Рабочая программа по обучению грамоте,1 класс,УМК "Перспектива"
рабочая программа (1 класс) по теме

 

     Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, локального акта об утверждении  структуры рабочей программы, а также планируемых результатов начального общего образования на основе УМК «Перспектива».

     Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_.po_obuch.gr_..doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Балтасинская гимназия РТ

Рабочая программа

на 2011-2012 учебный год

Предмет: обучение грамоте. 1 класс.

Учитель: И.Г. Кузьмина

Количество часов:

всего   115 часов;   в неделю   письмо  - 69 часов (3 часа в неделю)

                                                    чтение  - 46 часов (2 часа в неделю)

Программа составлена на основе примерной программы начального общего образования   и на основе федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ (начальное  общее образование).

УМК «Перспектива». Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1, 2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.

 Сборник рабочих программ. М. «Просвещение». 2011г.

Система дидактических принципов обучения: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Примечание.  Виды учебной деятельности, планируемые результаты освоения материала указаны в пояснительной записке рабочей программы.                                                         

                                                                             


Обучение грамоте

Азбука.  Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.

1 класс. УМК «Перспектива»

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, локального акта об утверждении  структуры рабочей программы, а также планируемых результатов начального общего образования на основе УМК «Перспектива».

     Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

    Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

     В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

     Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

     Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

    Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

     Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

    Период обучения грамоте включает три этапа:

      1. Подготовительный этап Учащиеся начинают  работу с материалом из первого раздела, который называется   «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
      На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.   Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.    Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.    Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.    Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
      Одновременно с азбукой дети работают
с прописью №1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.


    2.
Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.     При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.     Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.    Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.     «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.     Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
      Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.     Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.     При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.     Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.  

    В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №2  и  №3 «Мой алфавит». 

   3. Обобщающий (послебукварный)  этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете».     Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
      Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.
      Параллельно с литературной частью азбуки идет работа
с прописью №4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

    Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Примерное тематическое планирование

Письмо

«Рисуй, думай, рассказывай!»   -  16 часов

«Мой алфавит»    -  47 часов

 «Пиши красиво»  -  6 часов

Чтение

Давайте познакомимся! (подготовительный (добукварный) этап)  -  10  часов

Страна «АБВГДейка» (основной (букварный) этап)  -  33   часа

Про всё на свете (обобщающий (послебукварный) этап)  -  3  часа

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 - 5 слов, написание которых не расходится с произношением;

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

знать гигиенические правила письма;

правильно писать формы букв и соединения между ними;

уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита.

урока

Тема урока чтения

Стр.

урока

Тема урока

письма

Стр.

Цели и задачи уроков

чтения и письма

Планируемые результаты

Обратная связь

АЗБУКА. Часть I

«Рисуй, думай, рассказывай»  пропись №1

1

«Твои новые друзья» «Дорога в школу» Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу.

Ориентировка на листе: в центре, слева, справа.

3-7

Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.

Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения; умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы.

Р.Р.

Устный рассказ «Самые-самые…».

1

«Давайте знакомиться!» «Мир общения».

 Введение в мир  общения. Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.

4-5

6-7

2

«Большие и маленькие» 

Сравнение предметов по величине. Сравнение линий.

 «Сравни»

Обведение и раскрашивание предметов. Больше, меньше, одинаково. Сравнение линий по количеству. Обведение линий по стрелке.

8-11

Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих

предметов.

Знание понятия «общение»; знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать.

Диалог «Меня зовут…

А тебя?»

ИКТ

2

«Книжки – мои друзья» 

 Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам — роль слова в общении. Имя собственное.

«Слово в общении»

Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам — роль слова в общении. Имя собственное.

8-13

3

«Направление»

Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка. Задания по выбору.

«Чей домик?»

«Лото»

 Обведение предметов по стрелкам и линиям. Логические и ассоциативные упражнения. Штриховка.

Задания по выбору.

12-

17

Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.

Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение; умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке.

«Чтение» загадок по рисунку.

Самостоя-

тельные упражнения на основе простейших заданий.

4

«Сколько? Столько»

«У речки»

Что выше, что ниже? Что больше, что меньше? Что длиннее, что короче?

 Написание линий различных по величине. Задания по выбору.

«Целое и часть»

Обведение предметов по стрелкам и линиям.

Составление из части одной целой.

18-23

Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами,

соответствующей мимикой и интонацией; разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»;

классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.

