Методика обучения созданию текстов в форме письма. Письмо - фотография души.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Верясова Наталия Александровна

Сочинения в форме писем играют важную роль в организации речевой деятельногсти детей и формировании умения точно выражать свои мысли и чувства в письменной форме. Письмо - эпистолярный жанр. Его могут печатать в книгах, газетах, журналах. Младшие школьники нуждаются в помощи со стороны взрослых. Возможна переписка между школами, находящимися в разных географических условиях. Такая переписка повышает чувство ответственности учащихся за свою письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo-fotografiya_dushi.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо – фотография души.

(урок в 3 классе)

        Задачи: создать условия для ознакомления с историей письма, правилами переписки и оформления письма; продолжить работу по развитию связной речи на основе создания текста в форме письма; воспитывать культуру речи и уважительное отношение друг к другу.

        Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова; картинки с изображением почтальона, почты, почтового ящика; конверт с оформленным адресом; два письма; плакат «Структура письма»; рисунки-пиктограммы.

Сценарий урока

  1. Постановка учебной задачи.

- Ребята, мой брат живет в Саратове. Мне нужно рассказать ему о новостях и отправить фотографии. Как мне быть?  (Можно позвонить или написать письмо.)

- А кто доставляет письма в дом? Отгадайте.

Кто в семь часов уж начал дело,

И в десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам?

(Почтальон.)

К дому – невеличке

Подлетают птички.

Весточки, приветы

Понесут по свету.

(Почтовый ящик, письма.)

- О чем пойдет речь на уроке? Чему будем учиться? (На уроке мы будем учиться писать письма.)

- Кто из вас любит получать письма? А кто любит их писать? Кто переписывается?

- Для чего пишут письма? Ведь у каждого дома есть телефон, можно позвонить по сотовому телефону, послать телеграмму.

Вывод.  Письма писать труднее, но такое общение более ценное. Услышанное по телефону «тает», забывается, а письмо остается, ведь буквы вечные. Письма помогают общаться на расстоянии.

- Хорошее письмо написать трудно. Для создания текста в форме письма нужны знания и умения. Необходимо продумать содержание письма, уметь писать грамотно, аккуратно, по всем правилам. Когда человек пишет письмо, он задумывается над значением каждого слова.

- Кому можно писать письмо? (Родным, друзьям, хорошему знакомому, сказочному герою, учительнице, писателю, на радио, в газету и др.)

- Одинаковыми ли будут письма по стилю  и содержанию?  (Письма будут разными.)

- Чтобы письмо дошло туда, куда мы пишем, что еще надо сделать? (Правильно заполнить конверт, написать адрес и опустить в почтовый ящик.)

-Тема урока «Письмо – фотография души». Как вы понимаете это выражение?

  1. Знакомство с историей письма и письменности.

- Я предлагаю вам совершить экскурсию в прошлое. Экскурсию в историю возникновения письма помогут совершить наимудрейшие.

Выходят учащиеся в одежде мудрецов, у каждого ученика в руках рисунок.

        Первый ученик. Люди пишут письма давно. Первыми шагами на пути к письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а лишь напоминали о ней.

Второй ученик. В Австралии в давние времена коренные жители свои сообщения посылали с помощью дыма от костра.

Третий ученик.  Индейские племена для сообщения использовали специально завязанные «узелки на память», или узелковое письмо. Для таких писем брали толстую веревку, к ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках завязывали узелки. Чем ближе к толстой веревке узелок, тем важнее информация. Черный узел обозначал смерть, белый – серебро или мир, красный – войну, желтый – золото, зеленый – хлеб. В зависимости от цвета и порядка, в котором были завязаны узелки, индейцы узнавали, о чем идет речь.

Четвертый ученик. В Африке известия передавались дробью большого барабана.

Пятый ученик. Шли годы. Люди научились писать письма при помощи рисунков, которыми можно было выразить много мыслей. Писали письма на сырых глиняных и деревянных дощечках, шкурах бизона, камнях.

Шестой ученик. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом».

- О написании писем при помощи рисунков очень забавно рассказал Р.Киплинг в одной из своих сказок, которая так и называется: «Как было написано первое письмо». Картинки-рисунки назывались пиктограммами. На них были изображены различные знаки и рисунки, причем в каждом рисунке был заложен определенный смысл. Не буквами, а рисунками и знаками люди «писали» то, что хотели сказать. В письме-послании каждая линия , каждая точка и поворот головы животного имели определенное значение. Например, изображение человека, бегущего за кабаном, могло означать приглашение на охоту. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его и понять содержание.

