Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Теплякова Светлана Олеговна

Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о лексике и фразеологии русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr-ma_po_rus.yaz_.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология)

Составитель: Теплякова С.О.

 I. Пояснительная записка

Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о лексике и фразеологии русского языка. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Учащиеся получают сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания и т.д. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии.

       Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, как много тайн хранит в себе русский язык. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Учащиеся расширяют свои знания по русскому языку, совершенствуют речь, учатся любить и чувствовать родную речь. Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку (по лексике, фразеологии, этимологии).

Задачи курса:

Обучающие:

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-        приобретение знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии  русского языка;

-        пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-        развитие мотивации к изучению русского языка;

-        развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

-        совершенствование общего языкового развития учащихся;

-        углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-        воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-        развивать  смекалку и сообразительность;

-        приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-        развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

-        учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  «Тайны русского языка»

- развитие интеллекта учащихся;

-        научность и занимательность учебного материала;

-        наглядность и доступность изучаемого материала;

-        индивидуальный подход к учащимся с учётом индивидуальных способностей.

         

IV. Формы проведения занятий

 Лекции; практические занятия с использованием занимательного материала; работа со словарями омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологии; творческая работа учителя и учащихся.

V. Основные методы и технологии

•        технология  разноуровневого обучения;

•        развивающее обучение;

•        технология  обучения в сотрудничестве;

•        коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI.  Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 3-х классов.

VII. Тематическое планирование (34 часа).

Тема занятия

Кол-во часов

1

Многоликие слова русского языка.

1

2

Лексическое значение слова.

1

3

Однозначные и многозначные слова.

1

4

Слова-омонимы (лексические).

1

5

Слова-омоформы (грамматические омонимы).

1

6

Слова-омофоны (фонетические омонимы).

1

7

Каламбур. Использование омонимов, омоформов, омофонов в каламбурах.

1

8

Слова-омографы (графические омонимы).

1

9

Омонимия на разных уровнях языка. Словарь омонимов русского языка.

1

10

Викторина «Омонимы».

1

11

Слова-синонимы.

1

12

Синонимия в русском языке. Словарь синонимов.

1

13

Слова-антонимы.

1

14

Антонимия на различных уровнях языка. Словарь антонимов.

1

15

Использование антонимов в стилистических приёмах - антитеза и оксюморон.

1

16

Викторина «Синонимы и антонимы»

1

17

Слова-паронимы.

1

18

Происхождение лексики современного русского языка. Исконно русские слова.

1

19

Происхождение лексики современного русского языка. Старославянизмы. Заимствованные слова.

1

20

Диалектная и специальная лексика.

1

21

Активная и пассивная лексика.

1

22

Архаизмы. Неологизмы.

23

Фразеология. Фразеологизмы в русском языке.

1

24

История возникновения и толкование фразеологизмов.

1

25

Многозначность фразеологизмов.

1

26

Фразеологизмы-омонимы.

1

27

Фразеологизмы-синонимы.

1

28

Фразеологизмы-синонимы.

1

29

Фразеологический словарь.

1

30

Викторина «Фразеологизмы».

1

31

Этимология слов.

1

32

Научная и народная этимология слов.

1

33

Изучение происхождения слов.

1

34

Итоговый урок-игра «Умники и умницы».

1

Итого:      34 часа 

        

VIII. Содержание курса.

1

Тема: «Многоликие слова русского языка» (1ч)

Многоликость слова: звуковая оболочка, лексическое и грамматическое значение. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

2

Тема: «Лексическое значение слова» (1ч)

Знакомство с   термином «лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Умение ориентироваться в словаре.  Обогащение  словарного запаса  учащихся. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

3

Тема: «Однозначные и многозначные слова» (1ч)

Знакомство с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова. Основное и вторичные значения многозначных слов. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

4

Тема: «Слова-омонимы (лексические)» (1ч)

Знакомство со словами-омонимами. Отличие  многозначных слов от  слов-омонимов. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

5

Тема: «Слова-омоформы (грамматические омонимы)» (1ч)

Знакомство со словами-омоформами. Рассматриваются грамматические особенности таких слов. Составление предложений с омоформами. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

6

Тема: «Слова-омофоны (фонетические омонимы)» (1ч)

Знакомство со словами-омофонами. Сравнение транскрипций омофонов. Составление предложений с омофонами. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

7

Тема: «Каламбур. Использование омонимов, омоформов, омофонов в каламбурах» (1ч)

На чём основан каламбур. Каламбур в стихотворениях, загадках и скороговорках для создания яркого образа. Сочинение каламбура.

8

Тема: «Слова-омографы (графические омонимы)» (1ч)

Знакомство со словами-омографами. Сравнение графического образа омографов. Составление предложений с омографами. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

9

Тема: «Омонимия на разных уровнях языка. Словарь омонимов русского языка» (1ч)

Лексические, фонетические, графические, фразеологические омонимы. Омоморфия. Омонимичные приставки, суффиксы, окончания. Знакомство со словарём омонимов. Обучение умению пользоваться различными словарями. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

10

Тема: «Викторина «Омонимы» (1ч)

Проверка полученных знаний учащихся с помощью занимательных заданий викторины.

