КВН по русскому языку для 3-х и 4-х классов
материал по русскому языку (3, 4 класс) по теме

Пономарева Светлана Ивановна

КВН по русскому языку для 3-х и 4-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 286_kvn_po_russkomu_yazyku.ppt159 КБ
Microsoft Office document icon 286_kvn_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВН по русскому языку «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому–то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» А.И. Куприн

Слайд 2

1 конкурс 3А Я одел пальто и пошел гулять. 3Б Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. 3В У дороги стоял пожилой гриб. 3Г Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. 3Д Она уверена в свои силы.

Слайд 3

2 конкурс 3А Смех, смешной, смешить, смешать, смешинка. 3Б Вода, подводник, водитель, водопад, водопровод. 3В Гусь, гусыня, гусята, гусеница, гусенок, гуськом. 3Г Лес, лестница, лесничий, перелесок, лесистый. 3Д Дорога, придорожный, дороженька, подорожание, подорожник.

Слайд 4

3 конкурс 1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову. А. Занятие, которое себя не оправдывает. Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться.

Слайд 5

4 конкурс 3А Берег, огород, обед, красивый. Деревня, лошадь, мальчик, лопата. 3Б Тополь, дождь, дверь, олень. Добрый, ловкость, смелый, отзывчивый. 3В Небо, солнце, цветок, поле. Бежит, быстрый, спешит, торопится. 3Г Скатерть, постель, конь, ель. Я, мы, он, друг. 3Д Написала, выучила, решила, подумал. Ребята, работа, ракета, решительный.

Слайд 6

5 конкурс Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушки милкали голубым колокольчики белыи ромашки на высокой ношке. От опушки в диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Слайд 7

6 конкурс 3А «свет, тьма» Ученье – свет, не ученье – тьма. 3Б «погибай, выручай» Сам погибай, а товарища выручай. 3В «встречают, провожают» По одежке встречают, по уму провожают. 3Г «труд, лень» Труд кормит, а лень портит. 3Д «ищи, береги» Нет друга – ищи, нашел – береги.



Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку. 3—4 классы

Оборудование: плакаты:

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А.И. Куприн

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам».

К. Бальмонт

Знать свой язык обязан каждый человек! Давайте посмотрим, какими знатоками языка вы  являетесь и как им владеете.

Сценки:

3 «А». сценка «Поговорили…»

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

- Как живешь?

- Нормально.

- А с учебой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел. Теперь все в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну я же говорю – нормально.

- Странно ты говоришь…

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

- Да-а, странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек.

Ведущий. Может быть герои стихотворения «Стильное кино» А. Барто подскажут нам как надо правильно и понятно излагать свои мысли.

3 «Г» «Сильное кино»

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой идет мой старший брат.

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму!

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им – раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз ее он спас.

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала

Я ничего не поняла.

Ведущий: Да, действительно, понять содержание фильма нелегко. Слова сорняки мешают правильной речи.

3 «Б» «Рассказ школьного портфеля», Ю. Тимянский.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет.

Закрыт магазин на обед…

Хозяйка моет стаканы…

Секет свеклу…Пекет блины…

И до меня дошел черед:

Меня он портфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь,

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

Ведущий: Незнание норм литературного языка, небрежное отношение к слову роднит всех героев этих произведений. Знать свой язык обязан каждый человек.

Учите русский –

Годы к ряду,

С душой, с усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Наш КВН посвящен родному русскому языку.

На сцену выходят команды.

Вот болельщики, вот уважаемые жюри. Путь к победе труден, что ни говори.

3. Представление команд, выбрать капитанов.

3 «А» «Глаголики»

«Глаголить» - значит говорить.

По-русски говорить умеем,

По-русски пишем без труда.

Мы русским языком владеем!

3 «Б» «Умники и умницы»

«Нет ошибкам!» - наш девиз,

Мы грамотны – и это лучший приз!

3 «В» «Знатоки»

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прядки.

Мы правила знаем и их выполняем!

3 «Г» «Смекалистые»

Мы смекалистые дети

Все хотим узнать на свете.

3 «Д» «Любознательные»

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желание все знать.

