Урок русского языка в 3 классе "Части речи"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Урок посвящен изучание частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mastranskaya_olga_nikolaevna.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

мастранская Ольга Николаевна

Урок русского языка в 3 классе

тема: ЧАСТИ РЕЧИ

Минутка чистописания

У. Внимательно посмотрите на данную запись:

большой — маленький

сухой —       ?

война —      ?

глубокий —    ?

старый —     ?

гладить —    ?

твердый —    ?

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Д. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:

большой -  маленький     старый - молодой

 сухой - мокрый          гладить - мять

война - мир             твердый - мягкий

глубокий -мелкий

Значит, мы будем писать букву м.

У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

МЛО  ОМЛ  ЛОМ...

Д. Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

У. Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

Словарно-орфографическая работа

У. Внимательно посмотрите на данный шифр:

    1    2    3    4    5    6   7    8

1  А   М  Н   О   Р   К   В   У

2  С   Г    Д   Я   Л  Ч   Ц   Т

и на ключ к нему: 2—1 1—4 2—5 1—4 1—2 1—1.

Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?

Д. Зашифровано слово солома.                     

У. Что такое солома?                              

Д. Солома — это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений.                                          У. Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?                

Д. Солома получается после обмолота зерен.              

У. Что же такое солома? Скажите полностью.            

Д. Солома — это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

У. Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?            

Д. Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной о. Ее надо запомнить.      

У. Прочитайте написанные на доске пословицы.        

Д. Семеро одну соломину подымают.                 

Не солома красит гумно, а зерно.                 

Лежит на соломе, а говорит с ковра.               

Не подкладывай к огню соломы.                   

Дома и солома съедома.                         

Привыкает корова и ко ржаной соломе.           

Соломиной не подопрешь хоромины.               

У. Какие слова в данных пословицах вам незнакомы? (Учитель объясняет значение новых слов.)          

Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц).            

Среди написанных пословиц найдите те, смысл которых задается, определяется какими-либо качествами соломы

Д. Из пословицы Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.

Д. В пословице Не подкладывай к огню соломы указывается, что солома хорошо горит.

Д. Пословица Привыкает корова и ко ржаной соломе говорит о том, что ржаная солома для животных не самая лучшая, наверное, вкуснее пшеничная солома.        

Д. Из пословицы Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная.        

У. Теперь из четырех только что названных пословиц выберите ту, в которой имеются существительное, прилагательное, глагол, предлог. Напишите ее по памяти.

Д. Привыкнет корова и ко ржаной соломе.

У. Скажите, чему будет посвящена новая тема урока?

Д. Новая тема урока будет посвящена существительному, прилагательному, глаголу, предлогу.

Д. Да, мы продолжим разговор о данных группах слов и узнаем новое понятие, которое является для них общим.

Изучение нового материала

У. Из чего состоит наша речь?

Д. Наша речь состоит из слов.

У. Прочитайте написанное на доске предложение.

Д. Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы.

У. Выделите в данном предложении слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

Д. Что? морозец; что? вечер; что? звезды; что? лужицы.

У. Что обозначают данные слова и как они называются?

Д. Слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, обозначают предметы и называются именами существительными.

У. Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?

Д. Какой? Легкий.

У. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое? и т.д., и как они называются?

Д. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета и называются именами прилагательными.

У. Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос что делал?

Д. Что делал? Затягивал.

У. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делал? что сделал? и т.д., и как они называются?

Д. Слова, отвечающие на вопрос что делал? что сделал?, обозначают действие предмета и называются глаголами.)

У. Какое слово в предложении не названо?

Д. Не названо слово к.                             

У. Что вы о нем можете сказать?                  

Д. Я — это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.                                      

У. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги — это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?

Д. Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

У. Обобщите то, что вы узнали во время нашего рассуждения.

Д. Наша речь состоит из слов. Все слова являются какой-либо частью речи. Части речи — это имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги. Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

У. Какую схему вы бы составили к изученной теме «Части речи»?  

                                     

Вариант схемы

             

 имя                            имя                                глагол                             предлог

 существительное    прилагательное

Физкультминутка

У. Я буду называть слова различных частей речи. Если произнесу имя существительное, вы поднимаете правую руку. Если назову имя прилагательное, поднимаете левую руку. Если услышите глагол, прыгаете.

Повторите мое задание (дети повторяют вслух задание)

Слова: завод, веселый, поднять, опустили, дружные, театр, цирк, слон, новый, школа, учатся.

Закрепление

Упражнение 1

Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Напишите. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

1) б...реза, пч...ла, ле...кий, м…лина;

2) р...чистый, р...ка, п...лезный;

3) раз…яснить, д...н...сти, н...п...вать, р...з...ба:

4) р…сковать, через, упл...тнить, р...зм...стить;

5) от, у, п…хучий, около;

6) п...ч...рка, п...рина, п…тнатъ, р…жок.

Упражнение 2

Напишите в каждом ряду вместо точек четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, какой частью речи являются слова каждого ряда.

