Урок по русскому языку в 4 классе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фёдорова Ольга Анатольевна

Урок  по теме "Безударные личные окончания глаголов" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._u_po_russk.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»

Учитель начальных классов Фёдорова О.А.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов. (урок рефлексии)

Содержательная цель урока: закрепление  изученных способ действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Задача урока: создать условия для расширения и углубления учащихся о грамматических признаков глаголов с целью формирования практического умения писать  безударные личные окончания глаголов.

 Задачи:

 предметные:

  • систематизировать знания  о глаголе
  • повторить алгоритм правописания безударных  личных окончаний  глагола
  • закрепить умение писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных  личных окончаний  глаголов
  • развивать письменную и устную речь
  • развивать коммуникативное взаимодействие   в парах
  • развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний
  • учить постановке учебной проблемы

метапредметные :

  • познавательные УУД: развитие познавательной активности учащихся
  • регулятивные УУД: в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учеников
  • коммуникативные УУД: формировать дружеские взаимоотношения. Навыки взаимопомощи
  • личностные УУД: развитие интереса к русскому языку, формирование мотивации его изучения

           

Ход урока

1.Настрой на продуктивную работу и доброжелательный лад.

Я предлагаю вам задачку.

Когда человек улыбается у него работает 13 мышц лица, когда хмурится 43 мышцы . На сколько мышц больше работает, когда человек хмурится?

- Что же полезнее хмуриться или улыбаться? Давайте улыбнётся друг другу, и начнём урок. – А вот  лучи этого солнышка будут нам дарить хорошее настроение. (Слайд № 1)

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний.

Дано предложение.

Лучи солнца _____ по веточкам сирени _______ на поляну. (Слайд)

- Можно ли сказать что это предложение? (нет связи) – Что нужно сделать? (вставить слова) – Какой частью речи они являются? (глаголы) – Какой раздел мы продолжаем изучать?

- Какие задания можно выполнить, работая с этим предложением? (ответы детей)

а) синтаксический разбор предложения (коллективная работа)

б) морфологический разбор слова заглянули  (индивидуальная с взаимопроверкой)_

в) разбор по составу слова пробежали

г) определить падеж существительных.

Самоанализ работы. Оценивание по шкале.

-Какие умения  формировали на этом этапе урока?

3. Мотивация к учебной деятельности.  (Слайд)

Прочитайте слова и проанализируйте пропущенные орфограммы.

Света….т, та…т, наступа…т, наблюда….шь, ожива…т, прилета…т..

-В какой части слова находится орфограмма. – Поставьте ударение. – Какое оно? (безударное) Значит? (сомнительное) –  Вы уже это умеете делать или сегодня первый урок по этой теме? Достаточно ли нам одного урока? (нет)  - Сформулируйте тему урока.

4. Формулирование темы урока. («Безударные падежные окончания глаголов»)

Какова цель нашего урока? (Научиться безошибочно, писать безударные окончания глаголов)

 -Сформулируйте учебные задачи, т.е. составьте план нашей работы. (Слайд)

1. Учиться ставить глаголы в неопределённую форму.

2. Безошибочно определить спряжение глаголов.

3. Запомнить личные окончания глаголов.

4. Учиться по личным окончаниям, определять грамматические признаки глаголов.

- Чтобы достичь цели урока и решить поставленные задачи, что мы должны сделать в первую очередь?

5. Систематизация знаний о глаголе.

 а) Составление текста о глаголе. (Работа по карточкам)

Ознакомьтесь  с работой и выполните её.

  1. Часть речи, которая обозначает действие___________ и отвечает на вопросы ___________________ называется _____________.
  2. Не с глаголами пишется ________________.
  3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы _______________.
  4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ____________________________.
  5. Глаголы изменяются в прошедшем времени по _________ . а в настоящем и будущем по ___________.
  6. В предложении глагол является  ______________________.
  7. Спряжение – это __________________________________.

Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Проверим вашу работу. (Слайд) Оценивание по шкале. 

 6. Работа над решением поставленных задач.

- С каким временем года ассоциируются слова? (весна)

- Какое задание можно выполнить со словами? (вставить окончания) – Какие признаки глагола вы знаете? (время, лицо, число, спряжение)

а) Самостоятельная работа.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.  (Взаимопроверка)  

-Оцените своё умение писать безударные окончания глаголов. Оценивание по шкале.

-Как вы действовали при написании окончаний глаголов? (алгоритм и схема) (Слайд)

б) Работа в парах.

1гр. Определить лицо глаголов.

2гр. Спряжение глаголов

3гр. Времена глаголов.

6. Физкультминутка

 Называю глаголы 1-го спряжения: хлопок над головой.

Называю глаголы 2-го спряжения: хлопок за спиной.

 7. Словарно-орфографическая работа.

