Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.
статья по русскому языку по теме

 

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитывать любовь и уважение к родному языку, гордость за его величие и красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ЯЗЫКУ

И РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

В РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА

Выполнила:

Волошина Лариса Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Пятницкая СОШ»

                                                     

Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретический обзор        

Глава 2. Описание проектной части        

Библиографический список        

Приложение ………………………………………………………………………..


Введение

Актуальность. В последнее десятилетие на всех уровнях активно заговорили о необходимости повышения престижа изучения русского языка как родного и как государственного, о воспитании чувства уважения к языку и гордости за его создателя – русский народ. Но при этом педагоги и психологи отмечают, что детям трудно дается изучение русского языка, следствием этого является то, что предмет «русский язык» попадает в разряд нелюбимых и кажется недоступным. Многие современные дети не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму.

Грамотность – орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость – значит, научить ребенка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать. В развивающей системе обучения Л.В. Занкова предусмотрены возможности реализации на уроках русского языка тех дидактических принципов, которые отличают систему развивающего обучения Л.В.  Занкова от традиционной школы: системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения. Отличает систему развивающего обучения и то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. Взрослый (учитель, родители) руководит поиском ответов на поставленный ребенком вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ребенок работает самостоятельно. Работа учителя с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации у детей самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя. Знания, умения, навыки, формирование которых является основной задачей традиционной школы, в системе Занкова являются только базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребенка.

Цель исследования: с опорой на анализ литературы и опыт практической работы проследить оптимальные условия формирования интереса к родному языку и развития орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова на уроках русского языка. Объектом исследования стало развивающее обучение на уроках русского языка. Предметом исследования являются принципы формирования интереса к родному языку и развития орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова.

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:

- сделать анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам развивающего обучения;

-разработать модель, которая позволит наиболее оптимально формировать устойчивый интерес к родному языку и развивать орфографическую зоркость младших школьников;

- проанализировать результаты проведенного эксперимента.

Глава 1. Теоретический обзор

Известно, что интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Понятие «интерес» имеет множество разных определений. В психологии интерес рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Я. Рубинштейн);

- познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже (А.К. Маркова);

- склонность к чему-либо; познавательное, избирательное, доминирующее отношение личности; направленность личности (А.К. Дусавицкий).

Обобщив вышеперечисленные подходы к характеристике психологической сущности интереса, можно сказать, что интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Учебно-познавательный интерес является наиболее адекватным мотивом учения школьников. Мотивация учения выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции оставляют единство, но проявление первой и второй функций зависит от третьей. Поэтому при формировании мотивации учения главным объектом выступает именно эта функция – смысл учения в жизни ребенка, т.е. учение для школьника должно приобрести внутреннюю значимость, личностный смысл.

Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и определением их в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах - целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

Можно сделать вывод, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

а)        активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

б)        логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

в)        зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

г)        непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного и предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комбинированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма диктанта «Проверяю себя».

В наибольшей степени развивает орфографическую зоркость комментированное письмо. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментированном или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, то есть орфограмму. Написание слова объясняется не полной формулировкой правила, а отдельными словами - комментариями, то есть так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.

Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приемов по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция.

Комментированное письмо позволяет осуществлять периодическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отличия, опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу необходимо проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания.

Итак, необходимым условием формирования прочного орфографического навыка является развитие фонетической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

1) моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;

2) целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий её развития позволяет формировать достаточно высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо.

М.Р. Львов пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограммы» (Львов, с. 15).

Сформировать орфографическую зоркость - значит, научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки.

М.Р. Львов выделяет следующие опознавательные признаки орфограмм.

Первый - это несовпадение буквы и звука.

Второй - это сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, и не только звуки, но и звукосочетания вместо звуков и в словах, буквы, буквосочетания. Условно назовем их «опасными» звуками, звукосочетаниями, парами звуков и т.п. Необходимо как можно раньше научить детей в словах такие «опасные» звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные а / о, и / е;

- пары звонких и глухих согласных сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу;

- сочетания стн – сн, здн – зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные.

