Главные вкладки

    Занятие по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в 4 классе
    олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

    Материал данного занятия можно использовать для подготовки учащихся 4 класса к олимпиаде по русскому языку. Занятие содержит не только разнообразные задания по основным разделам русского языка, но и ответы к ним.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку

    1. Прочитай пары слов. Чем они отличаются? Объясни их отличие, составив с ними словосочетания:

    Охватить – обхватить

    __________________________________________________________________________

    Одеть – надеть

    __________________________________________________________________________

    Укутать – окутать

    __________________________________________________________________________

    Одёрнуть – отдёрнуть

    __________________________________________________________________________

    1. Придумай как можно больше существительных с суффиксом  – ец  по следующим значениям:

    а) уменьшительно-ласкательное: братец, ______________________________________

    б) название лица по действию: борец, _______________________________________

    в) название лица по признаку: мудрец, ______________________________________

    1. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~ (тильдой). Напиши следующие слова, в которых один корень заменён тильдой.

    а)      ~ное сосуществование,   по~иться с другом,    при~ение,       пере~ие.

    __________________________________________________________________________

    б) радио~ник,      ~ные экзамены,        тёплый    ~   .

    __________________________________________________________________________

    1. Вопросы на смекалку:
    • Какие три местоимения самые чистые?______________________
    • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?_____________
    • Какое местоимение требует чистоты?_______________________
    • Какое местоимение самое хвастливое? ___________
    • Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?___________
    • Какие пять предлогов всегда вместе выгуливают собачек? _________
    1. Вместо пропусков вставь прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:

    Например:      нервы, прутья  - ___________________  

                           хвост, холод - _____________________

                           нора, хитрость - ____________________

                           услуга, шуба - ________________________

    1. Отгадай существительные общего рода:

    Драчун, зачинщик ссор и драк - _______________________________

    Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам - ________________________

    Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело - _______________________  

    Грубый, невоспитанный человек- _________________

    Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду _______________

    Рассеянный, неловкий человек __________________________

    1. Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:

    Солдат, стоящий на посту - ______________________

    Мощёная улица - ____________________________

    Человек, занимающийся наукой - __________________

    Специалист по шитью платья - ___________________________

    Минувшее время, прошедшая жизнь - ______________________

                Время, следующее за настоящим - __________________

    1. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

                   Делегация  выезжает  утром  встречайте.

    Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.

    ________________________________________________________________

    1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:

    Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.  

    _______________________________________________________________

    1. Даны три слова. Напиши в каждом ряду четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому:

    Стол – скатерть, пол - _______________

    Толстый – тонкий, безобразный - ___________________

    Яйцо – скорлупа, картофель - ________________________

    Собака – шерсть, рыба - _________________________

    Нога – костыль, глаза - ___________________

    1. Выдели корни в данных словах:

    Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.

    1. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
    • На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.______________________
    • Коля написал предложение красиво как курица лапой._______________________
    • От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.__________________

    1. Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.

    Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________

    Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________

    Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. _______________________________

    1. Подбери противоположные по смыслу словосочетания.

    Ранняя весна - _____________________

    Смелый мальчик - _____________________

    Добрый друг - _____________________________

    Сухая возвышенность - __________________________

    Скромная хижина - _______________________________

    Горечь поражения - _____________________________

    1. «Викторина Каркуши».  Она любит, чтобы в словах присутствовал слог КАР

    Любимый овощ - _________________

    Любимые конфеты - _________________

    Любимый праздник - ______________________

    Любимая рыбка - ___________________________

    Любимый сказочный герой - _______________________

    Любимый цвет глаз - ______________________________

    Любимая деталь верхней одежды - _________________________

    Любимый вид борьбы - __________________________

    1. Поставь ударение: баловать,  столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.

    Косит косец, а зайчишка косит.

    Трусит трусишка, а ослик трусит.

    1. Какое слово русского языка одновременно обозначает..?

