Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Тема: "Написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Мелещенко Елена Александровна

Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.

Ход урока

I.Организационно – мотивационный этап.

Учитель:

Ребята, давайте повернёмся к гостям. Поздоровайтесь, молодцы! А теперь повернитесь ко мне и очень тихо сядьте.

 Ножки где у нас? (на полу)

Ручки где у нас? (на парте)

Учитель:

Лишь только прозвенит звонок – 
Начинается урок!

Ученики:
На уроках будем мы 
Старательны, внимательны! 
По три раза повторять 
Совсем не обязательно!

Учитель:

Ребята, сегодня у нас урок необычный. Посмотрите, какие сказочные герои нас встречают? (Мальвина и Буратино).

Из какой сказки они пришли к нам в гости? (« Золотой ключик, или приключения Букратино»).

А кто автор этой замечательной сказки? (Алексей Толстой). Молодцы!

Мальвина, кукла, девочка с голубыми глазами, она хорошо воспитана, умна.

А Буратино, человечек деревянный, любитель приключений, а вот хорошо учиться у него  не  очено получалось. Мальвина решила, что будет учить Буратино урокам русского языка. Но наш герой затрудняется в правописании некоторых орфограмм, давайте поможем ему в этом.

2, Сообщение темы и постановка цели урока.

Учитель:

Сейчас вам ребята прочитают несколько стихотворений. Выходите ребята. Слушая, обращайте внимание, какие буквосочетания встречаются в стихах.

Выступления детей.

Озеро.

Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой.
Дремлет книзу головой
Ю. Коринец

– Покажите ответ карточкой (“жи-ши”).

Колючки.

Колючки, как известно, злючки, 
А кто же любит их колючки? 
Один верблюд, ведь у верблюда 
Колючки – фирменное блюдо
Б. Заходер

Ответ: “чк”.

Щука.

Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела.
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Г. Сапгир

Ответ: “ щу”, “ жи”, “ ща”.

Свеча.

Голова огнем пылает. 
Тело тает и сгорает. 
Я полезной быть хочу: 
Лампы нет – я посвечу.
Г. Кузичев

Ответ: “ча” “чу”.

Учитель:

– Догадались, какое правило русского языка мы повторяем?

Ученики:

 Сегодня мы повторим написание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.

Учитель:

– Правильно, мы будем повторять и закреплять знания о правильном написании буквосочетаний “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”, “чк-чн”.

3. Чистописание.

Учитель:

– Откройте тетради, запишите число и Классная работа.

– Найдите орфограмму, подчеркните. А что такое орфограмма? (Это часть слова, где можно допустить ошибку).

Учитель:

С чего мы начинаем урок русского языка?

Ученики:

С чистописания.

Учитель:

Зачем?

Ученики:

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений.

Учитель:

Послушайте загадки, о каких буквах идёт речь?

– Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (буква Ж)

– Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш!

Ребята, назовите ещё раз буквы, которые вы видите?

Ученики:

Строчные буквы ж и ш.

Учитель:

Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются данными буквами.

Ученики:

 [ж], [ш] – согласные, шипящие, [ж] – звонкий, [ш] – глухой, всегда твёрдые, парные.

Учитель:

Из каких элементов состоит буква ж?

Ученики:

Из 5 элементов: двух полуовалов, в центре наклонная черта. Эти элементы соединены штрихами.

Учитель:

А из каких элементов состоит буква ш?

Ученики:

Из 3 элементов: 3 наклонные линии с закруглением внизу вправо.

Учитель:

Давайте вспомним, как правильно писать эти буквы. Строчная буква ж:

начинаем писать букву с левого полуовала, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и,наконец, правый полуовал.

Строчная буква ш:

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх , снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки. 

Запись букв в тетради. Лучшие буквы подчеркните карандашом.

4.Повторение.

Учитель:

Ребята, Мальвина приготовила для Буратино интересное задание. А какое? Попробуйте догодаться сами.

Ученики:

Вставляем нужные буквы в словах применяя правило. Обозначаем орфограмму.

Учитель:

Давайте напомним Буратино правило написания сочетаний «жи-ши»

Ученики:

  • НЕ ЗАБУДЬТЕ, МАЛЫШИ,

ШИШКИ, ЛЫЖИ И ЕЖИ

ВСЕ СЛОВА НА ЖИ И ШИ
ПИШУТСЯ БЕЗ БУКВЫ
Ы

Учитель:

Теперь самостоятельно выполните задание, стараясь не ошибиться.