Третий опознавательный признак орфограммы - это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительная гласная в сложных словах, возвратная частица ся (сь), сочетание морфем - две приставки, два-три суффикса, наконец, суффикс, сливающийся с окончанием типа - ение, - ание.

Школьники запоминают эти «опасные» позиции уже в период обучения грамоте, т.е. при практическом усвоении звуков и букв, правил графики, и в дальнейшем при изучении состава слова, частей речи и других тем русского языка.

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально, – 70 – 90 %. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо.

Условия оптимального формирования интереса к родному языку и развития орфографической зоркости:

- работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в период обучения грамоте на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;

  • ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
  • орфографические правила вводить с выполнением соответствующих упражнений, а также с использованием алгоритма рассуждения;
  • прививать интерес к чтению;
  • интегрировать уроки обучения грамоте и письма;
  • развивать словарный запас учащихся.

Ребенку - первокласснику ещё очень трудно разобраться в написании слов, так как он только научился писать, но очень важно обратить внимание на то, что написание многих слов расходится с их произношением.


Глава 2. Описание проектной части

Предлагаемая модель формирования интереса к родному языку и развития орфографической зоркости обеспечивает сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

В работе по формированию орфографической зоркости выделяем несколько этапов.

Первый этап. Обучение постановке ударения. Уже на третьем уроке дети учатся выделять голосом ударный звук, слог, работают со схемами слов, а также подбирают слово к заданной схеме. Изучив несколько букв, дети учатся писать слова, где произношение не расходится с написанием (сын, сон, кот, ноты, Нина и т.п.).

Второй этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением (страна - страны), (косы - коса, осы - оса). Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - «опасного места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится неясно. При чтении и письме этих слов сравниванием написание и произношение этих слов, а затем рассказываю детям сказку о безударных гласных.

«Однажды гласные она гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, деревья поникли, звери разбежались и попрятались, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а и о стоят без ударения, хочет занять место в слове и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно».

Тут же даю веселые рифмовки:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение!

К этой сказке обращаюсь постоянно, объясняя написание слов пила, остра, повар, земля и др.

У детей появляется хорошая привычка задумываться над написанием гласных о-а, е-и-я в безударном слоге.

Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.

Четвертый этап. Отработка умения проверять безударную. Упражнения типа: г(о/а) ра, с(о/а) ва, гр(о/а)за, тр(о/а)па, с(о/а)сна и др.

Эти упражнения даются на доске для I уровня, перфопапки для II и III уровня.

I уровень - учащиеся работают с учителем, обосновывают свой выбор;

II - III уровни - самостоятельно.

Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух. Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.

В первом классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм.

Цель работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.

Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом: знакомлю детей с правилом и тут же даю краткий комментарий, который нужен для объяснения орфограмм в процессе письма, даю правило в стихах. Составляется памятка для работы над ошибками.

1. Аня, Москва - большая буква в именах собственных.

2. Жизнь, счастье, чудо, девочка, ручной – сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

  1. Собака, корова - непроверяемые безударные гласные (словарные слова).
  2. Дома-дом, лесок-лес - безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

5. Дуб - дубок, глазки – глаза - парная согласная в корне слова.

  1. Аллея, суббота - удвоенная согласная в корне слова.
  2. Конь, пальто - мягкий знак - знак мягкости.
  3. Ручьи, крылья - разделительный ь.
  4. У  дома, от  школы - правописание предлогов.

Дети с удовольствием заучивают веселые рифмовки, например:

Жи и ши, жи и ши с буквой и всегда пиши.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Слово смело изменяй

Рядом гласный подставляй!

«Зуб» на «зубы», «лед» на «льды» -

Будешь грамотным и ты! Безударный гласный, стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте,

Удареньем проверяйте!

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою, друзья,

Здесь моя семья, жильё -

Перед я, ю, е, и, ё.        

Эти веселые «запоминалки» помогают оживить правила, развивают память детей. И бывает, если ребенок затрудняется опознать, «увидеть» орфограмму, достаточно напомнить только первое слово из «веселого» правила, чтобы помочь ему.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.

