Конспект урока по русскому языку на тему "Парная согласная"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Парная согласная" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тип: урок закрепления полученных знаний.

Вид: урок-путешествие по станциям в страну «Грамотландия».

Тема: «Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными».

Цели: закреплять знания о парных согласных; формировать умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательные: формировать умение проверки слов с парными согласными.

Коррекционно-развивающие: развивать умение  самостоятельной работы учащихся.        

Корректировать и развивать устную связную речь учащихся (пополнение активного и пассивного словаря, развитие диалогической и монологической речи учащихся).

Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать умение сопереживать.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

 Ребята, сегодня у нас очень необычный урок! Мы сегодня отправляемся в необычное путешествие на корабле. Мы посетим необычные острова, там проживают согласные буквы, которые любят играть с людьми в прятки.

Но, для того, чтобы подняться на палубу этого корабля, необходимо записать число в тетрадях.

Итак, сели все правильно, открыли свою тетрадь, положили её под наклоном, взяли ручки и записываем:

21 ноября.

Классная работа.

Не забываем, что в конце предложения мы ставим точку! Какие орфограммы вы заметили в данных словах?

Хорошо, ребята! Правильно! Теперь мы отправляемся в наше путешествие. И первое, что мы увидели – это остров Чистописания.

Дети записывают число, классная работа.

Дети дают свои ответы.

Минутка чистописания

Рассмотрите внимательно буквы и найдите лишнюю. Давайте прочитаем эти буквы.

д т в ф з с г к б п ж ш р

- Почему вы так считаете?

Потому что у этой буквы нет пары. Она непарная согласная.

- А как называются остальные буквы?

Парные согласные.

Молодцы, ребята! Итак, в своих тетрадочках прописываем заглавную и строчную букву “эр».

Не забываем то, что спинка должна быть прямой, локоть правой руки лежит на парте, тетрадочка под наклоном.

«Красиво сижу – красиво пишу»

Дети читают и называют, что лишняя

буква «эр»

Дети предлагают свои варианты ответа.

Дети прописывают букву «эр».

Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, а кто мне скажет - какова же тема нашего урока-путешествия?

 Правильно! Тема нашего урока-путешествия «Парные согласные». А точнее мы сегодня на уроке будем закреплять тему «Написание слов с глухими и звонкими согласными».

А цель нашего урока: «Закреплять знания о парных согласных и учиться подбирать проверочные слова».

Слайд.

Парные согласные

Бывают такие опасные.

Звук хоть и ясно слышится,

А буква другая пишется.

Ребята говорят, что тема нашего урока-путешествия «Парные согласные».

Повторение.

Ребята, мы с вами продолжаем наш путь. И мы попали на остров Повторения.

Сейчас мы с вами должны ёще раз вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Слайд.

Звонкие                   Глухие

б                                  п

в                                  ф

г                                  к

д                                  т

з                                  с

ж                                 ш

- а сейчас давайте вспомним, как же можно проверить слова с парными согласными?

Слайд.

  1. «ОДИН – МНОГО». (дуб - дубы)
  2. назвать ЛАСКОВО

(шапка - шапочка)

  1. изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный.

(дорожки – (нет) дорожек)

Вспоминаем стихотворение про парные согласные.

Слайд.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«зуб» - на «зубы»,

«лед» - на «льды»

Будешь грамотным и ты!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй:

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки? Проверяем – шубы!

Молодцы, ребята! И мы отправляемся дальше в наше путешествие.

На экране написаны буквы, дети читают.

Работа по теме урока.

Индивидуаль-ная работа

Сейчас мы оказались на острове Размышляйкино.

И вот, что мы увидели на этом острове. Слайд.

Перед вами лежат карточки. Найдем карточку №1. Чтобы отправится дальше, мы должны выполнить задание, которое написано на этой карточке.

В каждой строке нужно найти проверочное слово. Подчеркните это слово.

  1. Дуб, дубки, дубы.
  2. Сторож, сторожка, сторожить.
  3. Резкий, резок, резкие.
  4. Мягкие, мягкая, мягок.


Даю вам минуту на выполнение этого задания. Кто закончит выполнять задание, тот сядет правильно и я пойму, что вы всё  сделали.

Теперь давайте проверим.  

В 1 строке проверочное слово – дубы.

Во 2 строке – сторожить.

В 3 строке – резок.

В 4 строке – мягок.

Слайд. Теперь давайте подумаем, почему эти слова являются проверочными? Перед вами на экране два варианта ответов:

1.После парной согласной стоит гласный;

2.После парной согласной стоит согласный.

Правильно, ребята! Молодцы!

Дети ищут на карточках проверочное слово и подчеркивают его.

Дети называют свои варианты ответа.

Дети говорят, что правильный ответ – после парной согласной стоит гласный!

Физ.минутка для глаз

Наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть. Внимание на экран. Проведем физ.минутку для глаз. Следим только глазками.

Ребята смотрят на экран.

Работа по теме урока.

Работа в парах.

Прежде чем мы с вами покинем остров Размышляйкино, мы должны выполнить еще одно задание. Это задание в парах.

(Никита садится к Леше и Лизе, а остальные работают в парах).

Мы с вами вспомнили, как нужно проверять парную согласную.  

Я вам раздаю карточку №2. Перед вами текст. Задание: нужно вставить пропущенную букву и устно подобрать проверочные слова. Задание выполняем прямо на листочках. Можно советоваться. Я вам даю ровно 3 минуты на это задание и начинаем проверять.

Слайд.

Проверка задания.

-Пожалуйста, читаем текст, называем букву, которую вы вставили и говорим проверочное слово.

Ребята разбиваются на пары и выполняют задание на листочках.

Спрашиваю 2 ребят. Они зачитывают текст и объясняют написание букв, которые они вставили.

 

Физкульт-минутка

Сейчас мы с вами отправимся на остров Отдыхайкино. На этом острове мы немножко отдохнем.

Ребята выполняют физкультминутку.

Закрепление

Ребята, мы немного отдохнули и отправляемся на наш следующий остров Ошибок.

Слайд. Перед вами на экране предложения и в них допущены ошибки. Ваша задача списать эти предложения правильно. На это задание я вам даю 3 минуты. Прочитаем предложения.

В конце осени пошёл снек.

В морос снек сухой.

Проверяем вашу работу. В каких словах допущены ошибки? Назовите проверочные слова.

Ребята, молодцы! Скоро наше путешествие закончится, но перед тем как мы отправимся домой, мы должны посетить еще один остров – это остров Закрепляйкино. На этом острове мы должны закрепить нашу тему.

Мы должны узнать кто обитает на нём. Я вам буду диктовать загадки, а вы отгадки записываете к себе в тетрадь. Готовы?

1.На дне морском
Пятится назад
Какой упрямец
Это…...(рак.)

2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног
Вот и весь я - ……(осьминог.)

3. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (ёж)

4. Неуклюжий, косолапый, летом ест малину, мёд,

а зимой сосёт он лапу. (медведь)

5.Он зубаст, с косматой гривой. Царь зверей – такой красивый! (лев)

Ребята читают предложения и записывают правильно к себе в тетрадь.

Ребята объясняют написание слов, называют проверочные слова.

Ребята называют отгадки и записывают их к себе в тетради.

Подведение итогов.

Ребята, на этом наш урок-путешествие  закончился и мы все благополучно вернулись домой. Давайте подведем тог нашего урока и ответим на несколько вопросов.

Слайд.

  1. Какую тему мы проходили на нашем уроке?
  2. Как проверить парную согласную?
  3. Понравился ли вам урок?
  4. Что больше всего понравилось на уроке?

Ребята, перед вами на столе лежат смайлики. Если у вас на уроке все получилось и вам было все понятно, то поднимите смайлик с улыбкой. Если у вас возникли небольшие трудности, то поднимите вот этот смайлик (показываю смайл). Если вы что-то не поняли и вам было трудно, то поднимите грустный смайлик.

Спасибо вам, ребята, за урок!

На экране написано домашнее задание. Записываем его в дневники.

Сегодня за урок получают оценки … (перечисление детей).

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята поднимают нужный смайлик.

Дети записывают домашнее задание.