а) словарно-орфографическая работа

Заменить словосочетание, одним словом. Запишите в столбик.

Специалист по фотографии (фотограф) Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати (редактор) Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания (тираж) Человек, выполняющий в порядке очереди какие-либо обязанности (дежурный)

-Исходя из темы, урока подумайте, какую работу вы можете ещё выполнить, используя эти слова.

Образуйте глаголы неопределённой формы, рядом запишите эти глаголы в форме 3-го лица ед.ч.

Фотограф – фотографировать – фотографирует

Редактор – редактировать – редактирует

Тираж – тиражировать – тиражирует

Дежурный – дежурить – дежурит

Определите спряжение глаголов. – Как определили спряжение глаголов?

Самопроверка по эталону

Самоанализ своей работы. Оценивание по шкале.

г) Самостоятельная работа по учебнику Упр. 268

Синонимы – слова одинаковые по значению, но разные по написанию.

Повторить личные местоимения.

Проверка с комментированием. Оценивание по шкале.

д) Дифференцированная работа.

1 уровень (по неопределённой форме определить спряжение и вставить букву в окончании)

 Все мы (испытывать) испытыва….м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега….т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

2 уровень (поставить глагол в н.ф. и вставить букву в окончании)

 Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве….т теплом. Мартовское равноденствие буд….т природу. Ему втор….т ручей. Скоро высоко в небе повисн….т жаворонок. Его сразу не замет….шь, но песня его любого останов…т.

3 уровень (встречаются глаголы-исключения)

 Смотр….шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон….т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня….т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп….тся согнать их в одно место.

е) Тестовая работа.

  – Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.

Глаголы:
А) склоняются; 
Б) спрягаются.

Спряжением глагола называется изменение глагола: 
а) по падежам; 
б) по родам и числам; 
в) по лицам и числам.

Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.

Почему окончания глаголов называются личными?

Лицо глагола определяют
а) по предлогу;
б) по частице 
бы; 
в) по существительному;
г) по личному местоимению.

Домашнее задание: сочинение.

8.Рефлексия.

- Со всеми ли поставленными  задачами мы справились на уроке?

-  На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

В соответствии с концепцией учебного предмета « Русский язык» урок планировался на основе коммуникативного деятельностного и личностно-ориентированного подхода. При планировании урока учитывалось, что учащиеся имеют средний уровень познавательной активности,   навыков и речевых умений.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию

Данный урок по теме «Глагол» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний. В ходе урока были учтены возможности данного класса. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся их активностью.

   На каждом этапе урока учитывались индивидуальные способности, и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. На заключительном этапе урока дети показали хороший уровень усвоения знаний по теме глагол.

   Первый этап – организационно-мотивационный: здесь создавалась психологическая готовность учащихся к уроку, настраивая детей на работу, для активности была создана ситуация успеха.

Формировались УУД:  коммуникативные

   Второй этап – актуализация знаний и целеполагание. С помощью  работы с  предложением (языковая разминка) предметные, регулятивные, а также работы со словами, где учащиеся, проанализировав пропущенные орфограммы и с помощью вопросов учителя, подготовила детей к сознательному освоению учебного материала, была самостоятельно определена тема, цель урока. Был составлен план работы, т.е. задачи урока. Личностные, коммуникативные, познавательные

Формировались УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные

   Третий этап – операционно-познавательный. Цель - закрепление полученных знаний по теме  безударные личные окончания глаголов. Это цель выполнялась с помощью смен различных видов деятельности. На этом этапе развивались коммуникативные умения, регулятивные   (на уровне ученик-ученик, ученик-учитель) работая по карточкам закрепляя знания о глаголе. При проведении словарно – орфографической работе, дифференцированной работе, работа по учебнику формировались познавательные, личностные,  коммуникативные УУД. Все виды работы начинали выполнять через проблемную ситуацию. Прослеживалась работа в парах, коллективная, дифференцированная, по карточкам, тестовая. Все виды работы развивали аналитическое мышление, умение обобщать, анализировать, сравнивать. Каждое задание оценивалось по оценочной шкале. Использовались методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

   Четвёртый этап – рефлексивно-оценочный. На этапе дети давали самоанализ своей деятельности и оценку проведённой работы.

Формировались УУД: регулятивные, коммуникативные. Личностные

 На протяжении всего урока реализовывались поставленные задачи, дети были активны, оценили свою учебную деятельность.

   Урок показал, что ученики  имеют знания о глаголе   и могут применять их на практике, могут владеть лингвистическими  терминами, извлекать необходимую информацию из заданий.

   Исходя, из самоанализа урока считаю, что цели и задачи выполнены, так как урок являлся развивающим и соответствовал требованиям новых стандартов. На уроке применялось ИКТ, прослеживалась межпредметная связь  окружающим миром, здоровьесберегающая технология.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...