Главные и второстепеннные члены предложения. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Порфенцова Елена Павловна

В данном уроке было применены два приема:

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Главные и второстепенные члены предложения

Цель

Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены, уметь распространять предложения второстепенными членами предложения.

Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).

Основное содержание темы

Изучение распространённых и нераспространённых предложений, главных и второстепенных членов предложения.

Термины и понятия

Предложения распространённые, нераспространённые.

Главные и второстепенные члены предложения

Информационный материал

Учебник «Русский язык» Л.М. Зеленина

Демонстрационный материал

Электронная презентация, корзина

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Ход урока

Орг. момент

Ребята, а хотели бы вы найти клад?

А что такое клад? (золото, деньги)

Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя с потратить, с годами их становится всё больше. Именно за таким кладом мы сегодня и отправляемся. Кто догадывается о чём я говорю? (О знаниях)

Итак, вы готовы?

Личностные умения:

- проявлять интерес к получению знаний

Актуализация знаний

   У мальчика  Саши есть друг Джек. Он живёт в Африке. Джек написал Саше письмо.

Здравствуй, Саша!

     Я слышал, что в России период с середины сентября называют «Золотая осень»

. Что такое золотая осень? Напиши мне, пожалуйста.

                                 Твой друг Джек.

Копия этого письма лежит на ваших столах.

О чём хотел узнать Джек?

Саша написал ответ своему другу.

Здравствуй, Джек!

      Наступила осень. Птицы улетают. Моросит  дождь. Листья падают. Цветы высохли. Трава пожелтела. Листва шуршит. Вода потемнела.

Твой друг Саша.

   Прочитав  письмо Саши, Джек нарисовал рисунок и назвал его «Золотая осень».

img064

 Получилось ли  Джеку изобразить золотую осень?

 Почему Джеку не удалось это?  

Высказывания детей подводим к выводу, что Саша в своём письме не смог правильно описать золотую осень.

Подчеркните в предложениях главные члены .

Можете теперь сказать, почему Саше не удалось передать красоту золотой осени? (использовал только главные члены предложения)

 Можно ли назвать эти предложения распространенными?

А какие предложения называются распространёнными?

Можете ли вы сказать какая будет сегодня тема урока?

Личностные умения:

- проявлять интерес к написанию письма, к описанию золотой осени.

Постановка цели и задач урока

Тема «Главные и второстепенные члены предложения»

Цель урока: Научиться определять главные и второстепенные члены предложения. Дополнять предложения второстепенными членами.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Применение знаний. «Корзина идей»

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, мнение;

  - Вспомните всё, что вы знаете о предложении и запишите в тетрадях

- Обсудите в группах ваши записи.

- Назовите одно сведение о предложении от каждой группы

- Проверим все наши сведения о предложении в течение урока.

-Давайте вернемся к письму Саши.

 -Вы говорили, что все предложения Саши нераспространённые.

- А какие предложения называются распространенными? (В которых есть второстепенные члены предложения)

          Выпишите только распространенные предложения.

          В небе слышится крик гусиной стаи.

Солнце светит.

Сыплются с берёзы золотые монетки.

Я люблю золотую осень.

Небо потемнело.

Подчеркните главные члены предложения.

Какие члены предложения кроме главных ещё бывают? (второстепенные)

- Для чего используются второстепенные члены предложения? (поясняют главные и другие члены предложения)

Познавательные умения:

- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Предметные умения:

- строить распространённые предложения

Физминутка для глаз

Закрепление

Как изменить письмо Саши, чтобы Джек правильно представил себе золотую осень?(Дополнить предложения второстепенными членами) Сможете ли вы сделать это?

Предварительная оценка.(+ справлюсь с заданием   - не справлюсь        ? сомневаюсь

Здравствуй, Джек!

     Наступила _____________осень. Птицы улетают_________. Солнце светит ___________, Моросит__________дождь. Листья____________падают_____________. Трава пожелтела. Листва шуршит____________. Вода __________потемнела.

Твой друг __________.

Зачитывание соседу .  Зачитывание классу  желающими.

Проверка

 Если ваша предварительная оценка соответствует действительности, то обводим её в круг. Если вы ошиблись в оценке- то в треугольник.

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;

- творческое отношение к процессу создания письма.

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Напишите свое письмо Джеку от своего имени, в котором говорится о золотой осени.

Рефлексия. Составление кластера.

Итог.

Подведем итоги

- Что же такое предложение? (одно или несколько слов , связанных по смыслу и выражающих законченную мысль)

-Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Какие члены предложения еще вы знаете? (второстепенные)

- Как называются предложения, в которых только главные члены? (нераспространенные)

- А как называются предложения, в которых есть второстепенные члены? (распространенные)

- Вернемся к нашей корзине: все ли наши сведения верны?

- Все ли сведения о предложении нам сегодня понадобились?

- Достигли ли мы цели урока?

- Мне все было понятно….

- Было трудно…

- Было интересно….

- Прибавилось знаний…

- Пришлось задуматься…

-Могу рассказать другим…

Регулятивные

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;

оценивать результат учебной деятельности

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.