небо — птица, р...ка — ...;

ч...ловек — губы, слон — ...;

за...ц — к...пуста, свинья —...;

белый — ч...рный, утренний — ...;

п...высил — понизил, ...тнял — ...;

з...нятие — дело, р...бота — ...;

дряхлый — прест...релый, п...ж...лой — ...;

врач — ч...ловек, ветеринар — ....

Образец; небо — птица, река—рыба (с.)

Упражнение 3

Прочитайте. Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий найдите одно общее. Составленные цепочки напишите. Вставьте пропущенные буквы. Устно сгруппируйте слова по частям речи.

1) ел..., с…сна — ?                

ду..., ...сина — ?             

2) в...с...лек, ...дуван-чин — ?  

п...он, роза—?            

3) (К.к)иров, (Т.т)амбов — ? 

(М,м)осква, (П.п)ариж — ?

4) ш…повник, см…родина — ?

клен, топ..л...— ?                

5) волк, тигр — ?

 за...ц, ...вца — ?                    

6) см...тана, тв…рог — ?            

к..лбаса, ветчина. — ?            

Образец: ель, сосна — хвойные деревья    

                 дуб, осина — лиственные деревья

Упражнение 4

Прочитайте предложения. Напишите их в соответствии шифром. Поставьте нужные буквы. Раскройте скобки.

Густеют д(е,и)кабрьские сумерки.

В(а,о)р(а,о)б(ь,-)и ч(и,е)рикают (около) темных скир(д,т).

Небо з(а,о)стилается свинцовым светом.

Белые ч(я,а)йки (с) криком носятся (над) (В,в)олгой.

Шифр

№____

существител.

прилагател.

глагол

предлог

1

1

1

1

-

2

2

2

2

-

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

Упражнение 5

Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов по, ходящее по смыслу одно и то же слово.

1) Как в... канул;                                        2)... век;                                   3) не... в обиду; 

толочь... в ступе:                                        ... дно;                                       ... маху;

решетом... черпать:                                    ... осень;                                   ... слово;

тише.... ниже травы;                                  ... руки;                                     как пить ...;

много... утекло;                                          сулить... горы;                         не... спуску;

выйти сухим из...:                                      ... мастер;                                  ни... ни взять.

Справка: дать, золотой, вода.

К каждому слову для справок подберите слова этой же части речи из всех групп фразеологизмов.

 

Упражнение 6

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их, ориентируясь на отсутствующие части речи в следующем порядке: пословицы, в которых нет имен прилагательных; пословицы, в которых нет глаголов; пословицы, в которых нет предлогов. Закончите упражнение пословицей, в которой есть все перечисленные части речи. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(У) л...нивого всегда проз…ник.

(За) мален...ким п...гнался, б...л...шое п…т...рял.

Не бойся с...баки бр...хливой, а бойся м..лч...ливой.

Хв..лис... ур...жаем. когда рожь в засеку насыпешь.

Злой ч..л...век плачет (от) з...в...сти, а добрый (от) радости.

Упражнение 7

Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками.

на (...) ник       те (...) рож

ку (...) ол          по (...) ок

за (...) ец

Найдите общее и различное в составленных словах. В какой паре искомое слово, находящееся в скобках, является корнем?

Образец: народ — родник.

Справка: сок, бор, сто, ход.

Упражнение 8                                       

Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте и выполните задание.

Члены предложения

Части речи

существительное

прилагательное

глагол

Подлежащее

1

2

3

Сказуемое

4

5

6

Второстепенные члены

7

8

9

Возможные задания:

1. Придумайте и напишите предложения, в которых члены предложения выражались бы частями речи, соответствующими клетке 1, клетке 6, клетке 8.

2. Выпишите предложения из прочитанного произведения, ориентируясь на клетки 1 и 7.                        

3. Составьте предложения и определите, каким клеткам соответствуют их главные и второстепенные члены.        

Упражнение 9                                     

К данным согласным добавьте нужное количество букв а.

 Поставьте их среди написанных букв так, чтобы получилось слово.                                            

м   м                      п   р   д               

р    к                      м   р   к               

р   м                     к   р    н               

с   х   р                  с   л   т               

с   т   к   н    б    р    б    н            

к   л    с   с    к    р    н    д   ш         

Дайте характеристику составленным словам как части речи.

Упражнение 10

Прочитайте. Коротко сформулируйте обычай, о котором идет речь. Составленное предложение введите в текст, найдя для него подходящее место. Подчеркните орфограммы.  

Лесной обычай.

Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага.

Подчеркните по вариантам части речи: 1 — существительные; 2 — глаголы; 3 — прилагательные; 4 — предлоги.

Справка. Обычай: один за всех, и все за одного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русский язык 3 класс "Части речи"

Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...

Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")

Урок русского языка с разными видами работ...

Урок русского языка 3 класс "Части речи"

Урок по программе "Школа России"3 класс проведён в технологии деятельностного метода, тип урока: открытие новых знаний....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....