Перенос слов 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шишаева Татьяна Вячеславовна

Конспект урока для 1 класса "Перенос слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perenos_slov.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Перенос слов.

Цель:

– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков, переносить слова;

развитие умения находить в тексте однокоренные слова;

развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове.

Символы:

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

II. Открытие новых знаний.

   – Откройте рабочую тетрадь.

– Поставьте точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?

– Почему мы начинаем с чистописания?

I. Чистописание.     

1. Предварительный анализ.

2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

– Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.) Поэтому в русском языке нет ... (дети договаривают: «заглавных букв»).

– Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.

Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.

3. Чтение и запись слов.

– Прочитайте слова про себя.

– Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.

– Запишите слова, диктуя их по слогам.

– Какую роль в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак?

– Подчеркните их в словах.

4. Упражнения для самоконтроля.

Улитка в гости к буквам поспешила,

А адрес дома взять она забыла.

Вам надо за неё решить,

Куда отправиться гостить!

Принять её готовы, факт,

«Ы», твёрдый или мягкий знак.

Лучшую из трёх букв ученики вписывают в окошко домика.

II. Словарная работа.

1. – Выпишите из стихотворения однокоренные слова.

             Петушки

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

                                            (В. Берестов.)

– Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне.

2. Работа по рисункам, с. 18–19.

– Какие слова составили ученики?

– Правописание каких из этих слов надо запомнить? (Корова,собака.)

– Запомните эти слова.

ΙΙΙ. Повторение изученного.

Беседа по вопросам и запоминание правила в стихах.

– Сколько букв в русском алфавите?

– Что такое буква?

– Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные.)

Буквы можем мы читать

И в тетрадку записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33.

– Какие бывают речевые звуки?

– Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

– Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!

Ах, кружится голова.

Какие они разные:

Гласные, согласные!

– Что такое слог?

– Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

I. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесём это слово.)

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

– Что бы вы предложили?

– Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке?

– Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Деление слов на слоги.
  2. Деление слов для переноса.
  3. Деление слов для переноса с удвоенной согласной.
  4. Деление слов для переноса с ь и ъ.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Применение  знаний.

ΙV. Итог

II. Проверка гипотез.  

1. Работа на доске под руководством учителя.

– Запишите предложение.

Бродит стадо по лугам.

– Разделите каждое слово на слоги.

Ученики проводят карандашом вертикальные линии:

Бро|дит ста|до по лу|гам.

– Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую.

Учитель показывает запись, выполненную заранее.

Бро–дит ста–до по лу–гам.        

– Как надо переносить слова? (Переносить часть слова с одной строчки на другую нужно по слогам, если в слове нет суффиксов и приставок.)

– Запомним это правило:

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро–дит ста–до по лу–гам.

– Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

2. Работа в учебнике и в тетради. Упр. 18, с. 18.  

Ученики составляют слова: бараны, лошади, ослики, коровы.

Записывают их. Выполняют все задания. Дополнительно делят

слово бараны для переноса. Записывают: ба–раны, бара–ны.

Остальные слова для переноса делят устно.

3. – Как же надо переносить слова?

– Прочитайте правило в учебнике на с. 21 («Правила переноса слов»).

– Подберите примеры к этим правилам.

Применение открытого знания.  

1. Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.

Ди|ван, бар|сук, рей|ка, се|мья, подъ|ём, пись|мо, змея, коль|цо, огонь.

Ученики объясняют, почему невозможен перенос в словах змея, огонь.

2. – Что мы сейчас делали?  

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 

3. Упр. 19, с. 19.

Выполняется по заданию.

– Что мы сейчас делали?  

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

– Прочитайте на рисунке ещё раз слова, которые держат игрушки.

– Какое из этих слов нельзя перенести?

– Почему?

– Приведите примеры таких слов.

– Прочитайте на зелёной полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.

  Что нового вы для себя сегодня открыли?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...