Разработка урока по русскому языку "Знакомьтесь: другие части слова!"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Акопян Анжелика Аркадьевна

Урок по русскому языку во 2 классе по программе "Гармония"

  1. Ознакомить учащихся с новыми частями слова.
  2. Развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса.
  3. Воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания.
  4. Формировать умения и навыка пользоваться словарём.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Формирование УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок во 2-В классе по программе «Гармония»

Тема: Знакомьтесь:  другие части слова!

Задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с новыми частями слова.
  2. Развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса.
  3. Воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания.
  4. Формировать умения и навыка пользоваться словарём.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.
  6. Формирование УУД

Регулятивные УУД

ринятие  и сохранение учебной задачи;

 -Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ланирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

мение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД:

оиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

спользование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач;

роизвольное построение  речевых высказываний в устной и письменной форме;

интез как составление целого из частей;

равнение, сериация и классификация по заданным критериям;

ассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

мение формулировать собственное мнение и позицию;

мение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

мение задавать вопросы;

мение использовать речь для регуляции своего действия;

Оборудование: презентация,  толковый словарь, карточки с текстом, справочник русского языка (для каждого учащегося)

ХОД УРОКА

Слайд 1  Видео

1. Актуализация знаний

-  Посмотрите внимательно  видео ролик.  Представьте, что мы совершали  прогулку.  Попробуйте задать друг другу вопросы после просмотра видео.( Задать вопросы по увиденному)

-Что вы увидели во время прогулки? (природу) В какое время года?

-Что происходит  с природой?  Какое настроение вызывает у вас эти это видео?

-Именно такое настроение нам поможет в сегоднейшей непростой работе.

- Итак, мы отправляемся с вами в весенний лес.

- Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья…  Первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом. О каком цветке идет речь?

Слайд  Подснежники

Справка 

Латинское  название подснежника "галантус" (Galanthus) предположительно состоит из греческих корней, означает  «молочный цветок».

Эти цветы  бывают   самых разных цветов и форм, насчитывают  их более 18 видов. В Ставропольском крае  можно обнаружить 12 из 18 видов. Изящные хрупкие растения подснежника растут на опушках лесов, вдоль рек и на горных лугах.

Подснежник — один из самых первых вестников конца зимы.

Легенды о подснежниках

Сейчас  вам поведают легенду о том, как на Земле появились подснежники

Русская легенда утверждает, что  однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек через  толстое снежное покрывало. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне .

- Красоту первого весеннего цветка воспевали и поэты (Чтение стихотворения)

Слайд 3-4 фото со стихотворениями (читают стихотворения учащиеся)

-Работа со словарем со словами: проталина, вешних.

3. Постановка проблемного вопроса

От лирики переходим к тайнам русского языка, а именно к слову

- Посмотрите на экран.  Сформулируйте  задание (составляют слово)

(запишите слово в тетрадь) Подснежник

Назовите корень слова. (работа на интерактивной доске)

-Подберите  однокоренные слова с корнем снеж?

-Снег, снежок, снежный.  Запишите их.

-Почему их можно назвать однокоренными? Выделите корень.

-Что заметили  с корне слов. (снег, снеж – чередование согласных).

- С какие чередования согласных в корне вы знакомы?

-Запишите их на следующей строчке и запомните.

-Какие части слова присоединились к корню –снеж-. Работа с каждым словом в отдельности.

- Как называется и обозначается часть слова –под-

- Как называется и обозначается часть слова –ник-, -н-

-   Сформулируйте задачи урока. Чему будем учиться  и что узнаем  сегодня на уроке? Какие умения мы с вами будем развивать? (развивать умения составлять новые слова с помощью приставки и суффикса)

-Попробуем  ответить на вопросы? Что мы знаем?  И что сможем узнать?

  • Какие существуют части слова?
  •  Как их обозначают?
  • Где они находятся в слове?
  • Для чего служат приставка и суффикс?

На последний вопрос попытаемся ответить к концу урока.

4. Работа  с определением (по учебнику)

- Знакомство  с правилом стр. 95

5.Работа по образованию новых слов

Итак, подснежники появляются ранней  весной,  их называют первоцвет. 