  1. I конкурс.

Ведущий. В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

4. Конкурс II.

Вы знаете, что в нашем языке есть слова – родственники. Каждой команде предлагается группа слов. Нужно найти лишнее слово и доказать.

3 «А» Смех, смешной, смешить, смешать, смешинка.

3 «Б»        Вода, подводник, водитель, водопад, водопровод.

3 «В»        Гусь, гусыня, гусята, гусеница, гусенок, гуськом.

3 «Г»        Лес, лестница, лесничий, перелесок, лесистый.

3 «Д»        Дорога, придорожный, дороженька, подорожание, подорожник.

Конкурс III

Ведущий. В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

На доске:

1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Пока команды работают. Задание болельщикам.

Ведущий. Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

храбрый
сильный
гордый
мудрый
грубый
веселый
умный
крепкий

красный

смелый
добрый
болтливый
богатый
ленивый
бедный

синий

5. Конкурс IV

Найти в каждой строчке лишнее слово, назвать его и доказать.

(по ходу работы могут быть выделены слова и по другому признаку)

3А. Берег, огород, обед, красивый. (ч.р.)

       Деревня, лошадь, мальчик, лопата. (р.)

3Б. Тополь, дождь, дверь, олень. (р.)

       Добрый, ловкость, смелый, отзывчивый. (ч.р.)

3В. Небо, солнце, цветок, поле. (р.)

       Бежит, быстрый, спешит, торопится. (ч.р.)

3Г. Скатерть, постель, конь, ель. (р.)

      Я, мы, он, друг. (ч.р.)

3Д. Написала, выучила, решила, подумал. (р.)

       Ребята, работа, ракета, решительный. (ч.р.)

Конкурс V

Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, пропускающим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте (по 1 баллу за исправленную ошибку)

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.

У опушки милкали голубым колокольчики белыи ромашки на высокой ношке. От опушки в диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

                                                                                (23 ошибки)

6. Пока команды работают, поиграем с болельщиками.

Я называю слово в ед. числе, а вы – во множественном.

Житель – жители

Грек – греки

Узбек – узбеки

Человек  - люди

Я называю слова в муж. р., а вы в ж.р.

Повар – повариха

купец - купчиха

портной – портниха

храбрец – храбрая

Очень важно не только грамотно писать, но и правильно говорить. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Устная речь»

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;

Отступают в неизвестность -
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

7. Конкурс VI. Отгадай пословицу по двум опорным словам.

3А. «Свет», «тьма». – Ученье – свет, не ученье – тьма.

3Б. «Погибай», «выручай». Сам погибай, а товарища выручай.

3В. «Встречают», «провожают». По одежке встречают, по уму провожают.

3Г. «Труд», «лень». Труд кормит, а лень портит.

3Д. «Ищи», «Береги». Нет друга – ищи, нашел – береги.

Конкурс VII капитанов.

Я называю слово, а капитаны должны добавить перед словом по одной букве, так, чтобы получилось новое слово. (У каждой команды получается по два слова)

3 «А» - Анна (Ванна)

           Рубка (Трубка)

3 «Б» - Рот (Крот)

           Лен (Клен)

3 «В» - Вал (Овал)

           Ров (Кров)

3 «Г» - Ель (Мель)

           Кол (Укол)

3 «Д» - Игры (Тигры)

           Овцы (Ловцы)

Судя по тому, как человек говорит мы судим о человеке, о уровне его образованности, культуре. Учитесь хорошей, интеллектуальной речи, дорожите словом.

Много слов на земле. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

- Эти прекрасные строки принадлежат поэту Вадиму Шефнеру.

Жюри совещается (при необходимости лингвистическая шутка «Несуразные вещи»)

Подведение итогов КВН, награждение команд.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»

– Здравствуй!
– Привет!
– Что ты несешь?
– Разные несу вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот мел несу...
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему надо же будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что...
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?!
– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Арка там нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
– Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя...
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по русскому языку на тему "Обобщение изученного в первом классе".

Презентация к уроку русского языка. Микки Маус предлагает задания по материалу 1 класса. Нажатие на карточку с ответом изменяет её цвет. При правильном ответе карточка окрашивается в зеленый цвет, п...

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...