1. Письмо с проговариванием. Эту работу необходимо вести с первых уроков письма.

Этот приём используется и при списывании и при письме под диктовку. Так записывая первое слово «Ау!» ребенок проговаривает. Пишу первый слог, «а», «приклеиваю» второй - у. Читаю Ау! Позовем волшебника Ударение. Ударный второй слог.

Ученик диктует слово или предложение, произнося каждое слово орфографически.

В первом классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нём, во II-IV классах - по слогам, четко выговаривая каждое слово, т.к. артикуляция является составной частью в процессе письма.

  1. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа проводится с 1 класса.
  2. Диктант или списывание с обоснованием. Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму. Например: лес-лесок, цвет-цветок, рог-рожок, мед-медок.
  3. Диктант (конечно, не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

5.        Диктант «Найди слово». Диктую несколько предложений (2-3) и даю задание: найти и подчеркнуть слова с безударной гласной, которые можно проверить.

6.        Объяснительные и предупредительные диктанты.

Зима в лесу.

Настала зима. Деревья стоят в лесу белые. Земля укрыта снежной шубой. На соснах сидят клесты. Там у них гнездо. Скоро будут птенчики. 

Новая орфограмма: проверяемые безударные гласные в корне слова.

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

  1. Сочетание букв чк, чн, нч (птенчики).
  2. Большая буква в начале предложения.
  3. Точка в конце предложения.
  4. Словарное слово - скоро.

7. Выборочные диктанты и выборочное списывание. Напиши только слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например: Родная земля и в горсти мила.

Каждая речка к морю течёт.

Кто много лежит, у того бок болит.

Где тепло, там и добро. Где вода, там и беда.

Пословицы дают не только богатейший языковой материал, но и хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки.

Загадки.

На горе шумит, под горой молчит (Лес).

Под окном лежит, а к стене не привалишь (Дорога).

Глаза на рогах, а домик на спине (Улитка).

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь).

8. Творческий диктант (по теме: «Правописание парных согласных на конце слов»).

Составить с данными словами 4 предложения.

Зима в лесу.

 Мороз, снег, лёд, сугроб.

На реке.

Лёд тронулся, высокий берег, льдины, вышла из берегов.

9.        Зрительные диктанты.
Малыши среди двора
Хоровод водили.

В зимний холод всякий молод.

10.        Письмо по памяти
Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Подчеркни буквы, которые надо проверять.

11.        Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.

Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

12.        Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Анализируя процесс речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик».

Ученикам даю памятку «Как правильно научиться списывать»

  1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется.
  2. Пиши, диктуя себе по слогам.
  3. Проверь: читай слово в тетради и это же слово в учебнике.

Когда дети овладевают чтением целыми словами, памятку видоизменяю. Алгоритм списывания может выглядеть так:

1. Прочитай предложение, как оно слышится.

  1. Прочитай предложение, как оно пишется.
  2. Повтори по памяти.
  3. Подчеркни орфограммы и «опасные» места.
  4. Ещё раз прочитай предложение так, как оно пишется.
  5. Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу.
  6. Проверь по книге или сверься с записью на доске.

13.        Использование приема какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками.

Текст обычно записан на доске или для сильного ученика на карточке. Об использовании этого приёма ученые спорят, но я считаю, что на этапе закрепления, когда орфограммы уже отработаны, этот вид работы вызывает интерес. Малыши любят быть учителями, исправлять ошибки.

Пример по теме: «Правописание жи-ши»

Наступила зима. Замёрзли лужы. Полетели пушыстые снежынки.

Запорошыло снегом дорожки. У Мишы и Яшы новые лыжы. Целый день малышы были на горке.

Дети с удовольствием проверяют «Диктант Незнайки», исправляют ошибки, обосновывают правописание слов, записывают слова правильно, делают вывод: какие правила забыл Незнайка.

14.        Показ нужной орфограммы на сигнальной карточке.

Чтобы быстро проверить усвоение материала, провожу слуховой диктант.