Самостоя-

тельные упражнения на основе простейших заданий.

Р.Р.

Рассказ по рисунку «Кто съел кусок сыра?».

3

«Помощники слова в общении»

«Страшный зверь». «Мы пришли в театр». Слова и жесты в общении. Формулы речевого этикета: внимание к собеседнику. Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных.

«Общение без слов».

Культура общения.

 

14-19

5

«Головоломка»

«Овал»

Нахождение закономерностей. Написание вертикальных и горизонтальных линий по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Индивидуальные задания: написание печатных букв, как сенсорных образцов звуков, известных детям.

24-25

Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами,

соответствующей мимикой и интонацией; разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»;

классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.

Р.Р.

Рассказ по рисунку

4

«Как понять животных?»

«Кто разговаривает в сказках?».  Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок.

Игра «Изобрази и расскажи». Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование.

20-23

6

 «В квартире»

«Веселые превращения»

Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове (искомый звук в начале, середине и конце).

«Сравни дома»

«В магазине одежды»

 Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. Элементы печатных букв.

26-29

Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами,

соответствующей мимикой и интонацией; разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»;

классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.

Самостоя-

тельные упражнения на основе простейших заданий.

7

 «В походе»

«На отдыхе»

Обведение, штриховка. Подготовка к звуковому анализу. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова).

Устные рассказы.

«На коньках» 

«Контуры и силуэты»

Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная зву-ковая ориентировка в слове, обведение эле-ментов печатных букв.

30-33

Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения.

Ввести понятие «дорожный знак»; ознакомить с элементарными правилами дорожного движения; учить читать знаки; провести подготовку к звуковому анализу слов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов.

Знание способов общения; возможных посредников общения; умение общаться; умение обводить изображённые предметы; писать линии в рабочей строке;

умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки; умение обводить петлеобразных линий

Р.Р.

Составление рассказа «На отдыхе».

5

«Разговаривают ли   предметы?» Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкрет-ных предметов, слова обобщающего характера (юла — игрушка).

«Рисунки и предметы в общении»

Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков).

«Путешествие по цветочному городу».

Условные знаки в городе. Составление сообщений с исполь-зованием знаков.

24-31

8

«На волнах» «Морские путешествия» Штриховка, безотрывные линии; звуковая ориентировка в слове. Классификация слов-названий морских и речных судов.

«На лугу»

«Мы рисуем»

Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ.

«Под грибом» 

«Сравни и подумай»

Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность».

34-39

Закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета;

наблюдать за ролью интонации в речи.

Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение общаться; знание формул речевого этикета; умение составлять устный рассказ; обводить предмет; штриховать; дорисовывать; знание понятия «рабочая строка».

Самостоя- тельная работа.

Р.Р.

Составление устного рассказа.

6

«Знаки охраны природы»

Знаки по охране природы.

«Чтение» знаков, т. е. осмысление их значения. Логические упражнения.

Устные рассказы.

«Как найти дорогу» Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков)

«Дорожные знаки» Практическое представление о знаке и его значе-нии; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (зву-чание и значение).

«Чтение» знаков.

32-

37

9

«Мы — спортсмены»

«Выбирай»

 Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа.

 

40-42

Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами,

соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр

Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила письма.

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.

Самостоя-тельная работа.

Р.Р.

Определить дорогу к дому с помощью условных обозначений

ИКТ

10

«Кто  построил домики?»

«Сравни и подумай» 

Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв.

43-45

Стимулировать речевые высказыва-ния детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью и посадкой при письме; способ-ствовать развитию навыков каллигра-фического письма.

Умение штриховать; умение различать слова с общим и конкретным значением; умение обводить элементы букв; составлять рассказ.

Самостоя- тельная работа.

7

«Удивительная встреча»

Общение с использованием рисунков. Подготовка к усвоению письменной речи: рисование как способ записи сообщения.

«Рассказ в картинках» «Загадочное письмо» Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм).

38-41

11

«Домик бабушки»

«В гости к бабушке» Раскрашивание, штриховка, обведение.

Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове.

«Наличники»

«Распиши посуду» Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Раскрашивание. Объяснение.

46-48

Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения.

Ввести понятие «дорожный знак»; ознакомить с элементарными правилами дорожного движения; учить читать знаки; провести подготовку к звуковому анализу слов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов.