11

Тема: «Слова-синонимы»  (1ч)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

12

Синонимия в русском языке. Словарь синонимов» (1ч)

Дается понятие синонимии в языке. Знакомство со словарём синонимов. Обучение умению пользоваться различными словарями. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

13

Тема: «Слова-антонимы» (1ч)

Знакомство со словами с противоположным лексическим значением. Использование антонимов в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских сказок. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

14

Тема: «Антонимия на различных уровнях языка. Словарь антонимов» (1ч)

 Антонимия на уровне состава слова, морфологии и синтаксиса. Знакомство со словарём антонимов. Обучение умению пользоваться различными словарями. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

15

Тема: «Использование антонимов в стилистических приёмах - антитеза и оксюморон» (1ч)

Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями антитеза и оксюморон. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

16

Тема: «Викторина «Синонимы и антонимы» (1ч)

Проверка полученных знаний учащихся с помощью занимательных заданий викторины. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

17

Тема: «Слова-паронимы» (1ч)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

18

Тема: «Происхождение лексики современного русского языка. Исконно русские слова» (1ч)

Словарный состав русского языка: лексика исконно русская, старославянская, иноязычная. Какие слова называют исконно русскими. Общеславянские, древнерусские и собственно русские слова.

19

Тема: «Происхождение лексики современного русского языка. Старославянизмы. Заимствованные слова» (1ч)

Какие слова называют старославянизмами. Смысловые и фонетические признаки старославянизмов. Заимствованные слова. Почему в русский язык проникают иностранные слова?

20

Тема: «Диалектная и специальная лексика» (1ч)

Лексика народных говоров (диалекты). Использование диалектов и жаргонизмов в художественной литературе. Профессионализмы. Жаргонизмы.

21

Тема: «Активная и пассивная лексика» (1ч)

Активная лексика – ядро лексической системы современного русского языка. Пассивная лексика – устаревшие и специальные слова.

22

Тема: «Архаизмы. Неологизмы» (1ч)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

23

Тема: «Фразеология. Фразеологизмы в русском языке» (1ч)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

24

Тема: «История возникновения и толкование фразеологизмов»(1ч)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. История возникновения и значение отдельных фразеологизмов. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

25

Тема: «Многозначность фразеологизмов» (1ч)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Многозначные фразеологизмы. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

26

Тема: «Фразеологизмы-омонимы» (1ч)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Фразеологизмы-омонимы. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

27

Тема: «Фразеологизмы-синонимы» (1ч)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Синонимические фразеологизмы. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

28

Тема: «Фразеологизмы-антонимы» (1ч)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Фразеологизмы-антонимы. Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

29

Тема: «Фразеологический словарь» (1ч)

Знакомство с фразеологическим словарём. Обучение умению пользоваться различными словарями. Конкурс рисунков «Весёлые картинки». Игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания для закрепления изученного материала.

30

Тема: «Викторина «Фразеологизмы» (1ч)

Проверка полученных знаний учащихся с помощью занимательных заданий викторины.

31

Тема: «Этимология слов. Этимологический словарь» (1ч)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

32

Тема: «Научная и народная этимология слов» (1ч)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке. Научное и народное (ложное) толкование происхождения слов.

33

Тема: «Изучение происхождения слов» (1ч)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов . Работа с этимологическим словарем.

34

Тема: «Итоговое занятие-игра «Умники и умницы». (1ч)

Проверка полученных знаний учащихся с помощью занимательных заданий игры «Умники и умницы».

Итого: 34 часа  

IX. Планируемые результаты изучения курса.

        Личностные результаты:

-        эмоциональность; умение осознавать и определять  свои эмоции;

-        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-        интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-        интерес к изучению языка;

-        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

-        самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

-        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-        пользоваться словарями, справочниками;

-        осуществлять анализ и синтез;

-        устанавливать причинно-следственные связи;

-        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-        задавать вопросы.

Учащиеся к концу 3-го класса должны знать:

-отличительные признаки основных лексических единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, фразеологией, этимологией;

Учащиеся должны уметь:

- подбирать омонимы, антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться  фразеологическим, этимологическими словарями, а также словарями антонимов, синонимов, омонимов.

X. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

1. А.Т.Арсирий «В страну знаний с дедом Всеведом» (занимательные материалы по русскому языку), Дрофа, 2004

2. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», Просвещение, 1995

3. В.Волина «Этимологический словарь», Дидактика Плюс, 2000

4. В.Волина «Фразеологический словарь», Дидактика Плюс, 2000

5. И.Г.Сухин «Занимательные материалы», Вако, 2004

6. О.Холодова «Юным умникам и умницам», Рост-книга, 2005

7. Н.Винокурова «Подумаем вместе», Рост, 1998

8. Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы, ВАКО, 2007

9. Волина В. В. «Русский язык в рассказах, сказках, стихах», “АСТ”, 1996

10. Материалы интернет-сайтов

Для осуществления образовательного процесса по программе «Тайны русского языка» необходимо:

-        наличие лингвистических словарей (омонимов, синонимов, антонимв, фразеологизмов, этимологии);

-        наличие  карточек со сведениями из истории слов и выражений, лингвистическими сказками, играми, загадками, шарадами, кроссвордами, метаграммами, весёлыми рисунками;

-        компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;