Урок знаний "Нам дан во владение красивый язык.."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока к 1 сентября

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_urok_znaniy.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Знаний «Нам дан во владение красивый язык

Цели:
1. Раскрыть богатство словаря русского языка, разнообразие способов выражения одной и той же мысли, звучность.

2. Расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке, дидактические игры, кроссворды, ребусы.

3. Воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, желание изучать правила лексики, грамматики, фразеологии и других разделов русского языка.

Ход урока.

Учитель

. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы вместе с вами узнаем о богатстве, великолепии, живости, нежности русского языка.
Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский,
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.

-Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
Ученик

 Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Учитель

- Что такое язык вообще? (Средство  общения людей. При помощи  языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.)

- Что значит «говорить правильно»? (ответы детей)

- Говорить правильно, это значит говорить без речевых ошибок, чисто, не произносить лишних слов. Это в устной речи.

- А какая еще речь бывает? (письменная)

- А письменную речь  зачем хорошо знать? (чтобы красиво, грамотно писать, излагать мысли на бумаге правильно, без ошибок. В этом нам поможет наука Грамматика. О ней есть замечательные строки.

Ученик:          Спасибо, Грамматика,

                Наука прекрасная!

                За буквы, слова, предложения  ясные.

                Где трудное место в словах –

                Ты же рядом.

                И с правилом чётко подскажешь,

                Как надо.

                Писать, говорить, размышлять

                И трудиться –

                Нам в жизни Грамматика

                       Всем пригодиться.

Учитель:

        Два года вы изучаете предмет «Русский язык». И пройденные уроки, конечно, дали вам много знаний. Вы не только научились писать, но еще узнали много правил, которые помогают вам писать грамотно.

- Ну, а насколько хорошо вы эти правила помните, мы сейчас узнаем. Вас ждут занимательные задания, с которыми нужно справиться. Успеха вам!

- Начнем с того, без чего невозможна письменная речь.

- Как вы думаете, что это? Отгадайте.

        - Буквы строго стали в ряд,

          Будто по линейке,

          Каждый знает своё место

          И уйти не смеет.

          Все они стоят красиво

                  По порядку, посмотри!

          Ну, а ты теперь сумеешь

                  Повторить все 33?

(Это алфавит. Все хором называют его)

- Ребята! Какие бывают звуки? (гласные, согласные).

- Что вы знаете о согласных звуках? (бывают парными, звонкими, глухими, твердыми, мягкими)

Учитель:        - Молодцы, ребята! Но буквы бывают такие хитрые. Так и хотят вас запутать.

- Чтобы грамотно писать, что хорошо надо знать? (правила). Вот посмотрим, как вы помните изученный материал.

- А что такое предложение? (два или несколько слов, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль).

1 задание

(На доске текст)

        Прочитайте его хором. (читают)

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синица в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

 там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

        - Почему получился такой текст?

        - Что нужно сделать, чтобы текст  звучал правильно?

(Дети делят текст на предложения, правильно оформляют их)

2 задание

Отгадать загадки. Что это за часть речи?

1. Давно живу я в мире этом

   Даю названия предметам (имя существительное).

                2. Что для меня предметы лишь названья,

                    А я приду – все в действие придёт (глагол).

3. Я украшаю ими речь.

   Меня вам надо знать, беречь (прилагательное)

Учитель: 

 Игра называется «Умники и умницы»

 Проверим, могу ли я вас так назвать. Нужно проявить сообразительность, внимание.

1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.

Учитель: - Маша пошла в школу и взяла с собой школьные принадлежности. Какие? Угадайте!

Уникчеб,  традеть,  зинрека,  каруч,  нейлика,  фельторп.

Учитель: - Молодцы! С заданиями справились. Я могу смело назвать так: умники и умницы.

Послушайте замечательные строки о родном языке.

Ученик:        Язык наш прекрасный –

                Богатый и звучный,

                То мощный и страстный,

                То нежно-певучий.

                В нем есть и усмешка,

                И меткость и ласка.

                Написаны им

                И рассказы и сказки. –

                Страницы волшебных,

                Волнующих книг!

                Люби и храни

                Наш великий язык!

Итог. Проанализировать деятельность учащихся, оценить. Показавшим лучшие знания вручается медаль «Знаток русского языка». Всем участникам памятные эмблемы «Знай и люби русский язык!

img6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема:"Осень - красивое время года"

Интегрированный урок по развитию речи и окружающему миру для учащихся 3 класса школы II вида....

Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Красивые камни в нашем доме" по УМК "Перспектива"

Презентация может быть использована на уроке по Окружающему миру.  Тема "Красивые камни в нашем доме УМК "Перспектива" по учебнику А.А. Плешакова....

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ "Красивые рыбы. Украшение рыб"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ "Красивые рыбы. Украшение рыб" В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Проект урока. Тема: Баскетбол. Техника владения мячом и техника ведения мяча.

Проект урока по баскетболу для учащихся вторых классов. Урок для детей на начальной стадии подготовки....

Конспект урока по литературному чтению "Что красивей всего?" Б.В.Заходер (2 класс)

Конспект урока в помощь учителю начальных классов. Цели и задачи: Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по ...