Знание способов общения; возможных посредников общения; умение общаться; умение обводить изображённые предметы; писать линии в рабочей строке;

умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки; умение обводить петлеобразных линий

Р.Р.

Продолжить сказку о встрече с инопланетя-нами..

12

«Расшитые полотенца» «Лоскутное одеяло» Написание прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Классификация слов по формальным признакам: подбор слов с одинаковым звуком в начале слова.

«Подумай и сравни» «Проверь себя» Обобщение. Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. Логические упраж-нения. Сравнение старинных и совре-менных орудий пись-ма. Составление пословицы «Есть терпение — будет умение». Объяснение ее смысла.

49-51

Подвести детей к самостоятельным «открытиям» в области письменной речи: для передачи мысли, различных сообщений можно использовать рисунки и условные обозначения (символы); активизировать мыслительную деятельность детей через использование проблемно-речевых ситуаций.

Знание того, что для передачи мысли, сообщений можно использовать рисунки, различные символы; умение составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки.

Самостоя-тельная работа.

8

«Мир полон звуков»

 «Звуки гласные и согласные» Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных [  ] и согласных [  ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове.

42-49

13

«Подбери пару». «Сравни и подумай». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов.

52-53

Обобщить сведения о способах записи устного высказыва-ния с помощью ри-сунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; пока-зать необходимость введения звуко-буквенного письма.

Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложе-ния с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма; раскраши-вать; обводить предметы; ориенти-роваться в звуковой структуре слова; умение писать эле-менты печатных букв; классифицировать

Коллектив-ный анализ

9

«Твердые и мягкие согласные» «Звучание и значение слова»

Звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками. Работа с моделями слов. Различение звучания и значения слова. Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов.

50-53

14

«В спортивном зале». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных).

Диалог.

54-57

Дать представление о твёрдых и мягких согласных; учить различать их; показать изобрази-тельные возмож-ности звуков слова и отработать приёмы выразительного рассказывания от-рывков из литера-турных произве-дений; отрабатывать навыки кали-

графического письма.

Знать о твёрдых и мягких согласных; умение различать твёрдые и мягкие согласные; умение обводить; придумывать знаки; умение делать звуковой анализ простейших слов; классифицировать слова; умение подбирать слова с определённым звуком; писать элементы печатных букв.

Коллектив-ный анализ

слова

15

«Ремонтная мастерская».

«Собери машину». Обведение, раскрашивание. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. Объяснение.

58-60

Подвести детей к самостоятельным «открытиям» в области письменной речи: для передачи мысли, различных сообщений можно использовать рисунки и условные обозначения (символы); активизировать мыслительную деятельность детей через использование проблемно-речевых ситуаций.

Знание того, что для передачи мысли, сообщений можно использовать рисунки, различные символы; умение составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки.

10

«Слова и слоги»

Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам.

«Ударение в слове»

Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. «Чтение» акрофо-нической записи слова «торт».

«Слово и предложение» Закрепление представлений о слове и предложении. Схемы предложений. Наглядно-образное представление о речи. Воссоздание содержания сказки с опорой на схемы-предложения.

54-63

16

«Подумай и сравни». «Проверь себя». Обобщение. Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. Логические упражнения. Сравнение старинных и современных орудий письма. Составление пословицы «Есть терпение — будет умение». Объяснение ее смысла.

61-63

Развивать умение определять коли-чество звуков в слове, их последо-вательность; учить определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; развивать навыки каллигра-фического письма.

Развивать умение определять коли-чество звуков в слове, их последо-вательность; учить определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; развивать навыки каллигра-фического письма..

Умение определять количество звуков в слове, их последо-вательность; опре-делять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.

Знание об ударении в слове; знать о значении ударения;  умение определять место ударения в слове; умение пра-вильно произносить слово и ставить в нём ударение; умение писать элементы письменных букв; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа.

Самостоя-тельная работа.

Коллектив-ный анализ слов.

Изменить слова так, чтобы вместо одного слога стало два, вместо двух – три.

Р.Р.

Составление рассказа.

«Страна АБВГДейка»

 часть I

«Мой алфавит»    пропись № 2  

17

Алфавит. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв.

3-5

Учить детей делать простейший звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы.

Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.

11

Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам.

68-69

18

Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы Аа, Оо. Печатные буквы А, а. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а», «о» в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчных и заглавных букв «а» и «о» после объяснения учителя. Составление предложения по схеме.

