Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Приходько Таиса Алексеевна

Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russ_yaz_4_kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

русского языка в 4 классе

по теме

«Обобщение знаний об имени

прилагательном.»

МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цель:

  • обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
  • развивать умение изменять прилагательные по родам и числам;
  • правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных;
  • учить подбирать противоположные по смыслу имена прилагательные;
  • работать над каллиграфией письма;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • прививать любовь к русской сказке, где добро побеждает зло.

1. Орг.момент.

2.Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы с вами побываем в сказке, в которой будем спасать и будем помогать Ивану-Царевичу и Елене Прекрасной. Слушайте ее:

«Жил-был Иван-Царевич. Была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по берегу озера Маныч, и вдруг налетела пыльная буря и унесла Елену Прекрасную».Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А тюльпанчики ему шепчут: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою  невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчиненно законам имени прилагательного. Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой перетянута, а на веревке той – задание».

- Ребята, поможем Ивану-Царевичу?

1 задание: 2 человека работают по карточкам;

Карточка -1.

Вставь пропущенные буквы, определить род имен прилагательных.

Солов..иная  песня,  мурав..иный  дом,  в..южная зима,  девич..и  посиделки, птич..и  стаи,  л..ется быстро,  в..ется  веревочка,  б..ют часы.

Карточка  -  2.

Впиши в  словосочетания  имена  прилагательные,  изменяя  их  окончания. Подчеркни предлоги.

Над _____ заданием,   под  ______  столом,   около  ____  дома,  перед ___ окном,  за _____ стенкой,  у _______   папы, по  _____ льду,  от_____ подруги,  возле  _________ ели.

Слова для справок:   кухонный,  трудный,   загородный,   крепкая,   открытое, тонкий,   строгий,   голубая,   давней.

2 задание: Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.

             Под лучами яркого солнца весенняя степь переливается разными красками.

    - назовите имена прилагательные, каким членом предложения они являются? (определением); определите падеж и род имен прилагательных.

3.- Удержался Иван Царевич на веревке и перешел на другой берег.  А за речкой лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит, сидит на лавке Баба Яга, а рядом учебник русского языка. Оказывается, она не может отгадать загадку и ищет ответ в учебнике.

«Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам

-Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь!»

- Что это? (имя прилагательное).

- Давайте еще расскажем Бабе Яге, что мы знаем об имени прилагательном. Баба Яга хочет узнать, кто из вас лучше всех знает законы страны Прилагательных и тогда Иван получит волшебный клубочек.

- Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется?

- Приведите примеры имен прилагательных.

Как определить падеж, род имен прилагательного?

- Чем отличается имя существительное от имени прилагательного?

- «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, он и доведет тебя до царства Кощея». Дала Баба Яга Ивану Царевичу клубочек. Распрощался Иван с Бабой Ягой и пошел дальше. Катится клубочек, а Иван Царевич за ним торопится.

4. Вдруг клубочек остановился. Видит Иван, на пути камень лежит.  А чтобы его с дороги убрать, надо задание выполнить.

А задание называется «Что это?» Восстановить окончания имен прилагательных, написать к ним подходящие названия предметов, у которых есть такие признаки.

1). Новое  высок… каменн…_______________

2).Красивая, нарядн… нов…_______________

3).Белоствольн…  кудряв…   стройн…________________

4). Свежий, вкусн…. душист….______________

Задание: выделить окончания имен прилагательных, определить род.

5. Покатился клубочек дальше. Вот и замок Кощея. Вспомнил Иван, что говорила ему Баба Яга. Смерть Кощея хранится в шкатулке , которая находится под троном. Но чтобы до него добраться, нужно справиться с замком, на котором много кнопок. Какую кнопку нажать? Для этого надо расшифровать шифровку:

                                           

               На доске:                     голубая лужа                    Ж

хорошему другу              Ё

русского народа                Л

зимнюю вишню               Т

О душистом хлебе           А

Добрым человеком            Я

  - Определить падеж имен существительных и имен прилагательных; каждому падежу соответствует буква   ЖЕЛТАЯ.

- Обрадовался Иван, что нашел нужную кнопку. Но прежде, чем идти к Кощею  решил немного размяться.

ФИЗМИНУТКА.

6. Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевичи решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. А Иван Царевич нажал желтую кнопку. Появился перед Кощеем, а тот и говорит ему ласковым голосом: «За невестой пришел,

Добрый молодец? Давай мирно договоримся. Дам я тебе вот такое задание. Выполнишь его – забирай свою Елену Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плач долой. Делать нечего – согласился Иван».

 

Задание:   работа в учебнике

Разбор смысла пословиц

Какие орфограммы встречаются в пословицах

7. Кощей не умеет держать своего слова, поэтому дал Ивану еще одно задание: определить род имени  прилагательного ДОБРЫЕ вот в таком стихотворении:

Послушайте это стихотворение:

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке

И его не обидели, честное слово,

Добрые дяденьки –рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

Добрые тётеньки – женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«Добрые очень» он в нем написал

Дивится мама страуса,

В письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрые:

Тети или дяди?

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить.

- Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.

8. Выполнил Иван Царевич все задания, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свои обещания. Выхватил тогда Иван Царевич меч и стали они сражаться. Шаг за шагом, все ближе и ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил шкатулку с иглой. А на шкатулке задание: прочитать стихотворение, назвать словосочетания: прилагательное и существительное, указать род, число, падеж. ( У каждого на партах отрывки из стихотворения)

Какой калмык в какое из столетий

Придумал то, что я воспеть хочу?

Я каждый день вставая на рассвете,

Напиток золотистый кипячу.

Да не простой, а золотой! Он с перцем,

И с маслом и со свежим молоком.

Мы счастливы всем существом, всем сердцем,

Когда привольно чай калмыцкий пьем.

( Б.Сангаджиева).

9. Справился Иван с заданием и шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вывшла оттуда Елена Прекрасная. И стала она рассказывать Ивану какой прекрасный сон она видела сегодня ночью.

Запись текста под диктовку. Определить род, число и падеж имен прилагательных.

Ярко светило ласковое солнышко(Им.п. ср.р., ед.ч.) . По зеркальной поверхности(Д.П.,ж.р., ед.ч.) озера Маныч плавали белые и черные лебеди. (Им.п., мн.ч.). Спрятавшись в густом камыше, я наблюдала за питанием этих красавцев. Вдали виднелся тюльпанный остров( Им.п., м.р., ед.ч.). Из него вышел добрый молодец. ( Им.п., м.р., ед.ч.).

10. Похвалил Иван Царевич Елену Прекрасную и отправились они домой , в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

11. Итог урока.

- Вот и закончилась сказка.

Понравилась ли вам она? Чему она учит?

- А урок вам понравился? Что мы повторяли сегодня?

12. Оценки.

      Иван Царевич и Елена Прекрасная за вашу работу на уроке решили лучших наградить медалями шоколадными и поставить соответствующие оценки.

13. Всем спасибо за урок.  

Дополнительно:

1.К каждому существительному «подселите» подходящее по смыслу имя прилагательное и определите их род:

Лучи - _______________                                                           Утро - __________________

Движение - _____________                                                      Малыши - _______________

Стакан - ________________                                                     Клубника - ______________

Ветка - _________________                                                    Мяч - ____________________

2.Найди лишнее слово:

Правдивый – лживый             Робкий – смелый

Сильный – слабый

Скучный – сладкий

Темный – светлый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...