По теме «Парные согласные на конце слова»

Шкаф, рукав, карандаш, чиж, автобус, тетрадь, утюг, лошадь, сапог, завод, морковь, Медведь, хлеб, рассказ, шалаш, четверг.

Дети сигнализируют «веером», я сразу вижу, кто допустил ошибку. Ученик обосновывает ответ, исправляет ошибку.

15.        Использование этимологического анализа слов.

Происхождение слова «тетрадь» дети узнают из учебника с.5 № 8, а почему линейка так называется, предлагается догадаться самим с.5 № 7. К этимологическому анализу часто обращаемся при изучении «словарных» слов. В этой работе я использовала «Этимологический словарь». В.Волиной «Откуда пришли слова» на кружке «Родное слово» в 1 классе.

16.        Очень активизируют работу перфокарты.

Материал расширяет словарный запас учащихся, орфографическое поле. Они могут иметь разные виды, но ценность их в том, что быстро проверяются, сразу исправляются ошибки.

17.        Ежедневные орфографические зарядки помогают быстро повторить изученные правила.

1 этап работы подготовительно-ознакомительный. Чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфоэпически и орфографически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

Флаг, деньки, Лева Шишкин, няня, ручка, ландыши,

Зиночка, сочный, львята.

Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить эту букву?

2.Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы.

Груш..., ч..гунок, лос..., Ж (ж)учка, задач...,

К(к)оля, Щ(щ)..кин, сне..., сн...пы, б...лет.

3.Закрепительный этап.

На доске записаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение направлено на формирование умения «видеть», т.е. выделять орфограммы, но может быть использовано для выделения орфограммы на слух, а также могут быть даны для индивидуальной работы со слабыми учащимися, но уже с выделенными орфограммами.

Снег, просьба, ручей, мебель, лужица, уточка,

дядя Кузьма, прочный, Полкан.

4. Контрольно-диагностический этап.

  1. Дети пишут слова под диктовку.
  2. Исправляют ошибки в словах:

Голупь, настенька, горад, рыщют, валчата, пушыстый, крючьки, скучьный, идёт, граза.

18. Словарно-орфографическая работа.

Работа над словами с непроверяемыми орфограммами играет важную роль в развитии орфографической зоркости. Все слова делю на тематические группы - блоки. Работу провожу следующим образом:

  1. день. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов с выделением орфограмм и постановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.
  2. день. Запись в тетрадях с проговариванием, делением на слоги.
  3. день. Составление словосочетаний, фразеологизмов (где возможно), подбор однокоренных слов.

4 день. Составление связного рассказа с данными словами, озаглав-ливание своего рассказа, чтение текста. Например, блок «Зимой».
Мороз, ветер, иней, коньки, суббота.

5        день. Слуховой или картинный словарный диктант из двух блоков.
20.
Развитие орфографической зоркости на уроках чтения.

На уроках чтения также провожу работу по развитию орфографической зоркости.

1.Так на уроке чтения по тексту Н.Н. Носова «Живая шляпа» проводилась следующая работа.

1). В отрывке из текста (написан на доске) дети должны вставить пропущенные буквы и обосновать выбор.

К_отенок Васька с_дел на п_олу возле к_омода и л_вил мух. А на к_моде, на самом кр_ю л_ежала шляпа.

2). Пока котенок Васька сидел под шляпой, мышки расшалились и выгрызли из слов гласные. Угадайте, какие это слова?

КМД          ВЛД          ВДК

ШЛП        CTЛ        ДВН

КХН        КМНТ        КРЗН

КТНК        КРТШК

При выполнении этого задания проверяется внимание, память, орфографическая зоркость.

2. Так при проверке домашнего задания по стихам С. Есенина «Ночь» и «Береза» предлагаю следующие задания:

  • Перечитайте стихотворения, которые мы читали вчера на уроке.
  • Вспомнили? Закрывайте учебники. На доске карточки со словами из этих стихотворений.
  • Вы не узнаете слова? Они без гласных? Что же делать, может быть, попробуете их узнать и расставить в 2 столбика. Один столбик - слова из стихотворения «Ночь», а другой - «Береза».

