Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Честнокова Татьяна Павловна

    Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в условиях интенсивной умственной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Честнокова Татьяна Павловна

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В  3 КЛАССЕ.

    ОБУЧАЮЩИЙ ДИКТАНТ С ЭЛЕМЕНТАМИ СВОБОДНОГО ДИКТАНТА ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (УМК «ШКОЛА 2100»).

    Цели урока:

    • Развивать умение пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта; при проверке написанного.
    • Создать условия для развития умений делового сотрудничества.
    • Обеспечить снижение общего нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсивной умственной работы.

    Оборудование:

    - опорные листы «Этапы умственных действий при написании и проверке текста диктанта»;

    - орфографические словари.

    Ход урока

    1.Эмоционально-мотивационный настрой.

    Выяснение предпочтений учащихся на уроках русского языка, отношения к такому виду работы, как диктант. Учащиеся повторяют, какие универсальные учебные  и предметные умения они приобретают при написании диктанта. Уточняются  цели работы на уроке /общие и индивидуальные/.

    2. Работа с текстом диктанта до написания.

    Учитель предлагает детям записать название текста: «Добрые лучи». Учащиеся высказывают свои предположения по содержанию текста. Предположения уточняются по ключевым словам: солнце, лучи, в гнездо, на белку, с зайцем /записаны на доске/.

            Заранее подготовленный ученик читает самостоятельно составленный им текст диктанта по этим словам (1 часть).

    Добрые лучи.

    Солнышко проснулось. Лучики отправились всех будить. Первый луч заглянул в гнездышко. Второй посветил на пушистую белочку. А третий побежал с зайчиком наперегонки!

    - Чьи мысли о своей работе ты бы хотел услышать? /отзывы одноклассников/

    - Какую словообразовательную работу провел наш юный автор с ключевыми словами? /В соответствии с темой прошлых уроков по словообразованию имен существительных использовал суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением./ Для чего он это сделал? /Чтобы удачно раскрыть тему текста./

    3. Написание 1 части диктанта с опорой на алгоритм действий.

    А) Повторное прослушивание 1 части текста.

     Выявление особых по цели высказывания и интонации предложений, имен собственных. Уточнение гипотез в паре постоянного состава. /Учащиеся делают соответствующие пометки на полях в тетради./

    Б) Восприятие первого предложения.

    Определение вида предложения, наличия предлогов и союзов. Уточнение гипотез в паре постоянного состава.

    В) Восприятие части предложения.

     Определение грамматических связей между словами. Запись каждого слова после обдумывания и решения орфографической задачи.

    «Волшебное зеркало мыслей»: некоторые этапы работы учащиеся комментируют вслух.

    Аналогичная работа с каждым следующим предложением.

    4. Упражнение в проверке написанного с опорой на алгоритм действий:

    А)Чтение учителем текста целиком. Проверка пунктуации: учащиеся уточняют границы предложений, расстановку знаков препинания.

    Б) Проверка грамматических отношений между словами: особое внимание к окончаниям, предлогам и союзам.

    В) Проверка орфографии: индивидуально, а также с помощью «Мастеров орфограмм» - учащихся, которые консультируют одноклассников с использованием словарей. Учитель консультирует учащихся, имеющих трудности по предмету.

    5. Свободный диктант по 2 части текста.

    А) Учитель читает вторую часть текста:

    Рассыпались лучики по мягкой травке. Росинки на шляпках грибов заиграли в прятки. Ласково улыбнулось солнышко маленькой речке. Всех разбудили добрые лучи?

    Б) Учащиеся работают в группах:

    - уточняют тему текста,

    - определяют примерное количество предложений,

    - пересказывают текст по «цепочке» несколько раз,

    - при необходимости обращаются за консультацией в другие группы.

    В) Индивидуальная запись текста.

    Г) Зачитываются варианты текстов, воспроизведенные учащимися.

    Д) Самостоятельная проверка с опорой на алгоритм действий. Взаимопроверка в парах подвижного состава.

    6. Подведение итогов. Домашнее задание.

    - Чьи добрые лучи знаний вам сегодня помогли? Кого поблагодарите в конце урока?

    - Что у вас стало лучше получаться при написании и проверке диктанта?

    - Нужно ли еще тренироваться писать диктанты?

    Домашнее задание: составить текст для нового диктанта по предложенным опорным словам.  

    Список литературы

    1. Мисаренко, Г.Г. Технология проведения орфографического диктанта / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс До и После. -  2005. - №11. -  С. 29-33.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

    Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

    Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

    Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"

    Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.  На  данном уроке используется прием работы в группах....

    Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

    Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

    Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

    Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...