Главные вкладки

    Презентация к уроку (русский язык, 3 класс) по теме:
    Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

    Жигалова Оксана Леонидовна

    С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить возможность овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ek_ik_3_klass_urok.doc57 КБ
    Файл prezentatsiyak_otkrytomu_uroku_ekik.pptx1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Жигалова Оксана Леонидовна,

    учитель начальных классов ГБОУСОШ № 644 г. Санкт - Петербурга

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема урока: Правописание суффиксов  имён существительных –ик, –ек.

    Цель урока:

    • организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, создать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка, развития критического мышления
    • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
    • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

    Тип урока: открытие нового знания

    Форма урока:

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки

                                                             

                                                                 Ход урока:

    1. Организационный момент. -Здравствуйте, дети! Пусть этот урок принесет нам радость общения. Сегодня вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.
      2. Чистописание.
      -Начнём наш урок с минутки чистописания.
      -Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними.
      к и е ки ке ик ек
    2. Стадия вызова.

     

    Приём «Найди верное выражение». 

    (Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

    Найди верное утверждение:

    Суффикс – это маленькое слово.

    Суффикс – это часть слова.

    Суффикс служит для образования новых слов.

    Суффикс служит для связи слов в предложении.

    Суффикс стоит перед корнем.

    Суффикс стоит после корня.

    Суффикс не имеет значение.

    Суффикс имеет значение.

     

    – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

     – О суффиксе.

    1. Стадия осмысления.

    - К сегодняшнему уроку я просматривала задания в дидактическом материале и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.

    Синий колокол качается в поле.

    3.1. -Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения?

    ( Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.)

    - Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку?

    (Колокол, синий)

    -Как, по- вашему, надо изменить эти слова? (синенький колокольчик)

    Если учащиеся не ответят на этот вопрос правильно, то следует предложить им такое задание:

    - Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение.

    Какое предложение теперь получилось?  Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради)

    - Какая часть слова участвовала в образовании новых слов? (Суффикс) 

     – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Просмотр кадра из мультфильма)

    -. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры. 

    -Как это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением -  замочек).

    - Чем можно открыть такой маленький замочек?( Замочек можно открыть маленьким ключиком).

    3.2. Постановка проблемного вопроса

    У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? 

    Д.  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

    Д.  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. 

    У. – Определите тему нашего урока.

    Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

    У. – Чем же мы будем заниматься?

    Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

    У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

    Д. –  Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

    Д. –  Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

    У. – Знаем ли мы, как они пишутся?  Как мы можем узнать об этом?

    Д.  Можно прочитать правило в учебнике.

    Д.  Можно самим вывести это правило.

    У. –  Какой путь вы выбираете?

    Д.  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

    Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

    (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

    Карточка № 2

    1 уровень

    Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

     арбузик – арбузики

     бантик –  бантики

     барашек – барашки

     горошек –  горошки.

    Карточка № 3

    2 уровень

    Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

    билетик                      кармашки

    садик                          пенёчки

    кармашек                   садики

    пенёчек                       билетики

    Карточка № 4

    3 уровень

    Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

    Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    Выводы, которые ученики сделали на уроке:

    1 группа:

    Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – много- арбузики. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой:  барашек – барашки. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

    В разговор вмешалась вторая группа.

    А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик –  билетики, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек –  пенёчки, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

    1 группа:

    Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

    3 группа:

    Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

    ключик – ключики, кораблик – кораблики, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

    Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – замочки, сыночек – сыночки, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

    2 группа:

    Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

    У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

    У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

    Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

    У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

    Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

    Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.

    У. -Как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    -Как Витя Перестукин справился с заданием?

    При помощи картинки-подсказки попробуйте сформулировать правило правописания суффиксов

     -ек-, -ик-.

    Проверим правильность нашего вывода.

    (Нет ключика, много ключиков.

    Нет замочка, много замочков.

    Если при изменении формы слова гласная в суффиксе «убегает», пишется гласная е, а если остаётся, пишется гласная и).

    - Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

    3.3. Физминутка.

    Буратино потянулся.

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развёл –

    Видно ключик не нашёл.

    А чтобы ключик нам достать,

    На носочки надо встать.

    (Разминка для рук)

    На дверях висит замок.

    Кто его открыть бы смог?

    Постучали, покрутили,

    Повертели и открыли.

