Урок знаний "Нам дан во владение красивый язык.."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок Знаний «Нам дан во владение красивый язык
Цели:
1. Раскрыть богатство словаря русского языка, разнообразие способов выражения одной и той же мысли, звучность.
2. Расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке, дидактические игры, кроссворды, ребусы.
3. Воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, желание изучать правила лексики, грамматики, фразеологии и других разделов русского языка.
Ход урока.
Учитель
. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы вместе с вами узнаем о богатстве, великолепии, живости, нежности русского языка.
Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский,
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
-Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
Ученик
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
Учитель
- Что такое язык вообще? (Средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.)
- Что значит «говорить правильно»? (ответы детей)
- Говорить правильно, это значит говорить без речевых ошибок, чисто, не произносить лишних слов. Это в устной речи.
- А какая еще речь бывает? (письменная)
- А письменную речь зачем хорошо знать? (чтобы красиво, грамотно писать, излагать мысли на бумаге правильно, без ошибок. В этом нам поможет наука Грамматика. О ней есть замечательные строки.
Ученик: Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах –
Ты же рядом.
И с правилом чётко подскажешь,
Как надо.
Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
Нам в жизни Грамматика
Всем пригодиться.
Учитель:
Два года вы изучаете предмет «Русский язык». И пройденные уроки, конечно, дали вам много знаний. Вы не только научились писать, но еще узнали много правил, которые помогают вам писать грамотно.
- Ну, а насколько хорошо вы эти правила помните, мы сейчас узнаем. Вас ждут занимательные задания, с которыми нужно справиться. Успеха вам!
- Начнем с того, без чего невозможна письменная речь.
- Как вы думаете, что это? Отгадайте.
- Буквы строго стали в ряд,
Будто по линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
(Это алфавит. Все хором называют его)
- Ребята! Какие бывают звуки? (гласные, согласные).
- Что вы знаете о согласных звуках? (бывают парными, звонкими, глухими, твердыми, мягкими)
Учитель: - Молодцы, ребята! Но буквы бывают такие хитрые. Так и хотят вас запутать.
- Чтобы грамотно писать, что хорошо надо знать? (правила). Вот посмотрим, как вы помните изученный материал.
- А что такое предложение? (два или несколько слов, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль).
1 задание
(На доске текст)
Прочитайте его хором. (читают)
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синица в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
- Почему получился такой текст?
- Что нужно сделать, чтобы текст звучал правильно?
(Дети делят текст на предложения, правильно оформляют их)
2 задание
Отгадать загадки. Что это за часть речи?
1. Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам (имя существительное).
2. Что для меня предметы лишь названья,
А я приду – все в действие придёт (глагол).
3. Я украшаю ими речь.
Меня вам надо знать, беречь (прилагательное)
Учитель:
Игра называется «Умники и умницы»
Проверим, могу ли я вас так назвать. Нужно проявить сообразительность, внимание.
1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.
Учитель: - Маша пошла в школу и взяла с собой школьные принадлежности. Какие? Угадайте!
Уникчеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.
Учитель: - Молодцы! С заданиями справились. Я могу смело назвать так: умники и умницы.
Послушайте замечательные строки о родном языке.
Ученик: Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы и сказки. –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Итог. Проанализировать деятельность учащихся, оценить. Показавшим лучшие знания вручается медаль «Знаток русского языка». Всем участникам памятные эмблемы «Знай и люби русский язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-49995-1424868685.jpg)
Урок окружающего мира. Тема:"Осень - красивое время года"
Интегрированный урок по развитию речи и окружающему миру для учащихся 3 класса школы II вида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-31641-1381247406.jpg)
Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Красивые камни в нашем доме" по УМК "Перспектива"
Презентация может быть использована на уроке по Окружающему миру. Тема "Красивые камни в нашем доме УМК "Перспектива" по учебнику А.А. Плешакова....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939918-1503074937.jpg)
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-979091-1511798132.jpg)
Конспект урока + презентация по изобразительному искусству "Красивая посуда в нашем доме" в 3 классе
Изобразительное искусство 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-549677-1423150891.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ "Красивые рыбы. Украшение рыб"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ "Красивые рыбы. Украшение рыб" В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/10/picture-463216-1404936118.jpg)
Проект урока. Тема: Баскетбол. Техника владения мячом и техника ведения мяча.
Проект урока по баскетболу для учащихся вторых классов. Урок для детей на начальной стадии подготовки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-561537-1478938267.jpg)
Конспект урока по литературному чтению "Что красивей всего?" Б.В.Заходер (2 класс)
Конспект урока в помощь учителю начальных классов. Цели и задачи: Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по ...