Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
презентация к уроку (русский язык, 3 класс) по теме

Жигалова Оксана Леонидовна

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить возможность овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_ik_3_klass_urok.doc57 КБ
Файл prezentatsiyak_otkrytomu_uroku_ekik.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Жигалова Оксана Леонидовна,

учитель начальных классов ГБОУСОШ № 644 г. Санкт - Петербурга

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Правописание суффиксов  имён существительных –ик, –ек.

Цель урока:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, создать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка, развития критического мышления
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
  • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки

                                                         

                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент. -Здравствуйте, дети! Пусть этот урок принесет нам радость общения. Сегодня вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.
    2. Чистописание.
    -Начнём наш урок с минутки чистописания.
    -Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними.
    к и е ки ке ик ек
  2. Стадия вызова.

 

Приём «Найди верное выражение». 

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Найди верное утверждение:

Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

 

– О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

 – О суффиксе.

  1. Стадия осмысления.

- К сегодняшнему уроку я просматривала задания в дидактическом материале и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.

Синий колокол качается в поле.

3.1. -Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения?

( Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.)

- Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку?

(Колокол, синий)

-Как, по- вашему, надо изменить эти слова? (синенький колокольчик)

Если учащиеся не ответят на этот вопрос правильно, то следует предложить им такое задание:

- Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение.

Какое предложение теперь получилось?  Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради)

- Какая часть слова участвовала в образовании новых слов? (Суффикс) 

 – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Просмотр кадра из мультфильма)

-. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры. 

-Как это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением -  замочек).

- Чем можно открыть такой маленький замочек?( Замочек можно открыть маленьким ключиком).

3.2. Постановка проблемного вопроса

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? 

Д.  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Д.  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. 

У. – Определите тему нашего урока.

Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Чем же мы будем заниматься?

Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

Д. –  Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

У. – Знаем ли мы, как они пишутся?  Как мы можем узнать об этом?

Д.  Можно прочитать правило в учебнике.

Д.  Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д.  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 арбузик – арбузики

 бантик –  бантики

 барашек – барашки

 горошек –  горошки.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик                      кармашки

садик                          пенёчки

кармашек                   садики

пенёчек                       билетики

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – много- арбузики. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой:  барашек – барашки. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик –  билетики, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек –  пенёчки, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – ключики, кораблик – кораблики, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – замочки, сыночек – сыночки, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.

У. -Как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

-Как Витя Перестукин справился с заданием?

При помощи картинки-подсказки попробуйте сформулировать правило правописания суффиксов

 -ек-, -ик-.

Проверим правильность нашего вывода.

(Нет ключика, много ключиков.

Нет замочка, много замочков.

Если при изменении формы слова гласная в суффиксе «убегает», пишется гласная е, а если остаётся, пишется гласная и).

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

3.3. Физминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

(Разминка для рук)

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили,

Повертели и открыли.

3.4. Закрепление во внешней речи 
а) Словарная работа.
-Запишите слова-отгадки в тетрадь через запятую, обозначая орфограммы.
• Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. АРБУЗ
-А вы знаете, дети, что арбуз – это большая сладкая ягода.
• Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. ЗАЯЦ
• Кусочек ткани, обычно квадратной формы.
Предмет одежды или гигиены. ПЛАТОК
• Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. КАРАНДАШ
• Маленькая птичка
с коричнево-серым оперением,
живущая обычно близ строений. ВОРОБЕЙ
-Проверим записанные слова. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши. Если слово написано правильно, ставите +, если неправильно _. Правильность написания сверяйте по словам на доске. (вывешены на доске карточки со словами)
-Если все +, то «5», если один _, то «4», два _ -«3», три _ -«2».
б)Образование слов с суффиксами –ик, -ек.
-Образуйте от словарных слов однокоренные с уменьшенным значением.
-Какая часть слова поможет в этом?
-Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ик, -ек?
(Вспоминаем по алгоритму)
-Запишем слова с комментированием.
Арбузики – арбузик, зайчики – зайчик, карандашики - карандашик, платочки – платочек, воробышки – воробышек.

3.5. Самостоятельная работа.

Упражнение №488

Проверка

3.6. Итог урока.

Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?

Как проверить написание суффиксов  -ек-, -ик-?

4. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

Прием «Написание синквейна»

У. А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Исчезающий, остающийся.

3.Пишется, убегает, остается.

4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.

5.Ласкательный.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Маленький, ласковый.

3.Подставлю, слышим, пишем.

4.Гласный звук не убежал – пиши суффикс –ик –, а убежал, значит, суффикс –ек –.

5.Добрый.

 

5. Домашнее задание.

Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 106, упражнение 489 .

А Город  Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас ждут встречи с новыми суффиксами. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики" Жигалова Оксана Леонидовна, учитель начальных классов ГБОУСОШ № 644 г. Санкт - Петербург

Слайд 2

слов с суффиксами – ик -, - ек - "Правописание

Слайд 3

Выбери верное выражение СУФФИКС – ЭТО МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 4

СУФФИКС СЛУЖИТ для образования новых слов для связи слов в предложении Выбери верное выражение

Слайд 5

СУФФИКС СТОИТ после корня перед корнем Выбери верное выражение

Слайд 6

СУФФИКС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ Выбери верное выражение

Слайд 7

КЛЮЧ___ ЗАМОЧ___

Слайд 8

Проблемный вопрос Когда в слове пишется суффикс –ИК, а когда суффикс –ЕК? Выскажите свои гипотезы.

Слайд 9

Гласный звук сохранился? пишется суффикс -ЕК пишется суффикс -ИК ДА НЕТ Изменю форму слова нет, много

Слайд 11

Учимся применять правило : Выделим корень слова. Если слышится после корня [ ик ] , сразу слово не пишем, ведь суффикс –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ ик ] . Изменим форму слова , подставляя к нему слова нет, много , проверяем, остался гласный звук или нет. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Если гласный звук остался , пишется суффикс –ик- ; если гласный звук исчез , пишется суффикс –ек-.

Слайд 12

платоч__ ек листоч__ билет__ песоч__ ек зуб__ ик стол__ ик ик ик ек ек

Слайд 13

ик ек кружоч… винт… пароход… сыноч… звоноч… корабл… годоч… билет… голубоч… дождич… пакет… комоч… ек ик Вставь суффикс -ик- или -ек- ик ек ек ик ек ик ек ек ик ек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Приемы повышения познавательной активности на уроках

Часть приемов, используемых на уроке по  повышению активности....

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Повышение познавательной активности на уроке через использование ИКТ

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения, которая  должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно ме...

Проект "Игровые технологии как средство повышения познавательной активности на уроке литературного чтения"

Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания  комфортных условий, необходимых д...

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении...