Конспект урока по русскому языку 2 класс. Роль суффиксов в словообразовании.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Наянова Татьяна Александровна

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема урока: "Роль суффиксов в словообазовании". Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (2 класс, Школа 2100)

Тема: Роль суффиксов в словообразовании.

Задачи урока:

 Образовательные:-  знакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов и его основными признаками: имеют различные смысловые значения, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

Развивающие:- развитие языковой эрудиции, формирование способностей к поиску, анализу;

Воспитательные:-  воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, животным; воспитывать товарищество и взаимовыручку.

Оборудование: учебник, презентация, карандаши (желтый, зелёный, красный), смайлики, карточки (суффиксы, ответы на вопросы)

Ход урока

Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал он на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол.

Перед вами лежат смайлики. Выберите и покажите смайлик, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я вижу настроение у вас хорошее.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Открываем тетради, посмотрите, сколько строчек нужно пропустить, записываем число, классная работа.

Предположите, какую оценку вы бы хотели получить сегодня на уроке. Поставьте её карандашом на полях.

 Этап актуализации и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите на иллюстрацию, что на ней изображено?

 На слайде: иллюстрация  лес.

                                         

Работа со слайдами

Скажите, это большой лес или маленький? (разные мнения)

Давайте, попробуем разобраться.

-Если бы рядом с ним  поставили маленький дом, то каким стал лес? (Большим)

 

-А если большой дом, то по отношению к этому дому, каким стал лес? (Маленьким)

Запишем получившуюся пару слов: ЛЕС - ЛЕСОК

Какие это слова? (однокоренные) докажите, что это однокоренные слова.(общий корень-лес-). Вспомните, что называют корнем? (корень –главная значимая часть в слове). Выделите корень.

Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на второе слово – ЛЕСОК, как оно образовалось? (к слову –лес+ок). знаем ли мы что такое ОК.(нет, не знаем).

Попробуйте сформулировать тему урока ( познакомиться с новой частью слова)

Что бы мы могли выяснить про эту часть слова?

Составить план на доске  

  • Узнать, как называется новая часть слова
  • Где находится новая часть слова
  • Как обозначается
  • Для чего она нужна
  • Научиться находить новую часть слова

Ах, какое это счастье!

Слово делится на части,

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей

Посмотрите, в нашем лесу выросло необычное дерево. На нём вместо листочков выросли слова. ИЗМЕНИТЕ, СЛОВА ТАК, ЧТОБЫ ОНИ СТАЛИ МАЛЕНЬКИМИ. ЗАПИШИТЕ ИХ ПАРАМИ.

Записывают: зуб-зубик, зуб-зубок, мёд-медок, лёд-ледок, дым-дымок.

Посмотрите на слова. Как изменились слова, при помощи, каких частей слова? (они стали обозначать маленький предмет, -ик,-ок)

Как образовались новые слова?( добавили –ИК-, -ОК-)

Где стоит эта часть слова? (после корня). ЭТА ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ –СУФФИКС. Обратите внимание, в слове суффикс пишется удвоенная «ф».

Посмотрите, на какие вопросы мы нашли ответы? Послушайте стихотворение, оно поможет нам ответить ещё на один вопрос.

После корня он стоит,

Его я если заменю,

Другое  слово получу

Обозначу уголком,

Называю суффиксом.

Что нового вы узнали об этой части слова? (обозначение уголком)

Выделим суффиксы в словах. 

Взаимооценка/взаимопроверка

ОБМЕНЯЙТЕСЬ ТЕТРАДЯМИ, ПРОВЕРЬТЕ, ВСЁ ЛИ ПРАВИЛЬНО ЗАПИСАЛИ. ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА.

Какое значение у суффиксов –ок, -ик? Что произошло со словами?(стали обозначать маленький предмет, уменьш. ласкат. значение).

Посмотрите, что мы можем сказать о новой части слова?

Давайте попробуем составить правило, что такое суффикс. (опрос 2-3 человек)

Сравним ответы ребят с правилом, данным в учебнике  в оранжевой рамочке на с. 90.

Чей ответ был наиболее точным?

ФИЗМИНУТКА

Возвращаемся к теме нашего урока (какая тема), что узнали о новой части слова? Чему ещё нужно научиться? (находить суффиксы в словах)

Работа в парах.  Из частей слова составьте слова. – Как вы думаете, какая часть слова напечатана красным цветом? ( Суффиксы напечатаны красным цветом).

САД

ИК

КОТ

ЁНОК

ТИГР

ЁНОК

СТОЛ

ИК

УГОЛ

ОК

 На доске слайд для проверки слов.

Самооценка.

  • Если  вы правильно составили слова, правильно обозначили суффикс, поставьте на полях зеленый кружок.
  • Если была ошибка в составлении одного слова, или не правильно подобрали суффикс – желтый кружок.
  • Если задание было трудным и нужно еще потренироваться – красный кружок.

 Какие суффиксы встретились? Как они изменили значение слов?

(ЁНОК- название детенышей)

Самооценка.

ВЫВОД: Для чего нужны суффиксы -для образования новых слов

А теперь, я хочу посмотреть, как вы  умеете применять новые знания.

Выпишите однокоренные слова, выделите известные  части слова

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха –мать,  И ребенок – ёжик.

Какие слова выписали? Какие они, по отношению  друг к другу?

Докажите, что это однокоренные слова. Что называют корнем?! Выделите корень!

При помощи чего образовались слова: ЕЖИХА, ЁЖИК? (с + суфф. –их-, ик-).

Какой новый суффикс вам встретился? (-их -название животных женского рода, ежиха, зайчиха и т.д). С какой новой частью слова познакомились? !Выделите суффикс!

Какие части слова выделили  в этих словах? (корень, суффикс).

 Проверка. Самооценка.

Чему мы учились?(находить суффиксы)/что мы сейчас учились делать? (находить суффикс).

Прочитаем  алгоритм нахождения  суффикса, в учебнике  на с.90.

Самооценка.

  • Зел. Кружок – все слова верно записаны, верно выделены части слова.
  • Жел.кр – 1 слово не записано.
  • Кр. Круж. – больше 2 слов записано неверно, неверно выделены суффиксы.

Итог урока.

Какие части слова вы знаете? (корень, суффикс)

Что называют корнем?

С какой новой частью слова вы сегодня познакомились?

Что вы узнали о суффиксе?

С какими суффиксами вы познакомились?

Кто запомнил, какое значение они имеют?

Мы ответили на вопросы, которые ставили в начале урока?

Подведение итога, рефлексия, самооценка.

Оцените свою работу в течении урока.

Все зелёные –«5»

Один жёлтый остальные зелёные –«4»

Все желтые –«3»

Сравните эту оценку с той, которую вы поставили в начале урока, совпадают ли они?

Возьмите смайлики, покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Откройте дневники, запишите Д/з с.90 выучить правило.( при открытых учебниках)

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль суффикса в слове. Определение суффикса. Русский язык, 2 класс Школа 2100 Учитель начальных классов: Наянова Т.А

Слайд 5

зуб мёд дым лёд

Слайд 6

Зуб - зубик Мёд - медок Дым - дымок Лёд - ледок Зуб - зубок

Слайд 7

стол - сад - кот -угол - тигр - Проверьте себя. садик столик котёнок уголок тигрёнок Как суффиксы изменяют смысл слова? Развиваем умения

Слайд 8

Прочитайте стихотворение. Проверяем себя Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха –мать И ребенок – ёжик. Выпишите однокоренные слова, выделите известные части слова.

Слайд 9

Проверьте себя. Ёж, ежиха, ёжик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.

Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...

Конспект урока по русскому языку «Синтаксическая роль личных местоимений в предложении» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Синтаксическая роль личных местоимений в предложении»Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять местоимения в речи.Планируемые результатыПредметные-знать: что такое ...