    3.4. Закрепление во внешней речи 
    а) Словарная работа.
    -Запишите слова-отгадки в тетрадь через запятую, обозначая орфограммы.
    • Сам алый, сахарный.
    Кафтан зеленый, бархатный. АРБУЗ
    -А вы знаете, дети, что арбуз – это большая сладкая ягода.
    • Это что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной?
    И стоит среди травы –
    Уши больше головы. ЗАЯЦ
    • Кусочек ткани, обычно квадратной формы.
    Предмет одежды или гигиены. ПЛАТОК
    • Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где носом проведет,
    Там заметку кладет. КАРАНДАШ
    • Маленькая птичка
    с коричнево-серым оперением,
    живущая обычно близ строений. ВОРОБЕЙ
    -Проверим записанные слова. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши. Если слово написано правильно, ставите +, если неправильно _. Правильность написания сверяйте по словам на доске. (вывешены на доске карточки со словами)
    -Если все +, то «5», если один _, то «4», два _ -«3», три _ -«2».
    б)Образование слов с суффиксами –ик, -ек.
    -Образуйте от словарных слов однокоренные с уменьшенным значением.
    -Какая часть слова поможет в этом?
    -Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ик, -ек?
    (Вспоминаем по алгоритму)
    -Запишем слова с комментированием.
    Арбузики – арбузик, зайчики – зайчик, карандашики - карандашик, платочки – платочек, воробышки – воробышек.

    3.5. Самостоятельная работа.

    Упражнение №488

    Проверка

    3.6. Итог урока.

    Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?

    Как проверить написание суффиксов  -ек-, -ик-?

    4. Рефлексия.

    Какова была тема урока? А проблема?

    Что нового вы сегодня узнали?

    Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

    Прием «Написание синквейна»

    У. А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

    Напоминаю:

    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

    На второй строчке надо написать два прилагательных.

    На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

    Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

    Написание синквейна детьми.

    1.Суффиксы –ик –,–ек –.

    2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

    3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

    4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

    5.Внимание.

    1.Суффиксы –ик –,–ек –.

    2.Исчезающий, остающийся.

    3.Пишется, убегает, остается.

    4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.

    5.Ласкательный.

    1.Суффиксы –ик –,–ек –.

    2.Маленький, ласковый.

    3.Подставлю, слышим, пишем.

    4.Гласный звук не убежал – пиши суффикс –ик –, а убежал, значит, суффикс –ек –.

    5.Добрый.

     

    5. Домашнее задание.

    Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 106, упражнение 489 .

    А Город  Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас ждут встречи с новыми суффиксами. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    " Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики" Жигалова Оксана Леонидовна, учитель начальных классов ГБОУСОШ № 644 г. Санкт - Петербург

    Слайд 2

    слов с суффиксами – ик -, - ек - "Правописание

    Слайд 3

    Выбери верное выражение СУФФИКС – ЭТО МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО ЧАСТЬ СЛОВА

    Слайд 4

    СУФФИКС СЛУЖИТ для образования новых слов для связи слов в предложении Выбери верное выражение

    Слайд 5

    СУФФИКС СТОИТ после корня перед корнем Выбери верное выражение

    Слайд 6

    СУФФИКС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ Выбери верное выражение

    Слайд 7

    КЛЮЧ___ ЗАМОЧ___

    Слайд 8

    Проблемный вопрос Когда в слове пишется суффикс –ИК, а когда суффикс –ЕК? Выскажите свои гипотезы.

    Слайд 9

    Гласный звук сохранился? пишется суффикс -ЕК пишется суффикс -ИК ДА НЕТ Изменю форму слова нет, много

    Слайд 11

    Учимся применять правило : Выделим корень слова. Если слышится после корня [ ик ] , сразу слово не пишем, ведь суффикс –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ ик ] . Изменим форму слова , подставляя к нему слова нет, много , проверяем, остался гласный звук или нет. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Если гласный звук остался , пишется суффикс –ик- ; если гласный звук исчез , пишется суффикс –ек-.

    Слайд 12

    платоч__ ек листоч__ билет__ песоч__ ек зуб__ ик стол__ ик ик ик ек ек

    Слайд 13

    ик ек кружоч… винт… пароход… сыноч… звоноч… корабл… годоч… билет… голубоч… дождич… пакет… комоч… ек ик Вставь суффикс -ик- или -ек- ик ек ек ик ек ик ек ек ик ек


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы повышения познавательной активности на уроках

    Часть приемов, используемых на уроке по  повышению активности....

    Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

    Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

    Повышение познавательной активности на уроке через использование ИКТ

    В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения, которая  должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно ме...

    Влияние устного счёта для повышения познавательного интереса на уроках математики

    В работе расскрывается сущность интереса , приведены виды упражнений для устного счёта и примеры занятий по устному счёту....

    Проект "Игровые технологии как средство повышения познавательной активности на уроке литературного чтения"

    Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания  комфортных условий, необходимых д...

    Практические задания для повышения творческой активности на уроках русского языка

    Данная подборка практических заданий позволит развивать речь, делать ее наиболее грамотной, знакомить с устным народным творчеством. Можно использовать вначале урока на этапе актуализации знаний. Данн...

    Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

    Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...