6-9

Учить выделять звуки [а] и [о] из речи; учить различать звуки; приучать детей выделять точки-ориентиры; обратить внимание на то, что правильное положение тетради помогает руке плавно двигаться; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв.

Анализ слов по моделям и запись под ними слов. Р.Р.

Составление предложений со словом осы.

ИКТ

12

Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа.

Игра «Третий лишний».

70-71

19

Звук [у], буквы Уу (строчная, заглавная). Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы у. Устный рассказ по опорным словам.

10-11

Учить выделять звук [у] из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой у; учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; умение оформлять предложения на письме.

Подчеркнуть в тексте изученные буквы.

Самостоятельная работа.

13

Звуки [и] - [ы].

Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов.

Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами.

72-73

20

Звуки [и] - [ы].

Буквы Ии (строчная, заглавная), ы.  Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов.

12-13

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой и и ы; 

учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.

Р.Р.

Рассказывание сказки. Чтение предложений.

21

Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов.

12-14

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.

Самостоятельная работа.

14

Звук [э], буквы Ээ. Звуковой анализ слов со звуком [э].

74-75

22

Звук [э],

буквы Ээ (строчная, заглавная). Разгадывание ребусов, раскрашивание.

15-16

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой э; учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.

Р.Р.

Рассказывание известных сказок.

ИКТ

15

«Узелки на память»  Повторение.

Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом.

Ребусы. Составление предложений по схемам.

76-77

23

Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Запись коротких слов, составление предложений по предложенным схемам.

17-19

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозна-чать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и эле-менты письменных букв; умение объяс-нять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.

Р.Р.

Рассказать о литературном герое.

Самостоятельная работа.

ИКТ

16

Звуки [м] — [м`]. Буква Мм. 

Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.

Вн.чт. «Стихи А.Барто».

78

24

Звуки [м] — [м`],

буквы Мм (строчная, заглавная).

Звуковой анализ слов. Запись слов и предложений.

20-21

Дать общее представление о согласных; помочь детям уловить свойства согласных звуков; развивать навыки чтения и каллиграфического письма.

Знание о согласных и их свойствах; умение читать по схемам; отгадывать ребусы; умение анализировать; самостоятельно записывать в рабочей строке; записывать слова и предложения.

Самостоятельное чтение.

Р.Р.

Составление предложений.

17

Звуки [с] — [с`], буква Сс. 

Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

79

25

Звуки [с] — [с`],

буквы Сс (строчная, заглавная).

Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. Запись слов под диктовку.

22-23

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова;

 заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.

Р.Р.

Составить рассказ о семье.

26

Письмо изученных строчных и заглавных букв. 

Запись слов под диктовку.

20-23

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.

Самостоятельная работа.

18

Звуки [н] — [н`], буква Нн. 

Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами».

80

27

Буквы Нн (строчная, заглавная).

Звуковой анализ слов со звуками [н] и [н`].  Письмо слогов, слов и предложений.

24-25

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Выразительное чтение предложений.

Самостоятельная работа.

ИКТ

19

Звуки [л] — [л`], буква Лл.

Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений.

81

28

Буквы Лл (строчная, заглавная). 

Звуки [л] — [л`].  Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов.

26-27

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Самостоятельная работа.

29

Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору.

Составление и запись предложений.

28-29

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления пред-ложения на письме.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова.

Р.Р.

Составление и запись предложений.

ИКТ

20

Звуки [т] — [т`], буква Тт.

 Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов.

84-85

30

Буквы Тт (строчная, заглавная).

 Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. Списывание слов и предложений.

30-33

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Чтение текста.

  Р.Р.

Составление и запись слов и предложений.

21

Звуки [к] — [к`], буква Кк.

Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

86-87

31

Буквы  Кк (строчная, заглавная). 

Слого-звуковой анализ.

Письмо слогов, слов и предложений.

34-36

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от со-гласных; учить пра-вилам оформления предложения на письме;  развивать навыки калиграфи-ческого письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Р.Р.

Придумать историю «Волшебный горшочек».

32

Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору.

Составление и запись предложений.

37-41

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Списывание.

 Р.Р.

Составление текста.

ИКТ

22

Звуки [р] — [р`], буква Рр.

Звуки [в], [в`], буква Вв.

Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В.

92-93

33

Буквы Рр, Вв (строчная, заглавная).

Звуковой анализ. Сравнение начертаний букв Р и В.

 Письмо слогов, слов и предложений.

42-45

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить разли-чать звуки;   разви-вать умение выде-лять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Р.Р.

Составление рассказа.

34

Письмо изученных строчных и заглавных букв. 

Запись слов и предложений под диктовку.

46-47

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; ориентироваться в тетради.

Самостоятельная работа.

23

Звуки [п] — [п`], буква Пп.

95

35

Буквы Пп (строчная, заглавная).

48-49

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;   развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки вырази-тельного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

Чтение текста.

24

Звуки [г] — [г`], буква Гг.

 Чтение текстов слогами и словами.

96-97

36

Буквы Гг (строчная, заглавная).

 Звуковой анализ. Письмо слов. Составление рассказа.

50-51

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.

Чтение текста.

Запись слов и предложений.

ИКТ

37

Письмо изученных строчных и заглавных букв.

 Сравнение звуков [г] и [к]. Запись слов парами: гора — кора.

52-53

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; при-вивать навыки вы-разительного чте-ния; развивать на-выки каллиграфи-ческого письма;

учить списывать в тетради.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты;  умение отличать имена собственные.

Чтение текста.

Запись слов и предложений.

ИКТ

 25

Буквы Е, Ё в  Чтение  букв ё,ё начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ.

102-104

38

Буквы Ее (строчная, заглавная).

Буквы Ёё (строчная, заглавная).

54-57

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить вы-делять звуки из ре-чи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; при-вивать навыки вы-разительного чте-ния; развивать на-выки каллиграфи-ческого письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять зна-чения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты;  умение отличать имена собст-венные.

Чтение текста.

Запись слов и предложений.

26

Чтение  букв ё,ё после согласных. Позиционное чтение слогов:

мо-мё, ло-ле, сэ-се.

Чтение слов с буквами е, ё:

ноc - нёс, ров- рёв,

мер- мёл. Состав-ление предложений. Повторение всех изученных букв.

105-110

39

Запись букв ё,ё  после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного.

56-60

Учить правилам оформления предложения на письме в рабочих и простых тетрадях;  развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

Запись слов и предложений.

40

Письмо изученных строчных и заглавных букв.

 Запись слов и предложений под диктовку.

61-63

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; при-вивать навыки вы-разительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

Самостоятельная работа.

ИКТ

«Страна АБВГДейка»

 часть II

«Мой алфавит»    пропись №3

27

Звуки [б] — [б`], буква Бб.

Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов.

Сравнение звуков

[б] и [п].

4-5

41

Буквы Б,б (строчная, заглавная).

Запись слогов, слов и предложений.

 Парные звуки

[б] — [п].

 Письмо слов парами: порт — борт, балка — палка.

4-5

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

Чтение текста.

Запись слов и предложений.

28

Звуки [з] — [з`], буква Зз. 

Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] — [с].

Чтение слов и предложений.

6-7

42

Буквы З,з (строчная, заглавная).

Звуковой анализ. Письмо слов и предложений. Сравнение звуков

 [з] и [с].

Письмо слов парами: коса — коза и т. д.

7-8

Учить чтению целыми словами; учить выделять зву-ки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать на-выки выразительно-го чтения; развивать навыки калиграфи-ческого письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

Свободная самостоятельная деятельность.

43

Упражнения в написании слов с изученными буквами.

9 -11

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

Р.Р.

Составление рассказа, отдельных предложений.  

ИКТ

29

Звуки [д] — [д`], буква Дд.

Парные согласные [д] — [т].

12-13

44

Буквы Дд (строчная, заглавная).

Звуковой анализ. Сравнение звуков [д] — [т].

Письмо слов.

12-13

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

Р.Р.

Составление рассказа. Запись слов и предложений.

30

Звук [ж], буква Ж. Закрепление изученных букв. Чтение предложений.

14-15

45

Буква Жж (строчная, заглавная).

 Звуковой анализ. Запись слов и предложений.

15-16

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

Чтение текстов. Запись слов и предложений.

31

Мои первые книжки.

«Веселые картинки»

«Узелки на память»

 Отработка плавного слогового чтения.

16-23

46

Закрепление изученных букв.

Буквенная мозаика. Контрольное списывание.

17-19

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение переносить слова со строки на строку; умение читать тексты; умение списывать.

Контрольное списывание

32

Буква Я в начале слова и после гласных.

Чтение и пересказ текста.

Разыгрывание диалогов.

24-25

47

Буква Яя (строчная, заглавная).

Анализ графической формы буквы Я.

Запись слов с йотированной гласной я.

20-21

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение обозначать мягкость согласных с помощью йотиро-ванных букв; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов;  умение обозначать мягкость согласных с помощью йотиро-ванных букв; умение читать тексты; умение списывать.

Чтение текста.

33

Буква Я после согласных.

Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов

ра-ря, на-ня и др.

26-29

48

Буквы а — я, о — ё, ы — и.

Письмо слов. Списывание предложений по памяти.

24-25

Учить чтению целыми словами;  умение обозначать мягкость согласных с помощью йоти-рованных букв;   развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки вырази-тельного чтения; развивать навыки каллиграфического письма;

учить списывать

Умение проводить звуковой анализ слов;  умение обозначать мягкость согласных с помощью йотиро-ванных букв; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.

Списывание предложений по памяти.

ИКТ

49

Упражнения в написании слов с изученными буквами.

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.

34

Звуки [х] — [х`], буква Хх.

Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений.

30-31

50

Буква Хх (строчная, заглавная).

Звуковой анализ. Зрительный диктант.

26-27

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать  умение выделять количество слогов; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять количество слогов; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.

Чтение текста. Зрительный диктант.

35

Мягкий знак Ь — показатель мягкости согласных.

Чтение слов с «ь». Чтение в парах.

32-33

51

Мягкий знак.

Запись слов с «ь». 

 

28-29

 

Учить чтению  не-больших текстов с использованием правил выразитель-ности; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; учит делать паузу между словами; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; анализировать графическую форму изучаемых  букв; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.

Чтение текста. Запись слов и предложений.

ИКТ

52

Повторение изученных букв.

 Звуковой анализ.

30-31

Учить чтению  не-больших текстов с использованием правил выразитель-ности; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; учит делать паузу между словами; развивать навыки каллигра-фического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; анализировать графическую форму изучаемых  букв; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.

36

Звук[й], буква Йй. Чтение слов с новой буквой. Выразительное чтение текста.

34-37

53

Буква Йй (строчная, заглавная).

 

Звуковой анализ. Сравнение слов мои — мой, твои — твой. 

Списывание слов и предложений.

32-33

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.

Списывание слов и предложений.

37

Буква Ю в начале слова и после гласных.

Чтение слов и предложений.

38-39

54

Буква Юю (строчная и заглавная).

 Имена собственные. Правила оформления предложений.

36-37

Учить чтению  не-больших текстов с использованием правил выразитель-ности; учить различать звуки;  развивать  умение объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости;  учить делать паузы между словами; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; анализировать графическую форму изучаемых  букв; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.

Чтение текстов.

Дописывание предложений.

38

Буква Ю после согласных.

Чтение слов: лук — люк, круг — крюк.

40-47

55

Запись слов с буквой ю. 

Чудеса со словами.

38-39

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразитель-ного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.

Р.Р.

Составление рассказа.

ИКТ

56

Упражнения в написании слов с изученными буквами.

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.

Диктант.

39

Звук [ш], буква Шш.

Сравнение звуков [ш] — [ж].

Чтение слов и предложений.

48-49

57

Буква Шш (строчная, заглавная). Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш].

40-43

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма; учить списывать; учить чтению и письму слов с буквосочетаниями жи - ши; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразитель-ного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение  читать и писать слова с буквосочетаниями жи - ши;

умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.

Самостоятельная работа. Выучить правило

 жи-ши.

40

Звук [ч`],

 буква Чч. 

Чтение слов и предложений.

С новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами.

50-51

58

Письмо буквы Чч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний

 ча, чу.

44-45

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма; учить списывать; учить чтению и письму слов с буквосочетаниями  ча, чу; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки вырази-тельного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение  читать и писать слова с буквосочетаниями  ча, чу;

умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предло-жения на письме.

Читать скороговорки. Выучить правило

ча-чу.

ИКТ

41

Звук [щ`]. Буква Щщ. 

Упражнение в темповом чтении слов и предло-жений.

Культура общения.

52-55

59

Письмо буквы Щщ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний

ча-ща, чу-щу.