Р ч к (речка - «Ночь»)

Т ш н (тишина - оба стихотворения)

Т р в (трава - «Ночь»)

С л в й (соловей «Ночь»)

БРЗ        ОКН        СНГ

ВТК        КЙМ        КСТ

СРБР        БХРМЙ        СНЖНК

Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения.

Разумеется, все предложенное не является чем-то новым. Но систематическая работа на каждом уроке дает неплохие результаты в обучении грамотному письму.

Заключение

На уроках русского языка я стараюсь доказать детям, что в языке все способно удивить их. Ведь чувство удивления – признак развивающегося и развитого ума.

Предложенная в проекте модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова позволяет воспитывать любовь и уважение к родному языку, гордость за его величие и красоту. В результате работы ученики стали писать грамотнее, у них постепенно вырабатывается орфографическое чутье, проявляется интерес к заданиям творческого, поискового характера.


Библиографический список

  1. Айдарова, Л. И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников / Л.И. Айдарова // Возрастные возможности усвоения знаний. – М., 1966. – С. 115-128.
  2. Антохина, В. А. Идеи обучения и развития в дидактической системе Л.В. Занкова и их реализация в современной школьной практике / В.А. Антохина // Практика образования. – 2004. – № 2. – С. 22-34.
  3. Аргинская, И. И. Обучаем по системе Л.В. Занкова / И.И. Аргинская и др. – М.: Педагогика, 1994. – 159 с.
  4. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости / Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. - № 3. – С. 35-38.
  5. Желтковская, Л. Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л. Я. Желтковская, О. Б. Калинина // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 48-54.
  6. Занков, Л. В. О начальном обучении / Л. В. Занков. - М.: Просвещение, 1963. – 228 с.
  7.  Занков, Л. В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1968. – 350 с.
  8. Зверева, М. В. О дидактических принципах Л.В. Занкова / М. В. Зверева // Практика образования. – 2005. - №3. – С. 56-70.
  9. Зверева, М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) / М. В. Зверева. – М.: Просвещение, 2003. – 212 с.
  10. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. – СПб.: Питер, 2002. – 540 с.
  11. Леонид Владимирович Занков (1901-1977). Биобиблиографический указатель / АПН СССР, ГНП библиотека им. К.Д. Ушинского. – М.: АПН СССР, 1990. – 132 с.
  12. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975 – 248 с.
  14. Нечаева, Н. В. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: учебное пособие / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. – Самара: Изд. дом. «Федоров», 2006. – 168 с.
  15. Новое время – новая дидактика: педагогические идеи Л.В. Занкова и школьная практика: Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л.В. Занкова. – М. – Самара: Корпорация «Федоров», 2001. – 320 с.
  16. Новосёлова, Г. Д. Особенности работы по русскому языку в начальных классах с одаренными детьми / Г.Д. Новоселова // Ученые записки Орловского государственного университета – Орел, 2007. – С. 118-124.
  17. Полякова, А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Педагогика, 1978. – 189 с.
  18. Полякова, А. В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения / А. В. Полякова. – М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 1997. – 264 с.
  19. Репкин, В. В. Развивающее обучение как система / В. В. Репкин. – Томск: ТГУ, 1994. – 126 с.
  20. Репкин, В. В. Что такое развивающее обучение? / В. В. Репкин. – Томск: ТГУ, 1994. – 78 с.
  21. Рязанцева, А. Н. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и развития орфографической зоркости / А. Н. Рязанцева // Начальная школа. – 2007. - № 1. – С. 52-54.
  22. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.
  23. Трофимова, О. В. Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка / О. В. Трофимова // Традиции и новации в cовременном образовании. - Ярославль, 1999. – С. 54-64.
  24. Тяжелова, М. Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка / М. Г. Тяжелова // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С. 19-21.
  25. Чистякова, Л. Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л. Н.Чистякова. // Начальная школа. – 1997. - №2. – С. 36-42.
  26. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1979. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ,ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СТАНДАРТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Предмет исследования: Содержание дидактического материала и способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению орфографических навыков. Объект исследования: Процесс формиро...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...