  • МЫШ…,  ЁЖ…КИ,  УЖ…,

ЛЫЖ…,  ЛУЖ…  И  МОРЖ…,

КРЫШ…,  ЧИЖ…КИ,  СТРИЖ…,

Ж…РАФЫ  и  КАРАНДАШ….  

Проверка фронтальная.

Самоконтроль.

Учитель:

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Оцените себя в тетради смайликом.

5. Учитель:

Ребята, Мальвина жила в домике в лесу и к ней часто приходили лесные жители – зверята, которых она тоже учила. Давайте с вами узнаем, детёныши  каких животных обучались у Мальвины.

Но сначала, давайте  вспомним правило написания сочетаний «ча-ща».

Ученики:

ЧАЩА ТАНЕЦ ЧА –ЧА-ЧА

ЧАЙНИК ГУЩА АЛЫЧА

ПИШУТСЯ ВСЕГДА - ВСЕГДА

ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ БУКВУ А.

Задание: Установите закономерность и запишите по образцу этих учеников (работа в паре).

  • У ГРАЧА    –    ГРАЧАТА,

     У ЗАЙЦА    –     …  (зайчата)

     У КРОЛИКА  –  …  (крольчата)  

     У БЕЛКИ    –      …  (бельчата)

     У ГАЛКИ    –      …  (галчата)

     У ВОЛКА    –      …  (волчата)

Учитель:

Давайте проверим задание и узнаем, кто обучается у Мальвины.

Опрос фронтальный.

Взаимоконтроль.

Оцените себя в тетради смайликом.

6. Физминутка

Учитель:

Мальвине очень понравилось, что вы такие сообразительные. Она хвалит вас и предлагает немного отдохнуть.

7. Работа по учебнику

 Учитель:

Ребята, а с какой буквой не хотят дружить сочетания ЧК,ЧН? ( с буквой  мягкий знак). Почему?

Откройте учебники на стр. 37 упр.40

Здесь нас встречает водяной, он предлагает вытащить из волшебного колодца слова с сочетанием “ЧК”.

(Один человек выполняет у доски).

Проверка.

8. Словарная работа.

Учитель:

А сейчас, ребята, мы повторим словарные слова. Я буду читать вам загадку, а вы записываете отгаданное слово в тетрадь.

Летом в огороде – свежие, зелёные.

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?  (Огурцы.)

Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да круглые,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидор.)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.          (Капуста.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.                (Яблоко.)

-Проверяем отгадки. Прочитайте слова.

 Огурец, помидор, капуста, яблоко.

Учитель:

Какая орфограмма есть во всех этих словах?

Ученики:

Правописание непроверяемых безударных гласных букв.

А как их можно проверить? (По словарю.)

9. Развитие речи.

Учитель:

К нам на урок спешил Незнайка. Он записал предложение, хотел вам прочитать. Бежал, бежал: Ой, беда! Упал, и все слова высыпались, растерялись в беспорядке. Нужно срочно помочь Незнайке. Поможем?

Составление предложения из слов. Ёжик в печке испёк коржики.

Как оформляется предложение на письме? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится .?! знаки.)

Найдите слова с изученными сочетаниями.

10. Работа в группах.

Учитель:

Ребята, Мальвина предлагает вам поработать в группах.Она приготовила для вас задание.

Но, прежде повторим правило написания сочетаний чу-щу.

  • ПОЗНАКОМЬСЯ ЧУ И ЩУ

ПИШУТСЯ ЛИШЬ С БУКВОЙ У.
ВЕДЬ В СЛОВАХ НА
ЧУ И ЩУ
МЕСТА НЕТ ДЛЯ БУКВЫ Ю.

Итак, нужно составить как можно больше слов из слогов кроссворда. Проверка.

Молодцы ребята, дружно вместе справились с работой. Запись на доске по два слова из каждой команды.

11. Рефлексия и оценивание.

Учитель: Что мы с вами сегодня делали на уроке?

Ученики: Повторили орфограммы ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН.

Учитель: Как вы думаете, помогли ли Буратино усвоить орфограммы? 

Учитель:

Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета и сейчас мы подарим волшебному дереву свои листочки.

Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справился легко, тот подарит деревцу листочек зеленого цвета – цвет уверенности.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, то подарите жёлтый листочек – цвет сомнения. Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, тогда подарите красный листок-цвет опасности, тревоги и страха. Пожалуйста, подарите деревцу свои листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"

УМК "Перспективная начальная школа" русский язык 2 класс,  тема :"Написание слов - названий предметов разного рода"...

технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме: сочетания ча-ща

Работа содержит конспект урока по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета знаний" по теме "Сочетания ча-ща"....

Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"

Урок русского языка  "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...