Люди использовали для писем знаки, которые получили название иероглифы. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Известно, что иероглиф для китайца не только знак слова, но и картинка. Поэтому китаец одновременно и читает, и разглядывает книжку с картинками.

В XIX веке был развит эпистолярный жанр. Его название происходит от греческого слова «эпистола», что значит «письмо». Эпистола (письмо, послание) – это литературный жанр, когда письма с разрешения автора изучают как произведение. Именно поэтому мы сейчас так хорошо знаем о жизни писателей, поэтов, ученых, художников: о чем они думали, мечтали, к чему стремились. Значит, письмо – это источник информации.

- Подумайте, можем ли мы сейчас, в наше время, воспользоваться такими способами написания письма? Сделайте вывод: что такое письмо?  (Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии.)

  1. Анализ готового письма.

-Можно ли письмо назвать текстом? (Письмо – это текст, так как все части и предложения связаны друг с другом. В письме о чем-то сообщается.)

- О чем можно сообщить в письме? ( О происходящих событиях, чувствах, мыслях и переживаниях.)

Задание: прочитайте письмо.

Привет, Катя!

Спасибо тебе за письмо! Как ты живешь? Как ты провела лето?

Я летом была в деревне у бабушки. Там у меня появилось много друзей. Мы с ними ходили купаться на речку. С бабушкой собирали грибы и ягоды. Помогала бабушке по огороду: поливала цветы, полола грядки. Мне очень понравилось в деревне. На следующее лето я снова поеду к бабушке.

На этом заканчиваю свое письмо. До скорой встречи. Жду от тебя письма.

Твоя подруга Оля.

4 сентября 2014 г.

-Кому и о чем пишет в своем письме Оля?

- Сколько частей в этом письме?

- Какие слова использовала Оля для приветствия?

- Как девочка попрощалась в письме со своей подругой?

Вывод. Письмо – это текст. Все предложения в тексте связаны друг с другом одной темой.

- Ребята, прежде чем написать кому-либо письмо, надо разобраться в значении двух слов: адресат и адресант. В этом нам поможет словарь С.И.Ожегова.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Адресант -  тот, кто отправляет письмо, телеграмму, почтовое отправление.

На доске плакат:

адрес – адресант – адресат

Адресант – кто пишет, отправитель.

Адресат – кому адресовано письмо, получатель.

- Как называют того, кто отправляет письмо? Назовите имя отправителя. (Того, кто отправляет письмо, называют отправителем, или адресантом. Оля пишет письмо, она – адресант.)

Как называют того, кому пишут письма? Назовите имя получателя. (Того, кому приходит письмо, называют получателем, или адресатом. Катя – адресат.)

Учащиеся сравнивают однокоренные слова: адрес, адресат, адресант.

- Подберите еще родственные слова. (Адресовать, адресуемый.)

- Задумывались ли вы, какой путь проделывает письмо, чтобы от адресанта попасть к адресату? По опорным словам расскажите об этом.

Адресант

Почтовый ящик

Почта, сортировщик

Вагон

Почтальон

Домашний почтовый ящик

Адресат

  1. Знакомство с правилами переписки. Ознакомление с правилами письма.

- Чтобы ваше письмо оставило у адресата приятное впечатление, необходимо соблюдать этические правила переписки. На карточках напечатаны предложения. Вам нужно из данных предложений выбрать правила переписки.

  • Можно лгать и писать неправду.
  • Чужие письма не читать.
  • Писать только правду, не лгать.
  • На полученное письмо можно не отвечать.
  • Чужие письма можно читать без разрешения.
  • На полученное письмо нужно ответить в течении недели.
  • Нужно быть откровенным.

В процессе обсуждения учащиеся выбирают нужные предложения и делают вывод: эти правила необходимо помнить и соблюдать во время переписки.

Учитель показывает детям два письма: одно письмо написано аккуратно и без ошибок на чистом листе; другое – небрежно, неразборчиво и с ошибками на клочке бумаги, оно не содержит информацию.

- Автор какого письма знает, как надо правильно оформлять его? (Автор первого письма.)