-Какие еще первоцветы цветут в лесах на лугах?

Справка

Не успел еще сойти снег, а в лесах уже цветет розовыми и синими цветками

медуница. Медуница зацветает в конце апреля, пока лес еще стоит не очень зеленый. У медуницы красивые фиолетовые и пурпурные цветки. Название медуница получила, так как пчелы берут с нее первый нектар, когда вокруг еще нет цветов. Цветет в апреле—мае в европейской части России, на Кавказе, в Сибири.

Мать-и-мачеха  цветет  в начале весны. Назвали так , потому что верхняя сторона листьев гладкая и холодная (мачеха), а нижняя - пушистая и теплая (мать). Растет в Украине, Беларуси,  России, на Кавказе. В народной медицине листья и цветки мать-и- мачехи  и медуницы используют при болезнях органов дыхания, кашле, бронхите.

Крокусы цветут в начале весны или осенью. Насчитывается около 80 видов крокусов, которые делятся на весеннее цветущие и осеннее цветущие.

Крокусы хорошо растут на освещенных, прогреваемых солнцем местах.

-Давайте посмотрим, в каком лесу могли  бы появиться первоцветы (выбор картинки) Почему?

-Приходя в лес, мы должны помнить правила поведения.

-Перед Вами иллюстрации.  Скажите, где ребята поступают неправильно?

Берегите первоцветы, они занесены в Красную книгу!

ФИЗМИНУТКА

-Перед вами корень слова  ЛЕС

-Какое задание вам надо выполнить?   (образуем новые слова)

(в тетрадь учащиеся записывают слово лес, и однокоренные слова, выделяют части слова лесник, лесок, лесной, перелесок, лесистый).

К словам добавляем окончания –ый-, -е-, -ой-

Работа с толковым словарем.

В толковом словаре находим значения слов перелесок,  лесистый,  полесье

Вывод: С помощью какой части слова образовали новые слова?

7. Работа в группах и парах  с текстом

(Задание для группы и для отдельных учащихся)

 -Дополни слова приставками и суффиксами.

Текс 1 (работают в группах средние и слабые учащиеся)

Слайд

Однажды днём на мал…..ом ….горке оттаяла земля.    ….бежал тёплый ветер….  . Показался цвет…  Это был ….снеж….  .

(-ник-    - еньк-   -про-    - при-     - ок-    -под-)

Текс 2 (индивидуально работают сильные учащиеся)

Слайд

Скоро всё …зеленеет. Мал…..ие школь…..и пойдут в лес на …гул…у.

Старшие ребята с рюкзаками отправятся в     …ход.

         

 Какими приставками  (суффиксами) дополняли слова. Чтение получившего текста.

  1. Рефлексия

Слайд

Составим небольшой справочник русского языка для частей слова

(у каждого учащегося листочек «Справочник русского языка»)

Приставки                                Суффиксы

-Выпишем все приставки, с помощью которых образовывали новые слова.

- Выпишем все суффиксы , с помощью которых образовывали новые слова. Справочник будем пополнять новыми приставками и суффиксами. Их в русском языке много.

«Справочник русского языка»

Приставки        

Суффиксы

под, при, про, пере, по, за

ок,  ник,  н, ист, к, еньк,

  1. Домашнее задание

Из текста по литературному чтению  найдите и выпишите  в тетрадь 10 слов с   приставками и суффиксами, которые мы записали в справочник.

Карточка 1

Однажды днём на мал…..ом   ….горке оттаяла земля.    ….бежал тёплый ветер….  .        Показался цвет…   .Это был ….снеж….  .

(-ник-    - еньк-   -про-    - при-     - ок-    -под-)

Карточка 2

Скоро всё …зеленеет. Мал…..ие   школь…….и    пойдут в лес на       …..гул…у.

Старшие ребята с рюкзаками отправятся   в      …ход.


Справочник «Части слова»

Приставки        

Суффиксы

Справочник «Части слова»

 

Приставки        

Суффиксы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Методическая разработка урока по теме "Суффикс как часть слова"

Урок усвоения новых  знаний,  образовательная программа «Школа 2100»...

Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."

Презентация знакомит детей  с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....