46-47

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма; учить списывать; учить чтению и письму слов с буквосочетаниями   ча-ща, чу-щу ; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки вырази-тельного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение  читать и писать слова с буквосочетаниями   ча-ща, чу-щу ;

умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предло-жения на письме.

Выучить правила

чу-щу;

ча-ща. 

Чтение текстов.

60

Правописание сочетаний

  жи-ши ,ча-ща, чу-щу.

48-49

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллигра-фического письма; учить списывать; учить чтению и письму слов с буквосочетаниями   ча-ща, чу-щу.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение  читать и писать слова с буквосочетаниями   ча-ща, чу-щу ;

умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предло-жения на письме.

Повторить правила

чу-щу;

ча-ща. 

Чтение и запись текста.

42

Звук [ц],

буква Цц. 

Звук [ф], [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] — [ф].  

Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог.

56

61

Буква Цц (строчная, заглавная).

Буква Фф (заглавная, строчная).

Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов.

Письмо слов и предложений. Классификация слов.

50-53

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить классифицировать слова; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки вырази-тельного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение  классифи-цировать слова; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять пред-ложения на письме.

Чтение текста. Запись слов и предложений.

62

Повторение изученных букв.

 

54-56

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать;  умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; умение работать в парах.

Самостоятельная работа.

43

Разделительные

ь и ъ.

Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др.

Повторение. Чтение текстов.

60-63

63

Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. Списывание слов с предварительным проговариванием.

57-63

 Учить чтению целыми словами; учить  читать слова с разделительным Ь и Ъ знаками; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения;

учить списывать.

Умение проводить звуковой анализ слов;  умение  читать слова с разделительным Ь и Ъ знаками; умение читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст;  умение списывать;  умение оформлять предложения на письме; умение работать в парах.

«Про всё на свете»

«Пиши красиво»  пропись  № 4

44

«Старинные азбуки и буквари»

«С чего начинается общение?»

72-87

64

Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного.

Оформление предложений в тексте.

4 - 15

Учить правилам составления предложения по картинкам;   учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразитель-ного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; умение читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах; осмысление роли предложения в речевом общении.

Р.Р.

Составление предложений.

Запись под диктовку.

65

Слова, имеющие одинаковую часть (корень).

Безударные гласные в корне слова.

Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».

16-23

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.

45

«Умеет ли разговаривать природа?»

«Что, где, когда и почему?»

«Удивительное рядом»

«Чтобы предста-вить слово»

88-97

66

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание слов с  разделительными ь и ъ знаками.

24-38

Учить правилам составления предложения по картинкам;   учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; умение читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах; осмысление роли предложения в речевом общении.

Списывание.

Чтение текстов.

ИКТ

46

 «Об одном и том же по-разному»

«Книга природы»

«Сравни и подумай»

«Большие и маленькие секреты»

«Волшебство слова»

98-117

67

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

35-42

Учить правилам составления предложения по картинкам;   учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; умение читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах; осмысление роли предложения в речевом общении.

Самостоятельная работа.

ИКТ

68

Правописание слов с сочетаниями чк, чн.

Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного.

Обозначение на письме мягкости согласного.

46-51

Учить правилам составления предложения по картинкам;   учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; умение читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах; осмысление роли предложения в речевом общении.

Самостоятельная работа.

69

Правописание шипящих согласных

Правописание слов с  разделительными ь и ъ знаками.

52-57

Учить чтению по слогам и целыми словами; прививать навыки выразитель-ного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.  

      Комментарий

      Ввиду малого количества часов отведенных   на письмо, работа в прописи №4  «Пиши красиво» будет продолжаться по усмотрению учителя, как дополнительная работа для тех детей, которые не смогли освоить навыки каллиграфического письма при изучении материала русского языка.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс.  В 2-х частях (Ч. 1 – 112 с., ч. 2 – 128 с.)
  2. Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс (64 с.)
  3. Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 64 с., ч. 2 – 64 с.)
  4. Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс (64 с.)
  5. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD).
  6. Сборник рабочих программ. М.: «Просвещение». 2011г.
  7. Авторские тесты и контрольные работы, раздаточный материал с учетом особенностей учеников.
  8. Авторские презентации Power Point к урокам.
  9. Использование КМ-школы.
  10. Использование образовательных сайтов.
  11.  Использование словарей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...