    Скамью и магазин - ___________________

    Овощ и старинное оружие - _________________

        Покой и вселенную - __________________________

    ОТВЕТЫ

    1. Охватить – обхватить  - в значении слова одинаковы «обнять, схватить обеими руками», но в переносном значении употребляется слово  «охватить» - НАПРИМЕР, огонь охватил дом, его охватила радость

    Одеть – «кого-то во что-то», а  надеть – «что-то на себя» - НАПРИМЕР, одеть сестру, надеть кофту

    Укутать – окутать - в значении слова одинаковы «укрыть со всех сторон», но в переносном значении употребляется слово  «окутать» - НАПРИМЕР, туман окутал местность (т.е. окружил со всех сторон)

    Одёрнуть платье «потянуть вниз»,  а  отдёрнуть руку от утюга «убрать быстрым движением»

    1. Придумай как можно больше существительных с суффиксом  – ец 

    а) уменьшительно-ласкательное: братец, морозец, хлебец, рассказец

    б) название лица по действию: борец, гонец, пловец, чтец

    в) название лица по признаку: мудрец, хитрец, храбрец, молодец

    3.  а) мирное сосуществование,   помириться с другом,   примирение,    перемирие.

    б) радиоприемник,   приемные экзамены,   тёплый    прием.

    4.  ВЫМЫТЫ,  ЯМЫ

    6.       Драчун, зачинщик ссор и драк - _задира, забияка____________

    Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам - ______зевака____

    Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело - _____выскочка____

    Грубый, невоспитанный человек- __невежа____

    Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду ___проныра___

    Рассеянный, неловкий человек ______разиня________

    7.Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:

    Солдат, стоящий на посту - ___постовой_____

    Мощёная улица - ______мостовая____________

    Человек, занимающийся наукой - __ученый_______

    Специалист по шитью платья - _____портной____________

               Минувшее время, прошедшая жизнь - ____прошлое__________

               Время, следующее за настоящим - ___будущее_____

    1. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

                   Делегация  выезжает. Утром  встречайте.

    Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.

    1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:

    Пальцев у него двадцать. Пять на каждой руке. Десять на ногах.

    13. Дружить- враждовать

        Недостаток – достоинство

        Уважать- презирать.                                                                    

     14. Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать

    15.                                                                               

    • На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив рукава)
    • Коля написал предложение красиво (без сучка, без задоринки, комар носа не подточит)
    • От моего дома до школы очень близко.  (рукой подать)
    • Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.

    16. Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________

    Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________

    Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. __________________________

    1.       Подбери противоположные по смыслу словосочетания.

    Ранняя весна - ___поздняя осень_____

    Смелый мальчик - ___трусливая девочка____

    Добрый друг - ___злой враг______

    Сухая возвышенность - ____ влажная низменность ______

    Скромная хижина - ____богатый дворец__________

    Горечь поражения - _____радость победы_______

    Любимый овощ - ___картофель___

    Любимые конфеты - __карамель_________

    Любимый праздник - ____карнавал_________

    Любимая рыбка - _______карп___________

    Любимый сказочный герой - _____Карлсон_____________

    Любимый цвет глаз - ___________карий___________

    Любимая деталь верхней одежды - _____карман_____________

    Любимый вид борьбы - ______каратэ ______________

    1. Поставь ударение: баловать,  столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.

    Косит косец, а зайчишка косит.

    Трусит трусишка, а ослик трусит.

    1. Какое слово русского языка одновременно обозначает..?

    Скамью и магазин - __лавка_____

       Овощ и старинное оружие - ____лук_______

    Покой и вселенную -   мир


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку - 4 класс №1

    Здесь представлены некоторые олимпиадные задания по русскому языку с ответами для 4 класса...

    Олимпиада по русскому языку 2 класс к предметной неделе

    Задания рассчитаны на 1 академический час. Классный тур предметной олимпиады....

    задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

    Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 класс

    В статье представлено большое количество заданий олимпиадного характера по русскому языку (с ответами). Материал систематезирован по темам....

    Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы.

    Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по русскому языку со 2 по 4 классы....

    Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)

    Данный материал составлен для подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Прилагаются ключи с ответами....

    подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс

    подготовка к олимпиаде по русскому языку 3 класс...