Свободные диктанты для 4 класса
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Ковальчук Виолетта Николаевна

Данный материал  можно использовать при проведении свободных диктантов в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty.docx-1.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для свободных диктантов .

4 класс

Как Мишка проснулся

1) Сосёт медведюшка в тёмной берлоге мохнатую лапу. Спит ,косолапый, не слышит  весенней тревоги. Не слышит, как  мчатся ручьи и звенят ,что вешние гости-грачи- прилетели, кричат. Не слышит  медведюшка- спит.

2)Времечко-время летит. Солнца лучи горячи-горячи. Добрались до медвежьей берлоги, по носу  Мишку щекочут. Аленький лучик колючий Мишку тревожит. Спать больше Мишка не может, на бок другой повернулся, долго ворочался, долго кряхтел, хворостом хрупким хрустел -и проснулся.

3) По лесу бродит- зимы не находит, хмурый от сна. Да рассмешила весна, да посмеялись грачи, да прозвенели ручьи , да приласкали ручьи. Мишка тяжёлый бродит весёлый. Далеко до зимнего сна- радует Мишку весна.

Лиса

1) Чуть настанет вечер, голодная лиса спешит на охоту. Вот крадётся она по лесу. Идёт легонько, словно по воздуху ступает своими пушистыми лапками. То приостановится, то ползком крадётся, то за кустом присядет, то сквозь густую листву пробирается; нигде не зашуршит , не заденет, а и заденет мягкой шубкой – не услышишь.

2) И всё прислушивается, и всё воздух обнюхивает. Времени напрасно не теряет: попадёт жук, мышка ,лягушка- прихлопнет своей лапой , и готовы. Не пропустит яичек в гнезде, перехитрит , подстережёт неосторожную птицу; зайчика или белку сцапает, прикусит своими острыми зубами  и несёт лисятам. Не прочь лиса полакомиться и курочками, да боится подойти близко к деревне.

3) Поохотилась лиса , да и устала. Взберётся на пень , свернётся калачиком и сладко дремлет. В ненастную осень или зимнюю стужу заберётся в свою норку и спит спокойно. Много в норе входов  и выходов на случай беды, и там лиса никого не боится.

Карась

1.Карась живёт большей частью в прудах. Зелёная тина покрывает пруд сверху, а вода в нём затхлая и стоячая, но карась любит такие уголки. В быстрой реке трудно было бы ему бороться с течением , так как тело его плоское и широкое.

2.  Целый день роется карась в тине. Всё, что там гниёт , поедает карась, а иногда перехватит и червяка или личинку. Только к ночи вылезает карась  из грязи, подымается кверху и плывёт к берегу. Там он гложет стебли молодого камыша и при этом громко чмокает.

3. Тихо и вяло живёт карась в тёмном пруду. Редко он кого обидит , скорее попадает ему, беззубому карасю.

4.Вот проходит тёплое лето, наступает холодная осень. Голые ивы хмуро заглядывают в сонный пруд. Всё цепенеет , всё засыпает. Собирается и карась на покой. Тихо шевелит он своими плавниками и на тёмном дне зарывается в в мягкую тину. Здесь будет он спать до самой весны.

Воробей на часах

1.На дорожке около забора собираются воробьиные выводки. Когда большие воробьи улетают за добычей , то присматривать за молодыми остаётся один старый воробей.

2. Воробьишки чирикают , купаются  в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей  усядется  на самой высокой ветке и зорко смотрит  . не покажется ли где хищная птица.

3. Вон около забора крадётся ястреб. Часовой зачирикал  тревожно, и все воробьишки сразу скрылись , а сам он сидит , не шевелится. Увидел ястреб воробья и стал спускаться вниз, а воробей камнем упал в кусты- остался ястреб ни с чем.

Совёнок

1.Летом  я был в лесной школе. Школа помещалась в большом старом доме. Недалеко от дома была роща. По ночам слышно было , как в роще кричит сова.

2. Однажды на опушке леса  мы нашли большую старую берёзу. На берёзе, в дупле, мы увидели гнездо совы. В гнезде сидел совёнок и жалобно пищал. У него было повреждено крыло. Мы взяли совёнка и принесли его в школу.

3. Мы поместили его  на верхнем балконе в клетке и стали за ним ухаживать. На другой день вечером , на закате солнца , прилетела сова и уселась на берёзе. Как только всё утихло в усадьбе ,, сова стала жалобно кричать, а совёнок стал ей отвечать.

4. Так сова прилетала каждый вечер. Она сидела всю ночь на дереве или крыше  дома и перекликалась со своим птенцом. Когда совёнок поправился ,мы выпустили его, и он улетел вместе с матерью.

Над пропастью

1.Я пробирался по горной тропинке в соседний аул. Подо мной была осёдланная лошадь. Тропинка была узкая и крутая. С одной стороны высоко поднималась отвесная стена, с другой –была бездонная пропасть.

2.Лошадь шла ровным шагом по  середине тропинки. Тропинка  становилась всё уже и уже. Глаза мои устремляются за поворот и вместо тропинки видят пропасть. Моя лошадь остановилась. В двух шагах от неё тропинка прерывалась совсем. Наступила ужасная минута.

3.Но это длилось одно мгновение. Лошадь вытянулась, как стрела, мелькнула над пропастью и мягко опустилась на площадку.

Гроза

1.С запада медленно плыли тяжёлые облака. Они темнели и постепенно сливались в чёрную тучу, которая закрывала полнеба.

2. Солнце ещё светило, но вот и оно скрылось за тучей. Угрюмый сумрак повис над землёй. Ветер затих , листья на деревьях бессильно повисли. У самого горизонта во мраке тучи вспыхивали и быстро гасли яркие молнии. Изредка доносилось ворчание далёкого грома.

3.Вдруг налетел порыв ветра; он понёс по дороге столбы горячей пыли. Яркая молния разорвала чёрную пелену тучи. Вслед за ней раздался оглушительный удар грома, и полил дождь.

4.Небо пылало от молний и дрожало от непрерывных раскатов грома. Маленькие овраги обратились в бурные потоки.

5. Прошло полчаса. Ветер начал стихать, небо посветлело, дождь сделался реже. Вот в разорванных тучах мелькнуло голубое небо. Снова засияло горячее солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

Свободный диктант "Лесные пожары" 4 класс

Презентация составлена к уроку развития речи в 4 классе. Свободный диктант - одна из форм развития речи, которая сейчас редко встречается в современных УМК. Однако данный вид работы хорошо формирует г...

Свободный диктант "Солнечный дождь" 4 класс

Презентация составлена к уроку развития речи в 4 классе. Данный вид работы по развитию речи направлен на формирование речевой и орфографической грамотности....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Свободный диктант 2 класс ОС Школа 2100

Свободный диктант "Кот Васька" направлен на проверку правописания парной согласной по звонкости-глухости в конце слова, безударной гласной в корне, проверяемой ударением....

Свободный диктант 2 класс

Презентация Свободный диктант 2 класс, прописаны критерии оценки к диктанту....

Свободный диктант 3 класс ОС Школа 2100

Текст диктанта направлен на проверку изученных орфограмм: проверяемая безударная гласная в корне слова, правописание предлогов со словами, разделительный мягкий знак. Презентация разработана для прове...