Вывод. Второе письмо адресату радости не принесет. Оно не содержит никакой информации, оформлено на клочке бумаги и написано неразборчиво.

- Что такое письмо? Прочитайте напечатанные на карточках предложения:

  • Письмо – форма общения.
  • Письмо – источник информации.
  • Письмо – беседа на расстоянии.
  • Письмо – средство передачи чувств и мыслей.
  1. Обсуждение структуры письма.

На доску вывешивается плакат:

1.Зачин

Обращение

2.Информационная часть

Начальная фраза о состоянии переписки.

Основное содержание письма, сообщение новостей.

Вопросы адресату.

Благодарность.

Просьба писать письма.

Приветы.

3.Подпись

Концовка и подпись

Дата написания

- С опорой на плакат найдите части текста. (Учащиеся находят части письма и выборочно читают.)

  1. Работа над созданием текста письма.

–Прочитайте вопросы на доску. На какие вопросы мы должны ответить, чтобы научиться правильно писать письма?

Кому?

Друзьям, учителю, родителям, …

О чем?

О событиях, жизни в школе, …

Как?

Грамотно, аккуратно, …

- Любое письмо начинается с обращения к тому, кому оно будет адресовано. А что обычно пишут в начале письма? (Приветствие.)

- Как можно обратиться с приветствием к своему сверстнику? (Назвать имя. Например: Здравствуй, Анна!)

- Как нужно обратиться к взрослому? (Например: Здравствуйте, Валентина Ивановна!)

- При обращении к близким людям (родителям, родственникам, подругам) принято использовать слова: дорогой друг, дорогая подруга, милый мой друг.

- Какими словами можно попрощаться в письме, если пишете другу, товарищу, близкому человеку? (До свидания, до скорой встречи.)

Для закрепления правил письма учащимся можно предложить закончить предложения:

  • Письмо начинается с …
  • В конце письма следует …
  • Почерк должен быть …
  • Лист для письма должен быть …
  • В письме не должно быть …
  • На полученное письмо нужно …

Слова-помощники: приветствия, подписаться, аккуратным, чистым и целым, ошибок и помарок, ответить.

-Кому мы будем писать письмо? (Обсуждаются различные мнения. Учащиеся предлагают написать однокласснице, которая лежит в больнице.)

- На доске приведены начало и концовка. Вам нужно написать основную часть письма. Ира заболела и две недели лежит в больнице. Ей будет интересно узнать, какие события произошли за это время.

Дорогая Ирочка!

Как твое здоровье? Когда тебя выпишут из больницы?

……………………………………………….

Быстрее выздоравливай. До скорой встречи.

Твои одноклассники.

11 декабря 2014 г.

  1. Запись основной части письма и адреса.
  2. Итог урока. Рефлексия.

- Кому и куда вы писали письмо?

- О каких правилах написания письма вы узнали?

- Почему люди пишут друг другу письма?

- От чего зависит содержание письма?

- Кому вам захотелось написать письмо?

Подготовься написать письмо

  1. Как ты обратишься  к адресату? Как оформишь приветствие?
  2. О чем будет первая часть твоего письма? За что ты поблагодаришь адресата?
  3. Что можешь сообщить ему о событиях, произошедших в твоей жизни? Подумай, как надо рассказать, чтобы были понятны твои чувства, было интересно читать.
  4. Что тебя интересует в жизни адресата? О чем ты его спросишь? С какой просьбой обратишься?
  5. Как попрощаешься?
  6. Не забудь о дате и подписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Обучение созданию текста-описания в жанре правила "Если хочешь быть здоров". 2 класс. СРО Занкова

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Обучение созданию текста-описания в жанре правила «Если хочешь быть здоров»Цель урока: составить текст-описание в жанре правила (буклет), формировать ...

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ(«ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ» – ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь....

Методика обучения письму цифр

Методика обучения письму цифр...

Представители системы образования обсудили результаты апробации инновационной методики обучения детей письму

В сентябре–октябре 2020 года сразу в четырех регионах страны прошла серия межрегиональных семинаров по обсуждению результатов апробации инновационного учебно-методического комплекса (УМК) «...

Урок по обучению грамоте (чтение) УМК "Перспектива" Загадочное письмо. Письмо в рисунках

Урок по обучению грамоте (чтение) УМК "Перспектива" Загадочное письмо. Письмо в рисунках...