы через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы и дифференцированный подход. А также используются такие принципы как научности, доступности, наглядности, учёта возрастных и психологических особенностей, принцип оптимального соотношения теоретического и практического материала и  принцип учёта перспектив учёбы учащихся через мониторинг и диагностику.

        Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

        Курс  ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.

        В первом классе добукварный период длится 1-2 месяца и букварный 8-9 месяцев.

Данная программа рассчитана на 165 учебных часов (33 учебные недели)          5 часов в неделю.  Со второго полугодия предусмотрено 5 часов для проведения  проверочных работ.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.

Для достижения требуемых результатов обучения предполагается использование  технологии  деятельностного подхода, игровой и информационно-коммуникационной технологий обучения.

        Виды и формы контроля: текущий, тематический, итоговый. Устный (опрос), письменный (тестирование, контрольное списывание).

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.

Обучающиеся должны знать:

- все буквы русского алфавита (название, начертание);

- правописание слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу и буквосочетаний чк, чн.

-правила переноса слов;

-правила написания заглавной буквы в именах людей;

-обозначение границ предложения (заглавная буква в начале, точка в

 конце  предложения).

Обучающиеся должны уметь:

-соотносить букву со звуком;

-дифференцировать сходные по артикуляционно-акустическим

 признакам звуки;

-осознанно, правильно и плавно читать по слогам, соблюдая

 правильное  ударение;

-соблюдать правильное ударение и паузы на точках при чтении;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-писать изученные строчные и заглавные буквы;

-списывать отдельные слова и предложения с рукописного и печатного

 текста;

-проверять написанное при помощи сличения с текстом-образцом и

 послогового  орфографического чтения написанных слов;

-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с  

произношением, и  предложений, состоящих из 3-4 таких слов (с

предварительным анализом);

-читать с паузами и интонацией, соответствующими знаками

 препинания в конце  простого предложения и в середине при

 перечислении  однородных   членов;

-соблюдать правила гигиены при чтении и письме;

-правильно писать словарные слова: корова, собака, малина, посуда,

 Родина, Москва, завод, работа, сапоги, мороз, ребята, пальто, петух,

 карандаш, класс.

Используется учебно-методический комплект:

  1. Е.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова «Логопедический букварь»
  2.  «Мои первые прописи» Узорова, Нефедова.

Содержание рабочей программы.

Добукварный период.

Звуки речи.

        Развитие артикуляционных навыков и фонетического восприятия одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова. Усвоение звукового и слогового состава слова на ограниченном речевом материале. Произношение и различение звуков, выделение их из состава слова на материале правильно произносимых звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, определение места ударения. Моделирование ритмического рисунка слова (отхлопывание, отстукивание).

        Развитие внимания к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

        Выразительное чтение стихотворения, заученного наизусть. Ответы на вопросы о прочитанном учителем тексте. Умение объединять предметы по существенным признакам. Составление простого предложения.

        Развитие двигательных и зрительных умений, направленных на подготовку зрительного и кинестетического анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движений руки. Развитие умений ориентироваться на странице тетради, классной доске.

        Моделирование геометрических фигур и букв из разрезных материалов (палочек, спичек, пластилина, цветной бумаги и т.п).

        Развитие произвольного внимания и слуховой памяти.

Букварный период. 

Звуки и буквы.

Звуки:[а], [у], [м], [х], [о], [с], [п], [к], [в], [т], [н], [ы], [з], [л], [э] и буквы а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и .

Четкое и правильное произнесение всех сохранных и вновь поставленных звуков и различение их на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их последовательности в слове.

        Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двухсложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно). Усвоение слов, состоящих из трех слогов (панама). Звуки гласные и согласные и их различение. Деление слова на слоги и усвоение слогообразующей роли гласных. Закрепление правил переноса слов указанных слоговых структур.

Звук [и] буква и в начале слова и для обозначения мягкости на письме. Значение и как слова, служащего для связи слов (Миша и Маша).

Твердые и мягкие согласные (ы—и) .

Звуки  [ш],   [ж] и буквы ш, ж. Правописание жи, ши .

Звуки [р], [р'] и буква р. Дифференциация [р]—[р']. Дифференциация звуков [р] —[л] и букв р—л.

Буква е в начале слова и в положении после согласного.

Дифференциация звуков  [с]—[ш],    [з] — [ж]    и   букв   с—ш,

Звуки [б]-[б'], [д]-[д'],  [г]-[г1] и буквы б, д, г.

Дифференциация букв э—е .

Звук [ф] и буква ф .

Звонкие и глухие согласные -. Дифференциация звонких и глухих согласных. Умение проверять звонкие и глухие согласные при письме в конце слова (гриб — грибы, глаз — глаза).

