Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Миронова Ольга Владимировна

Урок русского языка с разными видами работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_programma.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое части речи»

Предмет: Русский язык.  Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»

Класс: 2

Автор: Миронова О.В., учитель начальных классов, 1 категории, МБОУ СОШ №32

Урок:  № 126

Цель урока: Формировать правописание слов с заглавной буквы- имен собственных


Задачи:
Образовательные:

  • заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
  • создать образное представление о языке как о четко организованной структуре;
  • показать   роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
  • обогащать активный словарь учащихся.

Развивающие:

  • Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

  • Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.


Воспитательные:

  •   Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  • Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Планируемые результаты:

  • Предметные: ученик научится рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; научится писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; орфограммы в новых словарных словах.
  • Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,  с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование.

  • У учителя:

Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина

Презентация «Что такое части речи», авт. Миронова О.В.,

СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина

Мультимедийная установка

  • У учащихся: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина,

Сценарий урока

Этап (элемент) урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

1

2

3

4

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

– Скажем, здравствуйте руками.

Скажем, здравствуйте глазами.

Скажем, здравствуйте мы ртом: «Здравствуйте!»

Будет радостно кругом.

Пусть и нашим гостям будет радостно с нами.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют. Организуют рабочее место. Осознанно осуществляют вхождение
в пространство учебной деятельности

Л: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных  способов их решения;умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.

Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выпол-

нение практических задач; способность отличать новое знание от известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта. 

К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием

Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления

II. Минутка чистописания

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (анализ и синтез).

Мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

1. Слова противоположные по значению (антонимы).

 

- Внимательно посмотрите на данную запись: (на экране)

большой –маленький,

сухой - …

война - …

старый - …

твердый - …

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете какую букву вы будете писать на минутке чистописания.

- Определите порядок следования в этом ряду:

Мло омл лом …

- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

  - К словам первого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М. Значит, мы будем писать букву м.

- Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

III.Словарно – орфографическая работа.

- Внимательно посмотрите на данный шифр: (на экране)

  1 2  3  4 5 6 7 8

1а м ш о р к в у

2с г д  я л ч ц т

И ключ к нему:

2-5, 2-4, 2-2, 1-8, 1-3, 1-6, 1-1.

- Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?

- Кто такая лягушка?

- Найдите слово в орфографическом словарике (учебник, стр. 141). Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?

- Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с персонажем лягушка.

- Давайте вспомним правила записи названия книг. Запишем те книги которые вы сейчас назвали. ( 1 ученик у доски)

- Зашифровано слово лягушка.

- Лягушка – это бесхвостое земноводное животное.

- Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной я.  Её надо запомнить.

- В русской народной сказке «Царевна-лягушка»

- В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница»

- Имя автора записывается с заглавной буквы, само название произведения записывается в кавычках с заглавной буквы.

Физминутка 

Видим, скачут по опушке                            

Две зеленые лягушки,                                  На болоте две подружки,                                   Две зеленые лягушки                                           Утром рано умывались,                                         И обратно возвращались.

Полотенцем растирались,                                      Вот здоровья в чем секрет.

Ножками топали,                                                    Всем друзьям физкульт-привет!

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

Дети выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед –вверх.

Ручками хлопали, Вправо-влево наклонялись

IV. Изучение нового материала. Открытие новых знаний.

 -Прочитайте название нашего сегоднешнего разговора: (на экране)

Что такое части речи?

 Откройте учебник на стр. 69. Прочитайте вопросы умного совенка.

- Из чего состоит наша речь?

- Прочитайте слова на экране:

Мед, жаркие, лягушка, плавится, поле, прыгает, стоят, сладкий, зелёная, колосится, большое

Разбейте слова на группы.

На доске:

           Предметы

мёд

лягушка

поле

дни

- Какой вопрос можно задать к этим словам?

На доскен дополняется запись:

          Предметы

Что? Мёд

Кто? Лягушка

Что? Поле

Что? Дни

- Какую группу слов еще вы выделили?

- Это слова –признаки предметов.

- К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу.

- Поставьте вопросы к этим словам.

На доске появляются записи:

        признаки предметов

какой? сладкий

какая ? зелёная

какое? большое

какие? Жаркие

- Какие слова ещё остались?

- Поставьте вопросы к этим словам.

- К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу.

На доске появляется новая запись:

        Действия предметов

Мёд Что делает? плавится, лягушка что делает?

прыгает,

поле что делает? колосится,

дни что делают? стоят

- Слова – предметы, слова – признаки предметов, слова-действия предметов  - это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи.

СД-диск к учебнику  слушают сообщение профессора Самоварова

- Обобщите то, что. Узнали во время нашего рассуждения.

« Как вы понимаете название темы? О каких частях речи, по вашему, мы будем говорить?»

(выслушиваются варианты ответов)

- Наша речь состоит из слов.

- Мед, поле, лягушка,дни, т.к. они называют предметы.

- Кто? Что?

-Жаркие, сладкий, зелёная, большое, т.к. они описывают предмет

- Мёд сладкий, лягушка зелёная, поле большое, дни жаркие.

- Плавится, прыгает, колосится, стоят. Они  называют действия этих предметов.

- Все слова в русском языке относятся к какой-либо части речи. Части речи – это слова предметы. слова признаки предметов, слова действия предметов. Чтобы определить к какой части речи относится слово нужно задать вопрос.

Физминутка

- На физминутке будут звучать слова  предметы и слова –признаки предметов. Если услышит е слово отвечающее на вопрос кто? или что? подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово , отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? –приседаете, руки на пояс.

Сады, ребёнок, холодная, лето, кудрявый, страна, тополь, молодые, ручей, звонкое, капля.

V. Закрепление

-Прочитайте задание в учебнике упр. 93 стр. 70. Что нужно сделать при выполнении этого задания?

Работа в паре.

-Следующее упражнение на экране. Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите его признак в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом. Например, яблоко (какое?) красное. Второй ученик называет предмет, вопрос, признак и новый признак данного предмета. Например, яблоко (какое?) красное, большое. И т.д.

Картинки: дом, берёза

Познавательные умения:

— определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- А что такое часть речи?

- Как определить, какой частью речи является слово?

-Поставьте в тетради на полях смайлик –настроения от урока:

-было все доступно и интересно;

-для тех,  кто не до конца разобрался в новых знаниях;

          - для тех, кому было не интересно и тема осталась не понятной.

- Мы узнали, что наша речь состоит из слов. Все слова относятся к какой-либо части речи.

- Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов.

- Чтобы определить какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать , что оно обозначает.

Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно  учителем.

Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....