Буквы я, ю, ё -. Употребление букв я, ю, ё в начале слова и после гласного. Твердые и мягкие согласные, их различение (мо—мё, му—мю). Обозначение мягких согласных буквами и, е, ё, я, ю.

Мягкий знак (ь). Мягкий знак для обозначения мягкости в конце слова. Различение на слух твердых и мягких согласных, стоящих в конце слова, ознакомление учащихся с употреблением мягкого знака. Мягкий знак между двумя согласными (конь, пальто). Деление на слоги слов с (ь) в середине слова, перенос слов с  (ь).

Звук  [ч]  и  буква ч.   Дифференциация  звуков   [ч] — [т'],  [ч] —[с'],  и букв ч—т, ч-с .

Правописание ча, чу; чн, чк.

Звук [J] и буква й. Сопоставление и различение и и й. Правописание слов с буквой й и правило переноса с этой буквой .

Разделительные ь и ъ.

Звук   [ц]   и буква ц. Дифференциация звуков [ц]—[с], [ц] — [с'], [ц] - [т'], [ц] —[ч] и букв ц—с, ц—т, ц—ч. ,    

Звук   [щ]   и   буква   щ.    Дифференциация   звуков   [щ] — [с'], [щ] —[ч],  [щ] —[ш]  и букв   щ—с, щ—ч, щ—ш.  Правописание ща, щу.

Формирование умения звуко-буквенного анализа слов, состоящих из четырех-пяти слогов (перемена, карандаши, октябрята), слов со стечением согласных (парк, книга):

Ударение. Умение распознавать ударение в двух-  четырехсложных словах. Умение находить ударные и безударные слоги.

Слово.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, деревень.

Предлоги перед словами. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, у, с, под, над, из, за). Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делать? что делал? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.

Предложение.

Выделение предложений из текста. Членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Составление предложений из букв разрезной азбуки с предварительным анализом. Самостоятельное составление предложений из двух — четырех слов.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (предварительное знакомство).Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Установление связи между словами в предложении с помощью

вопросов. Соблюдение в устной речи и при чтении пауз и интонаций, Соответствующих знакам препинания (в конце предложения, при  перечислении).

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

  1. Звуки речи.

9

  1. Звуки и буквы.

120

  1. Слово.

11

  1. Предложение.

10

  1. Проверочные работы.

5

                                          Всего часов

165


Требования к уровню подготовки обучающихся.

- иметь представление о следующих связях:

  • между целью, адресатом, местом общения и формой общения;
  • между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);
  • между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);
  •  о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;
  • о родственных словах и корне слов;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

  • группировать языковой материал по заданным основаниям;
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук – гласный, согласный, гласный – ударный, безударный);
  • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
  • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
  •  слушать и отвечать на заданный вопрос;
  •  пользоваться учебными книгами;

- знать/понимать:

  • признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
  •  оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ;
  • звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  •  признаки гласных и согласных звуков;
  • признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
  •  написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;
  • алфавит;

- уметь:

  •  голосом показывать различия в цели высказывания;
  • читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; темп чтения 20 – 25 слов в минуту;
  •  отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;
  • различать на слух границы слов и предложений;
  •  списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
  • писать правильно под диктовку текст (20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы;
  • соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов;
  •  различать на слух звуки речи;
  •  различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
  • определять место ударения в двусложных словах;
  •  делить слова на слоги;
  • находить в ряду слов родственные слова;
  •  применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? ! )

Литература:

1.  « Русская азбука» Горецкий В. Г., Кирюшкина В. А. и др. 2011 г. Рекомендовано Мин. Обр. РФ Москва «Просвещение»

2. О.Е. Жиренко, А.А.Обухова  Поурочные планы по обучению грамоте: чтение. ООО «ВАКО», 2012

3. «Методическое пособие по обучению грамоте и письму» Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Москва «Просвещение» 2011 г. Книга для учителя. Допущено Мин. обр. РФ.

Материально-технические средства обучения.

  Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

- телевизор;

- видеомагнитофон;

- магнитофон;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- сканер (по возможности);

- принтер лазерный (по возможности);

Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по обучению грамоте (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по обучению грамоте.

Оборудование класса:

- ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.                             Интернет-ресурсы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида № 28

Рассмотрено                                                            Утверждено

на заседании МО учителей                                    решением ПС учреждения

начальных классов                                                  Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                                 Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                        И.О. директора __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте,1 класс,УМК "Перспектива"

   Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...

Рабочая программа по обучению грамоте.1 класс. УМК Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по обучению грамоте для первого класса  по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.

Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа "Грамота" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по курсу Грамота. УМК "Школа России".Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающ...

рабочая программаобучение грамоте перспектива

Санкт – Петербург2013   Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соо...